"Мы отслеживаем любую информацию по кредитным организациям,
которая поступает в министерство"
(интервью с Д.В. Вольвачом, руководителем Управления кредитных
организаций МНС России)
МНС России предлагает освободить от уплаты пеней налогоплательщиков, которые повторно перечислят налоги, "зависшие" в банках до 2000 года. Между тем делать послабления организациям, пользующимся услугами проблемных банков, а также банкам, задерживающим платежи, налоговые органы не собираются. О том, какие меры предпринимаются для сокращения сумм "зависших" платежей, рассказал в интервью нашему корреспонденту руководитель Управления кредитных организаций МНС России Дмитрий Валерьевич Вольвач.
- Этим летом у ряда банков возникли проблемы с проведением платежей. У некоторых кредитных организаций Банк России отозвал лицензии. Дмитрий Валерьевич, скажите, налоговые органы следят за ситуацией в банковском секторе?
- Контроль за тем, как кредитные организации проводят платежи в бюджет, - одна из задач налоговых органов. Такой контроль позволяет в случае возникновения у банков проблем с перечислением платежей минимизировать потенциальные потери бюджета. Кроме того, мы следим, чтобы недобросовестные налогоплательщики не использовали проблемы банка в целях уклонения от уплаты налогов.
Такого рода работу налоговые органы ведут постоянно. Когда говорят о проблемах, возникших у ряда банков этим летом, почему-то забывают о том, что Банк России и раньше отзывал лицензии у банков и будет это делать впредь в соответствии с действующим законодательством. Поэтому риск возникновения "зависших" в банке налоговых платежей существовал всегда и требовал предельного внимания со стороны налоговых органов.
Мы отслеживаем любую информацию по кредитным организациям, которая поступает в министерство. Банк России на регулярной основе направляет нам сведения о состоянии российских банков, в том числе о приостановлении операций по перечислению платежей в бюджет и возникновении картотеки неоплаченных бюджетных платежей. Информация собирается также в ходе проводимой налоговыми органами контрольной работы. Источниками информации о проблемах банка зачастую служат другие министерства и ведомства. Большое значение мы придаем публикациям в СМИ.
Методы получения и обобщения подобной информации постоянно совершенствуются. При выявлении банков, которые перечислили суммы налогов с нарушением установленного срока, активно используется информация, поступающая из органов федерального казначейства. В ближайшее время мы планируем перейти на обмен соответствующей информацией с Банком России в электронном виде, что, безусловно, позволит значительно сократить сроки ее представления.
- Как вы используете эту информацию?
- Мы реагируем на любой факт, тем или иным образом связанный с ситуацией в отдельном банке или в банковской сфере. На основании получаемых сведений проводим проверки, запрашиваем у банков необходимые документы, устанавливаем суммы обязательных платежей, которые банк не перечислил в бюджет - как своих, так и по поручениям своих клиентов, и следим, чтобы эти суммы не увеличивались. По итогам контрольных мероприятий банку, по вине которого произошла неуплата или несвоевременная уплата налога или сбора, начисляются пени и штрафы в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Любое нарушение банком платежной дисциплины влечет за собой негативные последствия и для него самого, и для его клиента, и для бюджета. Поэтому главная наша цель - своевременное выявление и профилактика подобного рода нарушений.
- Не могли бы вы привести статистику таких нарушений?
За первое полугодие 2004 года налоговые органы провели 465 проверок кредитных организаций. Банкам, допустившим нарушения, предъявлены штрафы и пени на сумму более 10 миллионов рублей. Кроме того, выявлено более 900 случаев нарушения банками порядка открытия счетов и др.
- Какие меры, кроме пеней и штрафов, вы можете применить к кредитной организации за нарушения требований, установленных частью первой Налогового кодекса?
- Прежде всего надо сказать, что за нарушения банком сроков представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета налогоплательщика, за нарушение порядка открытия счета налогоплательщику, а также за нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора к должностным лицам банка применяются меры административной ответственности, предусмотренные статьями 15.4, 15.7 и 15.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если нам становится известно, что допускаемые банком нарушения законодательства создают реальную угрозу непоступления налогов и сборов в бюджет, налоговые органы проводят мониторинг отдельных показателей деятельности такого банка. Это значит, что еженедельно проверяются ряд банковских показателей, от состояния которых зависит, сможет кредитная организация выполнить свои обязательства перед бюджетом или нет. Речь идет о таких, например, показателях, как объем поступлений денежных средств на корреспондентский счет банка в учреждении Банка России, количество и сумма не исполненных банком расчетных документов и ряд других. Мониторинг будет прекращен, если банк ликвидирует допущенные нарушения или у него отзовут лицензию.
