Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего
Степиной Л.В.
судей
Ключниковой Н.В.
Панченко С.Ю.
при участии в заседании:
от заявителя
от Департамента экономики администрации г. Липецка
- Зиновьевой Л.Н. - директора (решение от 21.07.2010 N 18),
- Накоряковой В.М. - представителя (доверенность от 25.03.2011 б/н, постоянная),
-Тюрина О.В. - представителя (доверенность от 15.06.2010 б/н, постоянная),
-Букреева Ю.С. - начальника отдела (доверенность от 11.01.2011 N 1, постоянная),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента экономики администрации г. Липецка на решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.07.2010 (судья Дружинин А.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2010 (судьи Сергуткина В.А., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу N А36-791/2010,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛКТФ Книжный клуб 36,6" (далее - ООО "ЛКТФ Книжный клуб 36,6", общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту экономики администрации г. Липецка (далее - Департамент) о признании незаконным отказа в предоставлении преимущественного права на приобретение арендуемого недвижимого имущества, общей площадью 292,9 кв.м., состоящего из двух частей (помещения 37,6 кв.м. и 255,3 кв.м.), расположенного на первом этаже кирпичного жилого дома по адресу: г. Липецк, ул. Советская, д. 1, кадастровый (условный) номер 48:20:0:2029/Ж/01:1001/А), находящегося в муниципальной собственности г. Липецка, и с требованием обязать Департамент совершить действия, предусмотренные пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ), направленные на заключение договора купли-продажи указанного объекта недвижимости, взыскать расходы на оказание юридических и представительских услуг в сумме 15000руб. и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000 руб.
Решением от 09.07.2010 заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент просит указанные решение и постановление отменить так как судами нарушены нормы материального и процессуального права и принять новый судебный акт об отказе заявленных ООО "ЛКТФ Книжный клуб 36,6" требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, заслушав в судебном заседании представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 23.03.2004 48АБ N 281144 муниципальное образование г. Липецк является собственником нежилого помещения N 1 с пристройкой общей площадью 292,9 кв.м., расположенного на первом этаже кирпичного жилого дома по адресу: г. Липецк, ул. Советская, д. 1, кадастровый (условный) номер 48:20:0:2029/Ж/01:1001/А.
2 февраля 2004 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Липецка и ООО "ЛКТФ Книжный клуб 36,6" был подписан договор аренды от 01.12.2003 N 07-13-117/04 указанного помещения сроком действия с 01.12.2003 по 30.11.2008. Пунктом 3.2 названного договора предусмотрено, что при прекращении действия договора аренды недвижимое имущество должно быть возвращено арендодателю в пятидневный срок по акту приема-передачи. Акт приема-передачи подписан сторонами 01.12.2003. Указанный договор зарегистрирован в установленном порядке 19.05.2004.
Специализированным муниципальным учреждением при Администрации "Фонд имущества города Липецка" (арендодатель, далее - МУ "Фонд имущества города Липецка"), МУП "Городская управляющая компания" (балансодержатель) и ООО "ЛКТФ Книжный клуб 36,6" (арендатор) 31 декабря 2004 года подписано дополнительное соглашение о расторжении с 31.12.2004 договора аренды от 01.12.2003. В пункте 3 этого соглашения указано, что оно имеет силу акта приема-передачи помещения от арендатора.
1 января 2005 года Муниципальным учреждением "Фонд имущества города Липецка" и Обществом подписан договор аренды спорного недвижимого имущества сроком действия с 01.01.2005 по 30.11.2010. Данный договор в установленном законом порядке не был зарегистрирован.
Департамент 07.12.2005 направил Обществу письмо, в котором сообщал о необходимости проведения мероприятий по государственной регистрации указанного выше договора и об отсутствии намерения арендодателя продолжать отношения по фактическому пользованию имуществом в случае не проведения государственной регистрации в срок до 31.12.2005.
2 апреля 2007 года Департамент направил Обществу письмо, в котором просил последнее освободить занимаемое помещение в случае дальнейшего его использования без проведения государственной регистрации договора аренды от 01.01.2005.
