г.Калуга |
|
18 сентября 2014 г. |
Дело N А54-4864/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.09.2014.
Полный текст постановления изготовлен 18.09.2014.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии в открытом судебном заседании представителей:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Полимерпродукт" (ОГРН 1026201106580, ИНН 6230040922, ул. Зубковой, 26, 399, г. Рязань, 390048) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от заинтересованных лиц:
администрации города Рязани (ОГРН 1026201270260, ИНН 6227000292, ул. Радищева, д.28, г.Рязань, 390000) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
Управления земельных ресурсов и имущественных отношений администрации города Рязани (ОГРН 1026200872620, ИНН 6227000486, ул. Введенская, 107, г.Рязань, 390046) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Рязани на решение Арбитражного суда Рязанской области от 03.03.2014 (судья Стрельникова И.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2014 (судьи Каструба М.В., Рыжова Е.В., Тучкова О.Г.) по делу N А54-4864/2013,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Полимерпродукт" (далее- общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия управления земельных ресурсов администрации города Рязани по задержке подготовки Постановления N2593 от 16.05.2012 о продаже земельного участка с кадастровым номером N 62:29:008:0081:142, расположенного по адресу г. Рязань, пр. Яблочкова д. 5 корп. 25 с 26.05.2011 года по 03.04.2012; признании незаконным бездействия администрации города Рязани по задержке выпуска постановления N 2593 от 16.05.2012 о продаже земельного участка с кадастровым номером N 62:29:008:0081:142, расположенного по адресу г.Рязань, пр. Яблочкова д. 5 корп. 25 с 26.05.2011 года по 16.05.2012 ( с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 03.03.2014 заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным бездействие администрации города Рязани по задержке вынесения постановления от 16.05.2012 N 2593 о продаже земельного участка с кадастровым номером 62:29:008:0081:142, расположенного по адресу: г.Рязань, проезд Яблочкова, д. 5, корп. 25, в период с 26.05.2011 по 15.05.2012. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2014 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация г.Рязани (далее- администрация) просит решение и постановление отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме, указывая, что в оспоренный обществом период администрация не бездействовала, а не могла принять решение в связи с отсутствием предусмотренных законом документов по причине не представления их заявителем. Податель жалобы отмечает, что земельный участок с кадастровым номером 62:29:008:0081:142, расположенный по адресу: г.Рязань, проезд Яблочкова, д. 5, корп. 25,снят с кадастрового учета.
Общество "Полимерпродукт" в отзыве на жалобу просит оставить судебные акты без изменения, так как заявитель не привел достаточных оснований для их отмены, снятие земельного участка с кадастрового учета произошло по вине администрации и в настоящее время на основании решения Арбитражного суда Рязанской области от 25.07.2014 по делу N А54-1637/2014 восстановлены в государственном кадастре недвижимости аннулированные и исключенные сведения о спорном земельном участке.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Судами установлено, подтверждено материалами дела, являясь собственником здания, литеры Щ, Щ1, Щ2, назначение - производственное, общей площадью 1194,1 кв. метров, расположенного по адресу: город Рязань, пр. Яблочкова, дом 5 корпус 25 (свидетельство о государственной регистрации права от 03.03.2013 серии 62 МГ N 031109), ООО "Полимерпродукт" обратилось 18.02.2011 в администрацию с заявлением от 17.02.2011 N 9 о продаже земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080081:142, на котором расположен принадлежащий ему производственный объект, приложив доверенность представителя, копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица, выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимости и на испрашиваемый земельный участок, кадастровый паспорт на земельный участок и три письма с ответами государственных учреждений по вопросу компетенции о продаже земельного участка.
В течение 2011 года администрации и общество вели переговоры по объему предоставляемых заявителем документов.
16.05.2012 администрацией принято постановление N 2593 "О продаже в собственность обществу земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080081:142 для обслуживания производственного здания" по цене 349 864 рубля 85 копеек (из расчета 2,5% от кадастровой стоимости).