Необходимо отметить, что мониторинг не только эффективная мера защиты бюджета от недобросовестных действий банка или его клиентов. Если банк в состоянии справиться с возникшими проблемами, мониторинг, не препятствуя его работе, позволяет налоговому органу обеспечить контроль за исполнением банком своих обязательств перед бюджетом.
Вся информация о выявляемых в ходе контрольной работы серьезных нарушениях банками законодательства о налогах и сборах, валютного и банковского законодательства оперативно передается в Банк России.
В этой связи должен сказать о работе, которую ведут налоговые органы в соответствии со статьей 60 НК РФ. Напомню, что данная статья предусматривает направление ходатайства в Банк России об аннулировании лицензии банка, неоднократно в течение одного календарного года допустившего нарушение установленного порядка исполнения расчетных документов на перечисление налогов и сборов в бюджет. Предусмотренная законодателем жесткая мера воздействия на банки, систематически нарушающие платежную дисциплину, подчеркивает ответственность банков за надлежащее исполнение публично-правовой функции по формированию бюджета.
Направление соответствующих ходатайств и их рассмотрение в Банке России осуществляется в рамках двустороннего Регламента. Так, за первое полугодие 2004 года налоговые органы московского региона направили ходатайства по 12 кредитным организациям. Замечу для сравнения, что в 2003 году было направлено 13 ходатайств, а в 2002 году - ни одного.
Важно понимать, что отзыв лицензии у банков-нарушителей не является целью налоговых органов. Направляемые документы о выявленных в банке нарушениях становятся предметом проверок, проводимых Банком России.
- В СМИ периодически появляется информация о "черном" списке. Имеется в виду перечень банков, находящихся под неусыпным контролем налоговых органов. Это как-то связано с процедурой мониторинга?
- Никакого "черного" списка подозрительных банков у нас нет. Все публикации на эту тему - вымысел авторов. Под контролем у налоговых органов находятся только банки, допустившие серьезные нарушения законодательства.
Хочу отметить, что мы очень серьезно относимся к соблюдению в ходе контрольных мероприятий налоговой и банковской тайны. Разглашение конфиденциальной информации, с которой нам приходится работать, может негативно сказаться на положении проверяемого банка.
- Налоговые органы информируют клиентов банка о том, что банк вовремя не исполняет платежные поручения на уплату налогов и у него имеется картотека неисполненных расчетных документов на перечисление налогов в бюджет?
- У налоговых органов есть право систематически информировать налогоплательщиков о тех банках, к услугам которых для перечисления налоговых платежей прибегать не следует*(1). Мы стараемся применять эту меру в крайних случаях - когда банк действительно уже не в состоянии проводить платежи в бюджет и любая попытка уплатить через него налог заведомо обречена. Во-первых, в случае применения Банком России в отношении данного банка мер воздействия в виде ограничения на прием платежей юридических лиц на уплату налогов в бюджет. Во-вторых, при наличии у такого банка в течение определенного времени картотеки неисполненных расчетных документов на перечисление платежей в бюджет по причине отсутствия средств на корреспондентском счете. Эти данные доводятся непосредственно до налогоплательщиков, имеющих счета в проблемных банках, а также до налоговых органов по месту учета банка, чтобы они могли оценить ситуацию на месте, истребовать необходимые документы и проводить проверки.
Что касается клиентов банка, чьи платежи банк списал с расчетного счета, но в бюджет так и не перечислил, то налоговые органы информируют организации о том, что налог в бюджет не поступал. В этом случае инспекции вправе предъявлять к налогоплательщикам требования об отзыве своих неисполненных расчетных документов на списание налогов. Что делать в данной ситуации - ждать, пока банк все-таки перечислит налоги, или отозвать платежное поручение, решает налогоплательщик.
- И что вы посоветуете в такой ситуации?
- Если налогоплательщик не уверен, что банк своевременно перечислит налоги в бюджет, лучше воспользоваться услугами другого банка.