1 сентября 2007 года между Администрацией (арендодатель) и Обществом (арендатор) подписаны два договора аренды сроком действия с 01.09.2007 по 30.11.2010, предметами которых являются две части спорного нежилого помещения площадями 255,3 кв.м. и 37,6 кв.м. соответственно. Указанные договоры 16.11.2007 были зарегистрированы в Управлении Федеральной регистрационной службы по Липецкой области.
ООО "ЛКТФ Книжный клуб 36,6" 22.01.2010 в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 N 149-ФЗ), обратилось в Департамент с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение вышеуказанного арендуемого им нежилого помещения с рассрочкой оплаты на 7 лет.
Письмом от 24.02.2010 N 598-15-05/1 Обществу было отказано в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого помещения, так как такое право у общества отсутствует в связи с недостаточностью срока нахождения имущества в аренде.
Считая отказ Департамента в реализации преимущественного права общества на приобретение арендуемого им нежилого помещения незаконным, ООО "ЛКТФ Книжный клуб 36,6" оспорило его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 3 Закона N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 N 149-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 2 ст. 9 Закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным ст. 3 указанного Закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным ст. 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Основаниями для отказа субъекту малого и среднего предпринимательства в удовлетворении такого заявления являются: не соответствие заявителя установленным статьей 3 Федерального закона N 159-ФЗ требованиям и (или) запрет на отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами (часть 4 статьи 9 Закона N 159-ФЗ).
Как установлено судом и не оспаривается Департаментом, общество с ограниченной ответственностью "ЛКТФ Книжный клуб 36,6" относится к субъектам малого предпринимательства и отвечает критериям, установленным Федеральным законом N 159-ФЗ, необходимым для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Отказывая в предоставлении в собственность Обществу испрашиваемого им помещения, Департамент сослался на недостаточность срока аренды спорного нежилого помещения, обусловленную расторжением договора аренды от 01.12.2003 дополнительным соглашением от 31.12.2004 и отсутствием регистрации договора аренды от 01.01.2005.
Из разъяснений, данных Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в п. 4 Информационного письма от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", следует, что договор аренды недвижимого имущества, заключенный на срок не менее года, может являться основанием для возникновения права на приобретение этого имущества в том случае, если он был зарегистрирован в установленном законом порядке.
Нахождение имущества во временном владении и (или) пользовании непрерывно в течение 2-х и более лет связано с наличием зарегистрированного в установленном законом порядке договора аренды, а не с моментом его государственной регистрации.
Таким образом, для целей применения Закона N 159-ФЗ дата государственной регистрации договора аренды не может иметь самостоятельного правового значения при исчислении срока, установленного ст. 3 Закона N 159-ФЗ.
Указанный подход соответствует смыслу Закона N 159-ФЗ, целью принятия которого является оказание адресной государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства посредством установления для них преференций на участие в приватизации арендуемых объектов недвижимого имущества.
Судом принято во внимание, что между сторонами в период с 2003 года и по настоящее время были заключены следующие договора аренды нежилого помещения общей площадью 292,9 кв.м., расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Советская, д. 1, с кадастровым номером 48:20:0:0:2029/Ж/01:1001/А:
- N 07-13-159 от 14.04.2003 года на срок с 01.05.2003 года по 30.11.2003 года;
- N 07-13-117/04 от 02.02.2004 года на срок с 01.12.2003 года по 30.11.2008 года, прошел государственную регистрацию 19.05.2004 года;
- N 07-23-441/07 и N 07-23-442/07 от 01.09.2007 года на срок с 01.09.2007 года по 30.11.2010 года: договоры аренды на части площадью 255,3 кв.м. и 37,6 кв.м. нежилого помещения N 1 с пристройкой площадью 292,9 кв.м., расположенного на первом этаже кирпичного жилого дома по адресу: г. Липецк, ул. Советская д. 1, прошли государственную регистрацию 16.11.2007 года.
