г.Калуга |
|
26 сентября 2014 г. |
Дело N А48-4212/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.09.2014.
Полный текст постановления изготовлен 26.09.2014.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: закрытого акционерного общества "Сахарный комбинат "Отрадинский" (ОГРН 1035717001440, ИНН 5717001991, п. Отрадинский, Мценский р-н, Орловская обл., 303023) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от заинтересованного лица: Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (ОГРН 1075752001830, ИНН 5753041975, ул. Пожарная, д.72, г.Орел, 302040) - Афонина В.И. (дов. от 02.04.2014 N 64),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Сахарный комбинат "Отрадинский" на решение Арбитражного суда Орловской области от 28.02.2014 (судья Володин А.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2014 (судьи Миронцева Н.Д., Протасов А.И., Семенюта Е.А.) по делу N А48-4212/2013,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Сахарный комбинат "Отрадинский" обратился в арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании недействительным и отмене предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (далее - Управление, Россельхознадзор) от 07.11.2013 N 428 (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 28.02.2014, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и признать недействительным предписание от 07.11.2013 N 428, ввиду неполного выяснения судом обстоятельств дела имеющих значение для разрешения спора, а также нарушения судами норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу Россельхознадзор считает, что решение Арбитражного суда Орловской области от 28.02.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2014 подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба общества не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов проверена кассационной инстанцией исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в отзыве на кассационную жалобу, выслушав пояснения принявшего участие в судебном заседании представителя управления, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 29.11.2012 Управлением на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 15.11.2012 в связи с обращением Администрации Мценского района, старшим государственным инспектором Управления проведен осмотр земельных участков с кадастровыми номерами 57:11:0020301:8, 57:11:0020301:7, 57:11:0020301:9 и установлен факт самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы при ремонте водопровода. Через земельный участок проходит траншея протяженностью 800 м, из них 300 м траншеи засыпано перемешанным с нижележащими породами грунтом. На оставшемся участке длиной 500 м траншея не засыпана. С правой стороны от траншеи складирован в отвал нижележащий горизонт минерального пласта высотой до 3 м, шириной до 6 м. Ширина траншеи - 5 м, глубина - 2,5 м. Площадь нарушения верхнего плодородного слоя составила 0,88 га. Данные нарушения отражены в протоколе осмотра.
В отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении от 07.12.2012 N 452 и общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20000 рублей (постановление от 14.12.2012 N 452).
Также Обществу было выдано предписание от 07.12.2012, согласно которому предписано разработать проект рекультивации земельных участков и провести рекультивацию земель в соответствии с разработанным проектом в срок до 14.05.2013.
В связи с обращениями общества срок исполнения данного предписания управлением Россельхознадзора продлевался.
20.07.2013 между Федеральным государственным бюджетным учреждением "Орловский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" (исполнитель) и ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" заключен договор N РК-10 по условиям которого исполнитель обязуется разработать проект рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения.
Посчитав предписание от 07.12.2012 исполненным, общество сообщило об этом Управлению.
На основании распоряжения Управления от 16.09.2013 N 1077-Р проведена внеплановая выездная проверка исполнения предписания от 07.12.2012 N 542, в ходе которой установлено, что рекультивация нарушенных земельных участков не выполнена.
По результатам указанной проверки исполнения предписания от 07.12.2012 N 542 Управлением обществу выдано новое предписание от 07.11.2013 N 428, согласно которому ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" предписано провести рекультивацию нарушенных земельных участков в соответствии с разработанным проектом рекультивации, а также предоставить акт приема-сдачи рекультивированных участков. Срок исполнения предписания 01.12.2013.
Полагая, что предписание Управления от 07.11.2013 N 428 вынесено с нарушением норм действующего законодательства, ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой и апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 г. N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
В соответствии с п. 6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды РФ N 525 и Роскомзема N 67 от 22.12.1995 г., условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.
По заказу общества ФГБУ "Орловский референтный центр Россельхознадзора" разработан и сдан заказчику 26.08.2013 по акту N 00009458 проект рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения, которым предусмотрено выполнение действий этапам рекультивации, а именно: заполнение траншеи малоплодородным грунтом экскаватором; планировка поверхности бульдозером; вторичная планировка участка после усадки грунта; нанесение и разравнивание плодородного слоя бульдозером с окончательной планировкой поверхности. Законченным этапом технической рекультивации является восстановление утраченного в результате проведения земляных работ плодородного слоя почвы.