Бывает, что банк принимает к исполнению платежный документ, списывает деньги со счета, но не перечисляет их в бюджет. В этом случае мы советуем отозвать платежные поручения из проблемного банка, уплатить налог через другой банк, а от первого банка требовать возврата средств и возмещения причиненного ущерба согласно Гражданскому кодексу и условиям договора банковского счета.
Кроме того, налогоплательщик, который знает, что его налоговый платеж в банке не поступил в бюджет, должен проинформировать об этом налоговую инспекцию. Такие действия добросовестного налогоплательщика позволят своевременно зафиксировать факт допущенного банком нарушения и применить меры ответственности, предусмотренные законодательством.
Дмитрий Валерьевич, давайте вернемся к проблеме "зависших" платежей. На пресс-конференции в конце августа вы сообщили, что частично эту проблему можно решить, позволив налогоплательщикам уплатить налоги повторно и освободив их от обязанности платить пени.
На сегодняшний день сумма налоговых платежей, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, но не поступивших в бюджет, составляет 31 миллиард рублей, из них по федеральным налогам - 29 миллиардов рублей. Это платежи, которые не поступили в бюджет в 1998-2000 годах. Более 45 процентов от этой суммы числится за уже ликвидированными банками.
Основная проблема возврата этих сумм в бюджет заключается в том, что ликвидируемых банков год от года становится больше. Собирать доказательства, подтверждающие недобросовестность налогоплательщиков, которые пользовались услугами этих банков, все труднее. Тем не менее за прошлый год мы снизили сумму задолженности на 4,5 миллиарда рублей. Из них 3 миллиарда - за счет отзыва неисполненных платежных поручений из неплатежеспособных банков и судебных решений в пользу налоговых органов, 1,5 миллиарда рублей налогоплательщики уплатили повторно. За первое полугодие текущего года снижение суммы "зависших" платежей составило 1 миллиард рублей.
Последняя цифра свидетельствует о том, что сейчас многие организации готовы повторно уплатить суммы "зависших" платежей в бюджет и прекратить затянувшиеся разбирательства с налоговыми органами. Единственное, что их останавливает, - это размер начисленных пеней.
- И какой вы видите выход из сложившейся ситуации?
- Министерство подготовило и направило проект поправок в закон о федеральном бюджете на 2005 год. В случае их принятия организациям, добровольно погашающим налоговую задолженность по "зависшим" платежам, не будут начисляться пени. Часть проблем бюджета будет решена, и налоговые органы смогут больше времени уделять профилактике нарушений, о которых мы уже говорили.
- Дмитрий Валерьевич, возглавляемое вами Управление не только контролирует поступление платежей через банки, но и осуществляет деятельность в других сферах. Я имею в виду обмен данными между банками и налоговыми инспекциями об открытии (закрытии) счетов налогоплательщиков. Можно ли сказать, что электронная система обмена данными налажена повсеместно?
- На сегодняшний день работа по внедрению системы электронного обмена данными о счетах налогоплательщиков между банками и налоговыми инспекциями практически завершена. Приняты необходимые нормативные документы, завершены пилотный проект и опытная эксплуатация этой системы. С 20 июля текущего года во всех регионах Российской Федерации в налоговых органах установлено необходимое программное обеспечение.
Недавно Минюст России зарегистрировал приказ МНС России*(2), которым утверждены новые формы сообщений о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для представления банками в налоговые органы. Ранее приказом МНС России*(3) был утвержден порядок передачи сведений о счетах, которые банки передают в налоговые органы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Оба приказа согласованы с Банком России.
В августе текущего года информацию в налоговые органы об открытии банковских счетов налогоплательщикам в электронном виде направили 36 банков. В основном это банки Москвы, Санкт-Петербурга и Кемеровской области. Мы надеемся, что в ближайшее время большинство банков перейдут на такую форму передачи данных.
На уже упоминавшейся пресс-конференции вы сообщили, что МНС России создает федеральную базу данных о счетах всех налогоплательщиков. Признаться, многие считали, что такая база у налоговых органов уже есть.
Уточню: имелась информация о счетах. Дело в том, что сведения о банковских счетах налогоплательщиков собираются в инспекциях и накапливаются в региональных управлениях МНС России. Однако электронной базы данных на уровне министерства не было.
Теперь она создана. Из налоговых органов в нее уже поступило порядка 10 миллионов записей о счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в российских банках. Мы планируем дополнить ее информацией о счетах налогоплательщиков, открытых за рубежом.