Общество в отсутствие возражения арендодателя в период с 01.01.2005 по 01.09.2007 осуществляло фактическое владение и пользование предоставленным ему по договору аренды нежилым помещением и своевременно уплачивало арендную плату. Данные платежи принимались арендодателем, не возвращались арендатору и не рассматривались как уплаченные безосновательно.
Ссылка Департамента на письма от 07.12.2005 и от 02.04.2007 обоснованно отклонена судом в качестве подтверждающих возражение арендодателя против владения и пользования Обществом арендуемым им помещением, исходя из того, что данные письма свидетельствуют не о волеизъявлении прекратить арендные отношения, а о необходимости зарегистрировать подписанный сторонами договор аренды от 01.01.2005 и в связи с тем, что доказательства получения Обществом данных писем в материалы дела не представлено. Реестр отправки корреспонденции, на который указывает Департамент, не принят судом в качестве доказательства, поскольку подтверждает лишь направление почтовой корреспонденции, но не ее получение.
Кроме того, заявляя о прекращении действия договора аренды от 31.12.2003, Департамент ссылается на дополнительное соглашение от 31.12.2004, однако, как правильно указал апелляционный суд, данное соглашение подписано МУ "Фонд имущества города Липецка", МУП "Городская управляющая компания" и ООО "ЛКТФ Книжный клуб 36,6", тогда как сторонами договора аренды от 31.12.2003 являются Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Липецка и Общество.
При таких обстоятельствах суды признали оспариваемый Обществом отказ Департамента не соответствующим Федеральному закону N 59-ФЗ и нарушающим права и законные интересы заявителя, а потому заявленные требования были удовлетворены.
Доводам Департамента по спорным вопросам судом дана правовая оценка с учетом фактических обстоятельств дела, указанного выше законодательства и разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в нарушение части 2 статьи 164 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не была предоставлена в судебных прениях и репликах возможность представителю Департамента обосновать свою позицию по делу.
Между тем, из протокола судебного заседания от 29.11.2010 не следует, что стороны были лишены права на прения и реплики.
Из материалов дела также не усматривается, что Департаменту отказано в принесении замечаний на протокол судебного заседания апелляционного суда.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебных актов.
Суды правильно применили нормы права при разрешении спора, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену оспариваемых решения и постановления (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.07.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2010 по делу N А36-791/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка Департамента на письма от 07.12.2005 и от 02.04.2007 обоснованно отклонена судом в качестве подтверждающих возражение арендодателя против владения и пользования Обществом арендуемым им помещением, исходя из того, что данные письма свидетельствуют не о волеизъявлении прекратить арендные отношения, а о необходимости зарегистрировать подписанный сторонами договор аренды от 01.01.2005 и в связи с тем, что доказательства получения Обществом данных писем в материалы дела не представлено. Реестр отправки корреспонденции, на который указывает Департамент, не принят судом в качестве доказательства, поскольку подтверждает лишь направление почтовой корреспонденции, но не ее получение.
Кроме того, заявляя о прекращении действия договора аренды от 31.12.2003, Департамент ссылается на дополнительное соглашение от 31.12.2004, однако, как правильно указал апелляционный суд, данное соглашение подписано МУ "Фонд имущества города Липецка", МУП "Городская управляющая компания" и ООО "ЛКТФ Книжный клуб 36,6", тогда как сторонами договора аренды от 31.12.2003 являются Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Липецка и Общество.
При таких обстоятельствах суды признали оспариваемый Обществом отказ Департамента не соответствующим Федеральному закону N 59-ФЗ и нарушающим права и законные интересы заявителя, а потому заявленные требования были удовлетворены.
...
По мнению заявителя кассационной жалобы, в нарушение части 2 статьи 164 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не была предоставлена в судебных прениях и репликах возможность представителю Департамента обосновать свою позицию по делу."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25 марта 2011 г. N Ф10-650/11 по делу N А36-791/2010
Хронология рассмотрения дела:
29.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9254/11
29.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9254/11
04.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9254/11
25.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-650/11
06.12.2010 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6091/2010