г.Калуга |
|
25 сентября 2014 г. |
Дело N А23-3835/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "18" сентября 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено "25" сентября 2014 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Л.В. Леоновой |
судей |
Л.В. Солодовой |
|
М.М. Нарусова |
при участии в заседании: |
|
От истца: Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала в городе Калуга |
Представители не явились, истец о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом; |
От ответчика: Городская Управа города Калуги |
Представители не явились, ответчик о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Городской Управы города Калуги на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 по делу N А23-3835/2013,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "МРСК Центра и Приволжья" обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском к Городской Управе города Калуги с иском о внесении изменений в пункт 3.1 договора от 05.04.2011 N 223/11/2011/1336кэ в следующей редакции: "Порядок расчета арендной платы указан в Приложении N 2"; о внесении изменения в пункт 3.2 договора от 05.04.2011 N 223/11/2011/1336кэ в следующей редакции: "Расчет арендной платы составляется ежегодно с учетом положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и не может превышать 2% от кадастровой стоимости земельного участка. Расчет составляется с указанием суммы, сроков и реквизитов оплаты, подписывается "Арендатором" и уполномоченным лицом со стороны "Арендодателя". Первоначальный расчет арендной платы за период, начиная с даты, указанной в пункте 2.2 договора и до окончания текущего года выдается при заключении договора. В случае уклонения "Арендатора" от получения или отказа от подписания расчета ежегодной арендной платы, либо уточненного уведомления по арендной плате, указанные расчет либо уведомление подписываются только "Арендодателем" и считаются действующими с момента подписания "Арендодателем"; о внесении изменений в пункт 3.5 договора от 05.04.2011 N 223/11/2011/1336кэ в следующей редакции: "Размер арендной платы изменяется "Арендодателем" в одностороннем порядке не чаще одного раза в год на основании корректировки индекса потребительских цен и при изменении размеров кадастровой стоимости земельного участка. В случае изменения разрешенного использования земельного участка арендная плата исчисляется с момента такого изменения на основании дополнительного соглашения к договору" (с учетом принятый судом в порядке ст.49 АПК РФ уточнений предмета иска).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 27.11.2013 (судья Шатская О.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 (судьи Рыжова Е.В., Волкова Ю.А., Капустина Л.А.) решение Арбитражного суда Калужской области от 27.11.2013 по делу N А23-3835/2013 отменено.
Исковые требования открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала в городе Калуга удовлетворены.
Суд апелляционной инстанции постановил внести изменения в договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка под существующими объектами нежилого назначения от 05.04.2011 N 223/11/2011/1336кэ, заключенный между Городской Управой города Калуги и открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья", а именно:
1) Пункт 3.1 договора изложить в следующей редакции:
"Порядок расчета арендной платы указан в Приложении N 2".
2) Пункт 3.3 договора изложить в следующей редакции:
"Расчет арендной платы составляется ежегодно с учетом положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и не может превышать 2% от кадастровой стоимости земельного участка. Расчет составляется с указанием суммы, сроков и реквизитов оплаты, подписывается "Арендатором" и уполномоченным лицом со стороны "Арендодателя". Первоначальный расчет арендной платы за период, начиная с даты, указанной в пункте 2.2 договора и до окончания текущего года выдается при заключении договора.
В случае уклонения "Арендатора" от получения или отказа от подписания расчета ежегодной арендной платы, либо уточненного уведомления по арендной плате, указанные расчет либо уведомление подписываются только "Арендодателем" и считаются действующими с момента подписания "Арендодателем".
3) Пункт 3.5 договора изложить в следующей редакции:
"Размер арендной платы изменяется "Арендодателем" в одностороннем порядке не чаще одного раза в год на основании корректировки индекса потребительских цен и при изменении размеров кадастровой стоимости земельного участка.
В случае изменения разрешенного использования земельного участка арендная плата исчисляется с момента такого изменения на основании дополнительного соглашения к договору".
Ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение норм материального права, ответчик обратился с кассационной жалобой в суд округа, в которой просит постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 по делу N А23-3835/2013 отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Стороны, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в порядке ч.3 ст.284 АПК РФ в отсутствие представителей названных лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, на основании распоряжения Городской Управы города Калуги от 22.12.2010 N 16342-р между управой (арендодатель) и ОАО "МРСК Центра и Приволжья" (арендатор) заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка под существующими объектами нежилого назначения от 05.04.2011 N 223/11/2011/1336кэ (том 1, л.д. 9-13), по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельные участки из состава земель населенных пунктов, указанные в пункте 1.1 договора, общей площадью 77 кв. м, расположенные на территории муниципального образования "Город Калуга", предоставленные под электросетевым комплексом ПС 110 кВ "Калуга" с линиями электропередач, в границах, указанных в кадастровых паспортах земельных участков, являющихся приложением N 1 к договору.
