г.Калуга |
|
24 сентября 2014 г. |
Дело N А64-7981/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.09.2014.
Полный текст постановления изготовлен 24.09.2014.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей |
Смолко С.И. |
|
Николаевой Н.Н. |
При участии в заседании: |
|
от открытого акционерного общества "Тамбовская областная сбытовая компания" (ул. Студенецкая, д. 10, г. Тамбов, 392000, ОГРН 1056882378464, ИНН 6829017247) |
- Гуляева Д.Ю. - представитель (доверенность N 2 от 09.01.2014, сроком до 31.12.2014) и Бухнина М.Ю. - представитель (доверенность N 12 от 09.01.2014, сроком до 31.12.2014); |
от Территориального отдела (инспекции) по Тамбовской области Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ул. Гастелло, д. 66, г. Тамбов, 392026, ОГРН 1047796716890, ИНН 7727521471)
от муниципального унитарного предприятия "Мичуринские городские электрические сети" (ул. Красная, д. 98, г. Мичуринск, Тамбовская область, 393760, ОГРН 1026891061330,ИНН 6827002220) |
- Котлярова Ю.В. - представитель (доверенность N 105 от 09.12.2013, сроком на один год);
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Тамбовская областная сбытовая компания" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.04.2014 (судья Игнатенко В.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 (судьи Донцов П.В., Миронцева Н.Д., Протасов А.И.) по делу N А64-7981/2013,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Тамбовская областная сетевая компания" (далее - ОАО "ТОСК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Центральному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице территориального отдела (инспекции) по Тамбовской области (далее - ЦМТУ Росстандарта, Территориальный отдел) о признании незаконным предписания от 02.12.2013 N 38.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Мичуринские городские электрические сети".
Решением арбитражного суда от 17.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "ТОСК", ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение и постановление суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в период с 07.11.2013 по 02.12.2013 ЦМТУ Росстандарта проведена проверка соблюдения ОАО "ТОСК" обязательных требований к электрической энергии, поставляемой индивидуальному предпринимателю Демидовой Л.В. от ТП 6/0,4 кВ N 70 электрических сетей МУП "Мичуринские городские сети".
В ходе проверки выявлено несоответствие поставляемой электроэнергии обязательным требованиям ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" в части пункта 5.2 по установившемуся отклонению напряжения (предельно допустимому значению). Кроме того, по мнению проверяющих, поставляемая электроэнергия подлежала обязательной сертификации в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".
Бездействие, связанное с неисполнением ОАО "ТОСК" требований, предусмотренных вышеназванным постановлением Правительства РФ, контролирующим органом признано нарушающим права потребителей электрической энергии.
Выявленные нарушения отражены в соответствующем акте от 02.12.2013 N 213-9/55С.
Результаты проверки послужили основанием для выдачи ОАО "ТОСК" предписаний от 02.12.2013 N 37 об устранении выявленных нарушений и N 38 о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда.
Не согласившись с предписанием от 02.12.2013 N 38, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обосновано учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) к субъектам электроэнергетики относятся лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической энергии, поставки (продажи) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, сбыт электрической энергии; энергосбытовыми организациями являются организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии; территориальной сетевой организацией является коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть; потребители электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
На основании требований части 1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" также предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой электроэнергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Поскольку на момент проведения проверочных мероприятий отсутствовал технический регламент, устанавливающий показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения, для указанных целей подлежал применению ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", содержащий обязательные требования к электрической энергии.
