г.Калуга |
|
24 сентября 2014 г. |
Дело N А35-6404/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.09.2014.
Полный текст постановления изготовлен 24.09.2014.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии в открытом судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Пашковой Раисы Ивановны (ОГРНИП 312461916100014, ИНН 461900638132, Курская область) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области (ОГРН 1054639031480, ул. М.Горького, 65, г.Курск, 305000) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Пашковой Раисы Ивановны на решение Арбитражного суда Курской области от 11.03.2014 (судья Суходольская Н.Е.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2014 (судьи Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д., Протасов А.И.) по делу N А35-6404/2013,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Пашкова Раиса Ивановна обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области (далее - Комитет) о снятии с субсидирования проекта начинающего предпринимателя ИП Пашковой Р.И.
Решением Арбитражного суда Курской области от 11.03.2014, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить решение и постановление судов, считая, что судами неправильно применены нормы материального и процессуального права, поскольку на момент подачи заявления Пашковой Р.И. 04.02.2013 из постановления администрации Курской области от 25.04.2012 N 392-па не были исключены расходы, подлежащие возмещению, на которые Пашковой подано заявление о предоставлении субсидии.
Комитет в отзыве на жалобу просит оставить судебные акты без изменения, так как заявитель не привел достаточных оснований для их отмены.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Судами установлено, подтверждено материалами дела, ИП Пашкова Р.И. 04.02.2013 обратилась в Комитет с заявлением о предоставлении субсидии на компенсацию расходов по приобретению сельскохозяйственных животных в соответствии с постановлением администрации Курской области от 25.04.2012 N 392-па "Об утверждении правил предоставления субсидий для организации мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства" (далее - Правила предоставления субсидий).
В период рассмотрения комиссией заявления ИП Пашковой в Правила предоставления субсидий были внесены изменения, утвержденные Постановлением Администрации Курской области от 13.02.2013 N 58-па, согласно которым исключена возможность направления субсидий начинающим собственный бизнес на финансирование расходов на приобретение сельскохозяйственных животных.
Письмом от 22.03.2013 N 08.3-05-12/754 Комитет сообщил предпринимателю о внесенных изменениях, а также о возможности принятия к финансированию других расходов, с указанием также дополнительной информации о действии других областных целевых программ по субсидированию расходов товаропроизводителей, в том числе на приобретение сельскохозяйственных животных. Согласно протоколу N 1 от 28.03.2013 указанное заявление было рассмотрено на заседании конкурсной комиссии по отбору проектов, представленных на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, для предоставления субсидий (далее - Комиссия) и было принято решение предложить Комитету рассмотреть вопрос о возмещении части затрат, связанных с организацией и ведением бизнеса ИП Пашковой Р.И., после получения разъяснений из Прокуратуры Курской области.
Прокуратура Курской области письмом от 13.05.2013 N 07/2-03-13 сообщила Комитету, что на момент принятия конкурсной комиссией решения (28.03.2013) расходы на приобретение сельскохозяйственных животных не относились к затратам, на финансирование которых могла быть предоставлена субсидия, в связи с вступлением в силу с 14.02.2013 Постановления Администрации Курской области от 13.02.2013 N 58-па.
Исходя из норм действующего законодательства и указанных разъяснений, Комиссией было принято решение снять с субсидирования проект ИП Пашковой Р.И., поскольку компенсация расходов на приобретение сельскохозяйственных животных будет иметь нецелевой характер с учетом изменений, внесенных в Правила предоставления субсидий, согласно которым с 14.02.2013 государственная поддержка начинающим собственный бизнес на компенсацию расходов по приобретению сельскохозяйственных животных, птиц, рыбы, мальков рыб не предоставляется.
Письмом Комитета от 06.06.2013 N 05-12/1409 ИП Пашкова была уведомлена о снятии с субсидирования проекта Предпринимателя на основании пункта 4 Правил предоставления субсидий для реализации мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства как заявителю, представившему документы с нарушением требований и условий предоставления субсидий, установленных настоящими Правилами.
Не согласившись с решением Комитета, ИП Пашкова Р.И. обратилась в Арбитражный суд Курской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспоренное решение Комитета не нарушает прав и законных интересов предпринимателя, так как не препятствует заявителю получить государственную финансовую поддержку по иным, предусмотренным пунктом 29 Правил предоставления субсидий, расходам. При этом решение Комитета не противоречит указанным Правилам в редакции, действовавший в момент рассмотрения заявления Пашковой.
