г. Калуга |
|
05 сентября 2014 г. |
Дело N А36-2706/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.09.2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.09.2014 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Липецкая городская энергетическая компания" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 27.03.2014 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2014 г. по делу N А36-2706/2013,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Липецкая городская энергетическая компания", г. Липецк, обратился в Арбитражный суд Липецкой области с иском к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области о принятии пункта 7 Приложения к договору аренды земельного участка от 25.01.2013 N 83/12-СЮ "Расчет арендной платы: Ставка арендной платы (%) - 0,01%" в редакции истца и взыскании расходов по уплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 27.03.2014 г. (судья Е.И. Захарова), оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2014 г. (судья И.Б. Сухова, судьи А.И. Протиков, И.В. Ушакова) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не соглашаясь с выводами судов обеих инстанций, ОАО "Липецкая городская энергетическая компания" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит вышеуказанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя кассатора и проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи со следующим.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, 25.01.2013 г., между Управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области (арендодатель) и ОАО "ЛГЭК" (арендатор) был заключен договор N 83/13-СЮ аренды земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 798 м2, для строительства КЛ от ТП-262 до ТП-227 второго ввода котельной "Тубдиспансер" в Советском округе г. Липецка, сроком по 23.01.2014 г.
Данный договор был подписан с протоколом разногласий, который до настоящего времени ОАО "ЛГЭК" не подписан.
Между сторонами не было достигнуто соглашение относительно размера ставки арендной платы.
По мнению истца, размер арендной платы составляет 0,01% от кадастровой стоимости спорного земельного участка, в то время как ответчик считает, что арендная плата должна начисляться исходя из ставки, равной 1%.
Учитывая вышеуказанные разногласия, истец обратился в суд с настоящим иском.
Кассационная коллегия полагает, что суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, при этом правомерно руководствуясь следующим.
Согласно ст. 606 Гражданского кодекса РФ и п. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Учитывая положения ч. 2 ст. 445 ГК РФ, возникшие при заключении настоящего договора аренды разногласия истцом правомерно переданы на рассмотрение суда.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
На основании указанных норм права судами правомерно сделан вывод о том, что, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
В данном случае решением Липецкого городского Совета депутатов от 26.10.2010 г. N 131 утверждено Положение "О порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Липецка, порядке, условиях и сроках ее внесения и об установлении ставок арендной платы за земельные участки, расположенные в границах города Липецка".
Согласно пункта 2.2 данного Положения при расчете арендной платы за использование земельного участка ставка арендной платы, определенная в приложении к настоящему Положению, применяется с учетом вида разрешенного использования земельного участка и фактического его использования (характеристики деятельности арендатора на арендованном земельном участке).
Как следует из условий договора N 83/13-СЮ от 25.01.2013 г. земельный участок площадью 798 м2, расположенный в Советском округе г. Липецка, предоставляется ОАО "Липецкая городская энергетическая компания" для строительства КЛ от ТП-262 до ТП-227 второго ввода котельной "Тубдиспансер" и, следовательно, может использоваться только для достижения указанной цели.
Согласно ответу филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области спорный земельный участок, подлежавший передаче в аренду по данному договору, относится к 13-ой группе разрешенного использования.
В силу приложения к вышеуказанному Положению о порядке определения арендной платы, для земельных участков, отнесенных к 13 группе разрешенного использования, ставка арендной платы установлена в размере 2% от кадастровой стоимости, а для земельных участков, переданных для строительства объектов, указанных в пункте 13 Приложения, ставка арендной платы составляет 1% от кадастровой стоимости (пункт 13.1 Приложения).
Таким образом, принимая во внимание, что спорный земельный участок был предоставлен ОАО "ЛГЭК" для строительства кабельной линии, судебная коллегия согласна с выводом судов о том, что при заключении договора N 83/13-СЮ ставка арендной платы должна составлять 1% от кадастровой стоимости земельного участка.
Оспаривая позицию ответчику, ОАО "ЛГЭК" считает, что в данном случае при расчете арендной платы должен быть применен пункт 9.3.1 Приложения, поскольку земельный участок предоставлен для строительства объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, в связи с чем ставка арендной платы устанавливается в размере 0,01% от кадастровой стоимости.
Между тем, как правомерно отражено судебными инстанциями, данный пункт не конкретизирует перечень объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. При этом, в 13 пункте Приложения содержится исчерпывающий перечень объектов при строительстве которых ставка арендной платы составляет 1%. К указанному перечню отнесены в частности воздушные линии электропередачи, а также строения и сооружения электроэнергетики.
Как следует из проектной документации на строящийся объект, он является линейным объектом и предназначен для передачи электрической энергии от трансформаторной подстанции к потребителям электрической энергии. Данная линия электропередач относится к сетям общего назначения.
Из экспертного заключения от 31.12.2013 г. также следует, что посредством строящейся кабельной линии 6 Кв от ТП-262 до ТП-227 второго ввода котельной "Тубдиспансер" будет осуществляться поставка электрической энергии не только в жилые дома но и на объекты, не относящиеся к жилищному фонд.
Кроме того, как указано судебными инстанциями, спорный земельный участок относится к 13-ой группе разрешенного использования.
При этом, доказательств, подтверждающих изменение вида разрешенного использования земельного участка, выступающего предметом договора N 83/13-СЮ от 25.01.2013 г. и внесение соответствующих данных в сведения государственного земельного кадастра, в материалы дела не представлено.
При этом, также отсутствуют доказательств того, что возводимый объект недвижимости на несформированном земельном участке предназначен для обслуживания жилищного фонда и будет использоваться исключительно для нужд потребителей жилищного комплекса муниципального образования.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом исследования и оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Доводы, изложенные в жалобе, сводятся к переоценке установленных судами фактических обстоятельств, что в силу ст. 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь ч. 1 п. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 27.03.2014 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2014 г. по делу N А36-2706/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Солодова |
Судьи |
Л.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Липецкая городская энергетическая компания" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 27.03.2014 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2014 г. по делу N А36-2706/2013,
...
Согласно ст. 606 Гражданского кодекса РФ и п. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Учитывая положения ч. 2 ст. 445 ГК РФ, возникшие при заключении настоящего договора аренды разногласия истцом правомерно переданы на рассмотрение суда.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 5 сентября 2014 г. N Ф10-2920/14 по делу N А36-2706/2013