Согласно пункту 5.2 ГОСТ 13109-97 отклонение напряжения характеризуется показателем установившегося отклонения напряжения, для которого установлены следующие нормы: нормально допустимые и предельно допустимые значения установившегося отклонения напряжения дельта Uy на выводах приемников электрической энергии равны соответственно +-5 и +-10% от номинального напряжения электрической сети по ГОСТ 721 и ГОСТ 21128 (номинальное напряжение); нормально допустимые и предельно допустимые значения установившегося отклонения напряжения в точках общего присоединения потребителей электрической энергии к электрическим сетям напряжением 0.38 кВ и более должны быть установлены в договорах на пользование электрической энергией между энергоснабжающей организацией и потребителем с учетом необходимости выполнения норм настоящего стандарта на выводах приемников электрической энергии. Определение указанных нормально допустимых и предельно допустимых значений проводят в соответствии с нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании заключенного договора энергоснабжения от 24.10.2006 N 1198 ОАО "ТОСК" поставляет ИП Демидовой Л.В. электрическую энергию.
Факт поставки электрической энергии ненадлежащего качества (отклонение по уровню напряжения) вышеназванному потребителю подтвержден: протоколом испытаний от 14.11.2013 N 121113/214; экспертным заключением от 19.11.2013 N 31.
Перечисленные документы судом первой и апелляционной инстанций признаны допустимыми доказательствами по делу.
Выводы суда в этой части переоценке не подлежат в порядке кассационного производства в силу требований статьи 286 АПК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" при признании достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией в течение десяти дней выдает предписание о разработке изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, оказывает содействие в ее реализации и осуществляет контроль за ее выполнением.
Учитывая вышеизложенные требования действующего законодательства и обстоятельства спора, арбитражный суд обоснованно признал правомерным оспариваемое предписание от 02.12.2013 N 38, которым контролирующий орган возложил на ОАО "ТОСК" обязанность разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда потребителям электрической энергии.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что ОАО "ТОСК" не является субъектом ответственности за поставку некачественной электрической энергии, судебной коллегией отклоняется в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, передача электрической энергии потребителям осуществляется на основании договора от 17.03.2008 N 34668000432, заключенного между ОАО "Тамбовэнерго" (заказчик), ОАО "ТОСК" (гарантирующий поставщик) и МУП "Мичуринские городские электрические сети" (исполнитель).
Вместе с тем, потребители электрической энергии находятся в договорных правоотношениях только с гарантирующим поставщиком (ОАО "ТОСК") на основании заключенных договоров энергоснабжения, а поэтому последний несет ответственность перед потребителями за качество поставляемой электрической энергии.
Как следует из содержания оспариваемого предписания, на ОАО "ТОСК" возложена обязанность по разработке программы мероприятий по предотвращению причин поставки потребителям некачественной электрической энергии.
Учитывая правовые основы экономических отношений субъектов электроэнергетики, а также общие принципы организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, установленные нормами Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", допускается включение в соответствующую программу мероприятий, которые могут быть исполнены каждым в отдельности из вышеназванных субъектов электроэнергетики при исполнении заключаемых между ними договоров, в том числе и в части передачи электрической энергии, с использованием принадлежащих сетевой организации электрических сетей.
В силу изложенного довод ОАО "ТОСК" о том, что общество, не являясь сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче, транспортировке электрической энергии, не относится к субъектам, на которых возлагается обязанность по проведению сертификации электрической энергии, также подлежит отклонению.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд сделал правильный вывод о том, что предписание Территориального отдела от 02.12.2013 N 38 о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда соответствовало требованиям действующего законодательства, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.04.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 по делу N А64-7981/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 2 статьи 39 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" при признании достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией в течение десяти дней выдает предписание о разработке изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, оказывает содействие в ее реализации и осуществляет контроль за ее выполнением.
...
Учитывая правовые основы экономических отношений субъектов электроэнергетики, а также общие принципы организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, установленные нормами Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", допускается включение в соответствующую программу мероприятий, которые могут быть исполнены каждым в отдельности из вышеназванных субъектов электроэнергетики при исполнении заключаемых между ними договоров, в том числе и в части передачи электрической энергии, с использованием принадлежащих сетевой организации электрических сетей."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24 сентября 2014 г. N Ф10-3334/14 по делу N А64-7981/2013