Эта база имеет большое значение для аналитической и контрольной работы налоговых органов. Наличие электронной базы по счетам и налаженной системы сообщений обмена информацией об открытии (закрытии) счетов между банками и налоговыми органами позволит существенно повысить эффективность работы налоговых инспекций.
- Что вы имеете в виду?
- В ближайшее время мы собираемся наладить электронный обмен между налоговыми инспекциями и банками по решениям о приостановлении и об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке. Это позволит более оперативно использовать меры налогового контроля за уплатой налогов, принудительного взыскания, а также даст возможность налоговым органам проверять, как банк исполняет данные решения.
В свою очередь, это ускорит работу по другому направлению электронного взаимодействия, которому сейчас уделяется особое внимание, - внедрению электронной системы отбора кредитных организаций для проведения мониторинга. Мы планируем собирать и анализировать всю информацию - как имеющуюся в информационных ресурсах налоговых органов, так и полученную из Банка России, федерального казначейства и других внешних источников. Это ускорит сбор и обобщение налоговыми органами информации по исполнению кредитным организациями законодательства о налогах и сборах.
- Дмитрий Валерьевич, вы сказали, что база данных о счетах налогоплательщиков будет содержать сведения о счетах, открытых за границей. Не могли бы вы рассказать, как налоговые органы будут контролировать открытие счета за пределами России?
- Новый порядок открытия резидентами счетов в иностранных банках, предусмотренный статьей 12 Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле*(4), вступит в силу с 18 июня 2005 года. А пока действуют положения прежнего закона*(5), согласно которым резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в банках за пределами России в случаях и на условиях, установленных Центральным банком.
Условия открытия счета за рубежом установлены приказом Банка России*(6). Так, организации могут открывать счета в банках за пределами России только на основании специальных разрешений, выданных Банком России.
Кроме того, в соответствии с Положениями ЦБ РФ от 16.10.2002 N 200-П и 201-П организации, которые открывают счета в иностранной валюте для обслуживания деятельности представительств и для расчета по договорам строительного международного подряда, должны представлять в налоговые органы информацию об открытии счетов и отчеты по движению средств по этим счетам. Также с 1 октября 2004 года вступит в силу новая редакция статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Пункт 2 данной статьи предусматривает ответственность за нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
- Как будут строиться отношения налоговых органов с резидентами, открывающими счета за рубежом после 18 июня 2005 года?
- С этой даты вступит в силу статья 12 "Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации" Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ. Резиденты смогут без ограничения открывать счета в иностранной валюте в банках, расположенных за пределами России. Для них будет действовать общая норма, согласно которой разрешения на открытие счетов не потребуется.
Но резиденты обязаны будут уведомлять налоговые органы по месту учета об открытии и закрытии счетов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Проект соответствующего постановления уже подготовлен. То есть будет действовать уведомительный порядок вместо нынешнего - разрешительного.
Налогоплательщики будут представлять в налоговые органы информацию о движении средств по счетам, а граждане - информацию об остатках средств на счетах, точнее отчеты об остатках средств по состоянию на начало каждого календарного года. Тогда налоговые органы смогут проводить контрольные мероприятия и иметь полную информацию о том, какие средства, в каком зарубежном банке и на каком счете хранит резидент.
- Спасибо, что ответили на наши вопросы.
"Российский налоговый курьер", N 18, сентябрь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 N 138-О. - Примеч. ред.
*(2) Приказ МНС России от 27.07.2004 N САЭ-3-24/441@ "Об утверждении форм документов, содержащих сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (зарегистрирован в Минюсте России 13.08.2004 N 5978). - Примеч. ред.
*(3) Приказ МНС России от 04.03.2004 N БГ-3-24/180@ "О направлении информации по открытию (закрытию) банковского счета и изменению номера банковского счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей между банком и налоговым органом в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" (зарегистрирован в Минюсте России 13.04.2004 N 5739). - Примеч. ред.
*(4) Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". - Примеч. ред.
*(5) Закон Российской Федерации от 09.10.92 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле". - Примеч. ред.
*(6) Приказ ЦБ РФ от 28.04.2004 N 256-П "Положение о временном порядке выдачи Банком России юридическим лицам - резидентам, не являющимся кредитными организациями и валютными биржами, разрешений на открытие и использование счетов в банках за пределами территории Российской Федерации". - Примеч. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99