С момента утверждения проекта рекультивации общество приступило к выполнению работ по технической рекультивации в отношении спорных земельных участков.
Вместе с тем, в результате проведенной Управлением проверки исполнения предписания от 07.12.2012 N 542, согласно протоколу осмотра территории от 19.09.2013 в результате осмотра земельных участков сельскохозяйственного назначения, общей площадью 0,88 га, расположенного по адресу: Орловская область, Мценский район, с/п Отрадинское, с кадастровыми номерами 57:11:0020301:8, 57:11:0020301:7, 57:11:0020301:9 установлено, что проведена планировка поверхности бульдозером. Восстановлен нарушенный слой почвы и рельеф данного земельного участка. С земельных участков с кадастровыми номерами: 57:11:0020301:7, 57:11:0020301:8, 57:11:0020301:9 отобраны почвенные образцы, что подтверждается протоколами отбора от 19.09.2013 N 66, N 67. На основании протоколов испытаний от 27.09.2013 N А/Э-437, NА/Э-438 проб грунта установлено неисполнение предписания об устранении выявленного нарушения.
Согласно исследованиям, проведенным ФГБУ "Орловский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору", в почве земельных участков имеет место порча плодородного слоя почвы вследствие ухудшения показателей почвенного плодородия.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что восстановление плодородного слоя почвы произведено не в полном объеме.
Таким образом, суд первой и апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обществом не представлено доказательств несоответствия закону предписания от 07.11.2013 N 428 и нарушения указанным предписанием прав и законных интересов ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку фактически продлевает срок ранее выданного предписания, то есть срок, в течение которого необходимые работы по рекультивации земельных участков должны быть завершены.
Доводы общества о том, что проверка исполнения ранее выданного предписания, состоявшаяся в сентябре 2013 года, проведена управлением Россельхознадзора с грубым нарушением установленных Федеральным законом N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", выразившимся в привлечении к проведению проверки экспертной организации (ФГБУ "Орловский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору"), состоящей в гражданско-правовых отношениях с акционерным обществом "Сахарный комбинат "Отрадинский", отклоняются судом кассационной жалобы как несостоятельные.
Действительно, в соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона N 294-ФЗ органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля привлекают к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.
Согласно статье 20 Федерального закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя (часть 1).
К грубым нарушениям относится нарушение вышеприведенных требований названного закона (в части участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки) (пункт 8 части 2).
Однако, из материалов дела следует, что между ФГБУ "Орловский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" и обществом 20.06.2013 заключен договор на оказание платных услуг (работ) N РК-10. Согласно акту об оказании услуг от 26.08.2013 N 00009458 услуги по разработке проекта рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения по договору N РК-10 выполнены полностью и в срок, то есть гражданско-правовые отношения у общества и экспертной организации по поводу разработки проекта рекультивации земель земельных участков с кадастровыми номерами: 57:11:0020301:7, 57:11:0020301:8, 57:11:0020301:9 закончились исполнением договора.
Кроме того, суд первой инстанции правильно отметил, что представители экспертного учреждения в самой проверке не участвовали, экспертное заключение не выдавали, а провели исследование почвенных образов, в объективности которого нет оснований для сомнения.
Суд округа отмечает, что отбор проб проведен согласно протоколу отбора образцов (проб) почвы и протоколу испытаний государственным инспектором Орловского отдела государственного земельного надзора Кучебо А.С.
Поэтому получение управлением Россельхознадзора у ФГБУ "Орловский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" результатов испытаний почвенных образов не является нарушением вышеназванных требований Федерального закона N 294-ФЗ.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения арбитражного суда первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 28.02.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2014 по делу N А48-4212/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья |
Г.А.Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 20 Федерального закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя (часть 1).
...
Суд округа отмечает, что отбор проб проведен согласно протоколу отбора образцов (проб) почвы и протоколу испытаний государственным инспектором Орловского отдела государственного земельного надзора Кучебо А.С.
Поэтому получение управлением Россельхознадзора у ФГБУ "Орловский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" результатов испытаний почвенных образов не является нарушением вышеназванных требований Федерального закона N 294-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26 сентября 2014 г. N Ф10-3115/14 по делу N А48-4212/2013
Хронология рассмотрения дела:
26.09.2014 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3115/14
27.05.2014 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2190/14
28.02.2014 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-4212/13
29.11.2013 Определение Арбитражного суда Орловской области N А48-4212/13