Нашим учреждением в период с 2001 по март 2004 года выполнялись следующие платные услуги: бальзамирование, санитарная и косметическая обработка тел и т.п. Данные услуги, по нашему мнению, относятся к ритуальным, следовательно, не должны облагаться НДС согласно подп. 8 п. 2 ст. 149 НК РФ.
По мнению налоговой инспекции, данные услуги не относятся к ритуальным и должны облагаться НДС, поскольку их нет в ОКУН ОК-002-93.
Освобождаются ли данные услуги от обложения НДС?
Играет ли роль наличие (отсутствие) лицензии при предоставлении льготы в указанный период?
Оказание на территории РФ ритуальных услуг освобождается от обложения НДС (подп. 8 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Согласно п. 13 Методических рекомендаций МНС РФ по НДС "от налога освобождаются только те ритуальные услуги, перечень которых приведен в разделе "Ритуальные услуги" Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93" (ОКУН).
В указанном разделе ОКУН действительно нет именно тех услуг, которые оказывает ваша организация, тем не менее Методические рекомендации - это не панацея.
Так, например, в Письме УМНС РФ по г. Москве от 29 марта 2002 г. N 23-10/9/14281 сообщается, что кроме услуг, перечень которых приведен в разделе "Ритуальные услуги" ОКУН, к ритуальным услугам относятся и услуги, поименованные в ст. 5 Закона города Москвы от 4 июня 1997 г. N 11 "О погребении и похоронном деле в городе Москве".
Согласно ст. 5 Закона N 11 в перечень ритуальных услуг в городе Москве, в частности, входят бальзамирование, а также санитарная и косметическая обработка тел.
Почему же УМНС РФ по г. Москве придерживается такой позиции?
Видимо, потому, что поскольку понятия ритуальных услуг НК РФ не содержит, то при решении этого вопроса следует использовать институты, понятия и термины других отраслей законодательства Российской Федерации, причем в том значении, в каком они используются в этих отраслях. Это правило предусмотрено п. 1 ст. 11 НК РФ.
Давайте же проанализируем другие нормативные акты и документы за последние годы и узнаем наверняка, что следует понимать под ритуальными услугами.
Согласно ст. 1 Закона г. Санкт-Петербурга от 30 ноября 1999 г. N 237-32 "О погребении и похоронном деле" бальзамирование, санитарная и косметическая обработка тел относятся к ритуальным услугам.
Аналогичное содержится в:
п. 4 Положения о порядке лицензирования деятельности по оказанию ритуальных услуг (утверждено Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. N 1272);
п. 3 Порядка возмещения расходов на ритуальные услуги, связанные с погребением лиц, замещавших государственные должности города Москвы и государственные должности государственной службы города Москвы (утвержден Указом Мэра Москвы от 10 сентября 2003 г. N 43-УМ);
п. 26 Инструкции о порядке погребения умерших (погибших) военнослужащих федеральных органов правительственной связи и информации, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, изготовления и установки надгробных памятников (утверждена Приказом Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ от 28 августа 2000 г. N 189);
п. 37 Инструкции о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, изготовления и установки надгробных памятников (утверждена Приказом министра обороны РФ от 5 ноября 2000 г. N 500);
п. 26 Инструкции о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих Пограничной службы РФ, граждан, призванных на военные сборы, лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, изготовления и установки надгробных памятников (утверждена Приказом Федеральной пограничной службы РФ от 22 июля 2002 г. N 444);
п. 32 Инструкции о порядке погребения погибших (умерших) сотрудников органов внутренних дел РФ, лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел, оплаты ритуальных услуг, изготовления и установки надгробных памятников (утверждена Приказом МВД России от 31 декабря 2002 г. N 1272);
п. 25 Инструкции о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих войск гражданской обороны, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), оплаты ритуальных услуг, изготовления и установки надгробных памятников (утверждена Приказом МЧС России от 30 июня 2004 г. N 307);
п. 9 Порядка погребения погибших (умерших) лиц начальствующего состава Федеральной фельдъегерской связи, оплаты ритуальных услуг и расходов на изготовление и установку надгробных памятников (утвержден Приказом Государственной фельдъегерской службы РФ от 21 июля 2004 г. N 262).
Таким образом, под ритуальными услугами общепринято понимать не только услуги, перечень которых приведен в разделе "Ритуальные услуги" ОКУН, но и услуги морга, в том числе бальзамирование, санитарную и косметическую обработку тел и т.п.
По мнению автора, указанные услуги являются ритуальными и не подлежат обложению НДС. Возможно, такую позицию придется отстаивать через суд. Тем не менее приведенные аргументы достаточно весомы для использования их в судебном споре и должны дать положительный результат.
Перечисленные в ст. 149 НК РФ операции не подлежат налогообложению при наличии у налогоплательщиков, их осуществляющих, лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ (п. 6 ст. 149 НК РФ).
Это означает, что налогоплательщик не может использовать льготу в том случае, если он обязан согласно законодательству иметь лицензию, но таковую не имеет. Если же в соответствии с законодательством РФ на осуществляемую налогоплательщиком деятельность лицензия не требуется, то льгота предоставляется независимо от этого факта.
Согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", вступившему в силу с 11 февраля 2002 г., лицензирование оказания ритуальных услуг прекратилось.
До вступления в действие Закона N 128-ФЗ ситуация с лицензированием ритуальных услуг была следующая.
Федеральным законом от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" также не было предусмотрено получение лицензии на оказание ритуальных услуг, поскольку данные услуги не были поименованы в ст. 17 "Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии" этого Закона.
Однако п. 2 ст. 19 Закона N 158-ФЗ было установлено, что виды деятельности, не включенные в ст. 17 Закона, осуществляются со дня вступления в силу этого Закона без лицензий, за исключением случаев, когда лицензирование указанных видов деятельности проводится в соответствии с иными федеральными законами, вступившими в силу до дня вступления в силу Закона N 158-ФЗ. А поскольку лицензирование отдельных видов ритуальных услуг было предусмотрено ст. 28 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", то в период до 11 февраля 2002 г. рассматриваемая деятельность подлежала лицензированию.
Таким образом, налогоплательщик не мог использовать рассматриваемую льготу до 11 февраля 2002 г., если он не имел лицензии на оказание ритуальных слуг. Начиная с 11 февраля 2002 г., отсутствие лицензии у такого налогоплательщика при использовании рассматриваемой льготы значения не имеет.
Г. Кузьмин,
ведущий эксперт "БП"
1 сентября 2004 г.
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 39, сентябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.