Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 июня 2011 г. N ВАС-6680/11 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Шелудяева В.Н.
Судей
Ключниковой Н.В.
Степиной Л.В.
При участии в заседании:
от СНТ "Родник"
от Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области
от Администрации города Липецка в лице Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка
от муниципального образования город Липецк в лице Администрации города Липецка
Затонских А.М. - представитель (протокол от 14.06.2008 N 1);
Мельник Т.М. - представитель (дов. от 20.01.2011 N 308-01);
не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.09.2010 (судья Щедухина Т.М.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2010 г. (судьи Поротиков А.И., Мокроусова Л.М., Сухова И.Б.) по делу N А36-2511/2010,
УСТАНОВИЛ:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Родник" (далее - СНТ "Родник") обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением (с учетов уточнений) о признании незаконным отказа Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области, изложенного в письме N 7863-06 от 18.06.2010 г., о предоставлении в аренду земельного участка площадью 152 821 кв. м. с кадастровым номером 48:20:0000000:213, расположенного по адресу: Липецкая область, г. Липецк, в районе СНТ "Имени И.В. Мичурина" и ГПК "Наука", для садоводства и обязании уполномоченного органа принять решение о предоставлении СНТ "Родник" вышеуказанного земельного участка в аренду, заключить договор аренды на срок в зависимости от принятого решения.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 14.09.2010 г заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2010 г. решение суда от 14.09.2010 по настоящему делу оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить указанные судебные акты, полагая, что они приняты в нарушение норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, с заявлением об оспаривании решения Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 152 821 кв. м. с кадастровым номером 48:20:0000000:213 для ведения гражданами садоводства в суд обратилось Садоводческое некоммерческое товарищество "Родник"
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Частями 1 и 3 статьи 27 АПК РФ установлено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 АПК РФ, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ установлено, что арбитражный суд прекращает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Как следует из материалов дела, при принятии обжалуемых судебных актов судами обеих инстанций не были исследованы учредительные документы заявителя, в том числе и в части осуществляемых им видов деятельности и при этом не дана оценка подведомственности арбитражному суду заявленного спора.
Кроме того, удовлетворив заявленные требования о признании незаконным отказа Управления в предоставлении в аренду СНТ "Родник" испрашиваемого земельного участка, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что указанный участок должен предоставляться по правилам, установленным статьей 34 ЗК РФ.
При этом суд обязал уполномоченный орган предоставить СНТ "Родник" в аренду спорный земельный участок в соответствии с требованиями вышеназванной нормы.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Указанный порядок предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам обеспечивается, в том числе, путем обязательной подготовки и публикации информации о земельных участках, предоставляемых на определенном праве и предусмотренных условиях, а также путем запрета установления приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом (ст. 34 ЗК РФ).
Принимая решение об обязании Управления имущественных и земельных отношений предоставить в аренду спорный земельный участок, суд не исследовал и не дал оценки обстоятельствам, связанным с осуществлением процедуры предоставления земельных участков, предусмотренной статьей 34 ЗК РФ.
При этом оценка возможности принятия такого решения в части восстановления нарушенного права заявителя судом также не дана.
Порядок выбора и представления земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений регулируется нормами Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ предусмотрено, что на основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Пунктом 4 той же статьи установлено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность. Общее собрание членов огороднического некоммерческого объединения вправе принять решение о закреплении за таким объединением как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков.
Как следует из материалов дела, обстоятельства, связанные с соблюдением процедуры предоставления земельных участков, предусмотренной вышеназванными нормами закона, судами первой и апелляционной инстанций исследованы не были и оценка им не дана.
При таких обстоятельствах спора обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч.1 ст. 287, ст. 288 и ст. 289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.09.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2010 г. по делу N А36-2511/2010 - отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ предусмотрено, что на основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Пунктом 4 той же статьи установлено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность. Общее собрание членов огороднического некоммерческого объединения вправе принять решение о закреплении за таким объединением как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 марта 2011 г. N Ф10-287/2011 по делу N А36-2511/2010