Согласно пункту 3.1 договора размер и порядок расчета арендной платы указан в Приложении N 2 (том 1, л.д. 14).
В пункте 3.2 договора стороны установили, что арендная плата начисляется с момента возникновения права собственности или иного права на объект недвижимости.
Пунктом 3.5 договора предусмотрена возможность ежегодного в одностороннем порядке изменения арендодателем размера арендной платы при изменении размеров базовой ставки арендной платы и (или) коэффициентов к базовым ставкам с момента вступления в силу указанных изменений; в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка арендная плата исчисляется с момента такого изменения на основании дополнительного соглашения к договору.
Во исполнение условий договора по акту приема-передачи арендованные земельные участки были переданы ответчиком истцу (том 1, л.д. 29).
17.08.2011 спорный договор аренды в установленном порядке был зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области.
Письмом от 30.05.2013 N 063/4611 истец обратился к ответчику с просьбой о пересмотре расчетов арендной платы, в том числе по указанному договору аренды, с применением льгот по арендной плате за пользование землей, предоставленной для эксплуатации электросетевых объектов (том 1, л.д. 42).
В письме от 15.07.2013 N 4826/06-13 ответчик отказал истцу в пересмотре размеров арендной платы (том 1, л.д. 43).
Ссылаясь на нарушение ответчиком норм действующего законодательства при определении размера арендной платы, ОАО "МРСК Центра и Приволжья" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции исследовал представленные доказательства, дал им правильную юридическую оценку и пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 452 ГК РФ предусмотрено, что требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" в статью 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 06.09.2013) внесены изменения, согласно которым юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2013 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах:
- двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
- трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
внесенные Законом N 212-ФЗ изменения относительно определения размера арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков касаются земельных участков, на которых расположены особые объекты: линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Принимая во внимание особый характер этих объектов, рассматриваемое положение, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий. Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов, включая тарифы на электроэнергию и теплоэнергию (подпункт 5 пункта 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации").
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды. Статья 3 Закона N 137-ФЗ устанавливает лишь срок для переоформления прав, но не предусматривает ограничения применения нормы о размере арендной платы. Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
Указанные выводы соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.02.2010 N 12404/09.
Поскольку истец заявил рассматриваемые требования после получения отказа ответчика от предложения внести изменения в договор в части размера арендной платы, а сам договор касается земельных участков, на которых расположены особые объекты (электросетевой комплекс ПС 110 кВ "Калуга" с линиями электропередачи), исковые требования правомерно удовлетворены исходя из вышеназванных законодательных положений, с учетом предельно допустимых размеров арендной платы за земельные участки для таких объектов.
Доводы заявителя о противоречиях п.3.1, 3.5 договора в редакции истца приложению N 2 к договору и скорректированному истцом п.3.3. не находят подтверждения, поскольку, исходя из буквального содержания названных пунктов и приложения, на основании порядка, изложенного в приложении N 2, арендодатель рассчитывает размер арендной платы по указанной в нем формуле, но, с учетом п.3.3 договора, отсылающего к положениям Закона N 137-ФЗ, в случае получения по итогам такого расчета величины превышающей 2% кадастровой стоимости земельного участка, должен применить указанную льготу, т.е. снизить арендную плату до размера равного не более, чем 2% кадастровой стоимости земельного участка ввиду особого характера расположенных на нем объектов.
Другие доводы кассационной жалобы были предметом исследования суда апелляционной инстанции и не опровергают его выводы, а выражают несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов. В силу ст.286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию кассационной инстанции.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 по делу N А23-3835/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
Л.В. Солодова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды. Статья 3 Закона N 137-ФЗ устанавливает лишь срок для переоформления прав, но не предусматривает ограничения применения нормы о размере арендной платы. Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
Указанные выводы соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.02.2010 N 12404/09.
...
Доводы заявителя о противоречиях п.3.1, 3.5 договора в редакции истца приложению N 2 к договору и скорректированному истцом п.3.3. не находят подтверждения, поскольку, исходя из буквального содержания названных пунктов и приложения, на основании порядка, изложенного в приложении N 2, арендодатель рассчитывает размер арендной платы по указанной в нем формуле, но, с учетом п.3.3 договора, отсылающего к положениям Закона N 137-ФЗ, в случае получения по итогам такого расчета величины превышающей 2% кадастровой стоимости земельного участка, должен применить указанную льготу, т.е. снизить арендную плату до размера равного не более, чем 2% кадастровой стоимости земельного участка ввиду особого характера расположенных на нем объектов."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25 сентября 2014 г. N Ф10-3263/14 по делу N А23-3835/2013