Полагая, что с 26.05.2011 по 16.05.2012 имело место бездействие ответчиков по подготовке и вынесению постановления о продаже обществу земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080081:142, что привело к завышению выкупной цены земельного участка, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконным бездействия администрации в период с 26.05.2011 по 16.05.2012 по непринятию постановления о продаже ООО "Полимерпродукт" земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080081:142, суды пришли к выводу об обоснованности требований общества, поскольку, обращаясь 18.02.2011 в администрацию с заявлением о продаже земельного участка, представило все необходимые документы, а несвоевременное рассмотрение заявления привело к принятию постановления N 2593, в котором выкупная цена земельного участка указана в размере 2,5 процента от кадастрой стоимости, тогда как на момент подачи заявления в соответствии с Законом Рязанской области от 26.10.2004 N 112-ОЗ выкупная цена составляла 1%.
Выводы судов являются правильными исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения или сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. При этом граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, если иное не установлено федеральными законами. Указанное право осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом и федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ, для приобретения прав на земельный участок собственники зданий, строений, сооружений обращаются с заявлением в соответствующий исполнительный орган государственной власти с приложением кадастровой карты (плана) земельного участка и иных необходимых документов.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (абзац 2 пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 5 приказа Министерства экономического развития России от 30.10.2007 N 370, действующего в момент обращения общества в администрацию, к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Заявление), прилагаются следующие документы:
- копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
- копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
- копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- кадастровый паспорт, а до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - выписка из государственного земельного кадастра (кадастровый план земельного участка (разделы В.1 и В.2, а также В.3 и В.4 - при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре);
- копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Аналогичный перечень документов предусмотрен приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
Судами установлено, что обществом в администрацию были предоставлены: доверенность представителя, копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимости и на испрашиваемый земельный участок, кадастровый паспорт на земельный участок и три письма с ответами государственных учреждений по вопросу компетенции о продаже земельного участка.
Оценив доводы общества и администрации, исследовав представленные ими доказательства, суды указали, что требования администрации о представлении обществом информации о нахождении на истребуемом к выкупу земельном участке металлических сооружений не являлось необходимым для рассмотрения заявления и принятия соответствующего решения.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) перечень документов.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 ЗК РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимают решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Следовательно, реализация прав юридического лица на выкуп земельного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположены принадлежащие ему объекты недвижимого имущества, порождает обязанность исполнительного органа государственной власти совершить действия, направленные на выполнение законных требований заявителя. Право юридического лица на приобретение земельного участка является безусловным.
В нарушение требований статей 65 и 200 АПК РФ администрация не представила доказательств, что нарушение требования пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации по принятию в установленный данной нормой срок решения, предусмотренное названной нормой, вызваны объективными обстоятельствами.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Суды обеих инстанций оценили представленные в материалы дела доказательства и установили, что, являясь собственником объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, истец обратился с надлежащим заявлением в орган исполнительный власти, приложив полный пакет документов, предусмотренный соответствующим перечнем. Однако Администрация в установленный законом срок свою обязанность не исполнила, в связи с чем суды правомерно признали бездействие незаконным.
На основании изложенного доводы кассационной жалобы отклоняются судом округа, как несостоятельные, поскольку основаны на ошибочном толковании примененных судами норм права.
Кроме того, довод кассатора об отсутствии земельного участка отклоняется, поскольку снятие участка с кадастрового учета не означает его гибели, невозможности предоставления его в собственность Общества после восстановления о нем сведений в ГКН.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, а потому оснований для их пересмотра в условиях кассации не имеется.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 03.03.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2014 по делу N А54-4864/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 ЗК РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимают решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
...
В нарушение требований статей 65 и 200 АПК РФ администрация не представила доказательств, что нарушение требования пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации по принятию в установленный данной нормой срок решения, предусмотренное названной нормой, вызваны объективными обстоятельствами.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18 сентября 2014 г. N Ф10-2993/14 по делу N А54-4864/2013