Выводы суда поддержаны апелляционной коллегией судей, с которыми соглашается и суд округа.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Законом Курской области от 11.12.2012 N 124-ЗКО "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" установлено, что за счет средств областного бюджета предоставляются субсидии для развития малого и среднего предпринимательства начинающим собственный бизнес на субсидирование части затрат, связанных с организацией и ведением дела (подпункт "е" пункта 3 части 1 статьи 17); критерии отбора производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий в соответствии с частью 1 Закона, определяет Администрация Курской области (часть 2 статьи 17).
Постановлением Администрации Курской области от 25.04.2012 N 392-па были утверждены Правила предоставления субсидий для реализации мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства, которыми определены условия и порядок предоставления субсидий из областного бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.
В соответствии абзацем шестым пункта 29 Правил предоставления субсидий предусматривалась возможность направления субсидий начинающим собственный бизнес на финансирование расходов на приобретение сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственной птицы, рыбы, мальков рыб (по направлению деятельности "производство сельскохозяйственной продукции и предоставление услуг в этой области").
Постановлением Администрации Курской области от 13.02.2013 N 58-па утверждены изменения в постановление Администрации Курской области от 25.04.2012 N 392-па, согласно которым абзац шестой пункта 29 Правил исключен.
Согласно пункта 10 Правил предоставления субсидий уполномоченный орган, которым является Комитет, создает комиссию, которой передает для рассмотрения заявления и документы заявителей, предусмотренные Правилами; проводит в течение 45 рабочих дней со дня представления документов в уполномоченный орган, но не позднее 20 декабря текущего года, проверку достоверности сведений, имеющихся в документах, представленных заявителями на получение субсидии, а также в случае необходимости привлекает специалистов органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, контрольно-надзорных органов, общественных, научных, коммерческих организаций в качестве экспертов, консультантов; в течение 15 рабочих дней с даты рассмотрения поданных заявлений на заседании Комиссии принимает решение о предоставлении субсидии по проектам, прошедшим конкурсный отбор; информирует заявителя о решении, принятом по заявлению о предоставлении субсидии в течение 5 дней со дня его принятия.
Приказом председателя Комитета от 29.06.2012 N 80 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги "Предоставление субсидий для реализации мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства" (далее - Регламент), которым установлены сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых по запросу заявителей, которыми, согласно пункту 1.2, являются субъекты малого и среднего предпринимательства, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Курской области, соответствующие требованиям, установленным областной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Курской области на 2012-2015 годы" и условиям, определенным Правилами.
В силу пункта 2.4 Регламента срок рассмотрения заявлений о предоставлении субсидий конкурсной комиссией составляет не более 45 рабочих дней со дня представления документов в Комитет, но не позднее 20 декабря текущего года. Комитет информирует заявителя о решении, принятом по заявлению о предоставлении субсидии, в течение 5 дней со дня его принятия.
Судами правильно установлено, что сроки рассмотрения заявления Пашковой ни Комитетом, ни комиссией не нарушены.
Однако в связи с изменениями в Постановление Администрации Курской области от 25.04.2012 N 392-па, исключившими из Правил предоставления субсидий абзаца шестого пункта 29, суды пришли к правильному выводу, что возможность направления субсидий начинающим собственный бизнес на финансирование расходов на приобретение сельскохозяйственных животных исключена, в связи с чем, суды обоснованно указали, что представленные ИП Пашковой в Комитет документы на момент вынесения оспариваемого решения и на момент принятия решения от 28.03.2013 не могли соответствовать требованиям и условиям предоставления субсидий, установленных Правилами и Регламентом, с учетом с вступившими в законную силу изменениями.
Правильным является вывод судов о не нарушении оспоренным решением Комитета прав и законных интересов ИП Пашковой, поскольку у предпринимателя сохраняется право на получение субсидии по иным расходам.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия их выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Суд округа считает, что фактические обстоятельства установлены судами в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, поскольку доводы кассатора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 11.03.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2014 по делу N А35-6404/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24 сентября 2014 г. N Ф10-3124/14 по делу N А35-6404/2013