Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Степиной Л.В.
Судей
Панченко С.Ю.
Ключниковой Н.В.
при участии в заседании:
от заявителя:
от Брянской городской администрации
от третьих лиц:
Комитета по управлению собственностью г. Брянска
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области
Муниципального унитарного предприятия "Жилищное хозяйство" Советского района г. Брянска
- Маймулин Д.А. - представитель, по доверенности от 01.06.2009;
- не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Товары для детей" на решение Арбитражного суда Брянской области от 01.09.2010 (судья Саворинко И.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2010 (судьи Мордасов Е.В., Волкова Ю.А., Рыжова Е.В.) по делу N А09-3807/2009,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Товары для детей" (далее по тексту - ООО "Товары для детей", общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о понуждении ответчика - Брянскую городскую администрацию заключить договор купли-продажи нежилого помещения общей площадью 367 кв. м., расположенного по адресу: город Брянск, проспект Ленина, дом 13, условный номер 15-01/28-28-47 на условиях и в порядке предусмотренными Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению собственностью г. Брянска, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, муниципальное унитарное предприятие "Жилищное хозяйство" Советского района г. Брянска (далее - МУП "Жилищное хозяйство" Советского района г. Брянска).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 01.09.2010, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2010, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Заявитель кассационной жалобы просит отменить судебные акты, ссылаясь на нарушение судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и направить дело на новое рассмотрение.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, заслушав мнение представителя общества, кассационная коллегия судей полагает, что судебные акты по настоящему делу подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 27.04.2001 между комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Брянска (арендодатель) и ООО "Товары для детей" (арендатор) заключен договор аренды объекта муниципального нежилого фонда г. Брянска N 13-СД-2001.
В соответствии с условиями совершенной сделки арендодатель обязался предоставить, а арендатор принять в аренду объект муниципального нежилого фонда - нежилое помещение общей площадью 367 кв. м, расположенное по адресу: г. Брянск, пр. Ленина, д. 13, условный номер 15-01/28-28-47, для использования под розничную торговлю товарами детского ассортимента.
В пункте 1.2 договора стороны определили срок его действия с 01.05.2001 по 09.01.2016.
Указанный договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
В порядке ст. 9 Закона N 159-ФЗ Общество обратилось с письменным заявлением в уполномоченный орган - Комитет по управлению собственностью г. Брянска, в котором уведомил о своем намерении получить в собственность на возмездной основе арендованное им помещение в д. 13 по пр. Ленина в г. Брянске.
Письмами от 22.01.2009 и от 29.04.2009, направленными ООО "Товары для детей", комитет по управлению собственностью г. Брянска сообщил об отсутствии правомочий по распоряжению недвижимым имуществом, принадлежащим на праве хозяйственного ведения МУП "Жилищное хозяйство" Советского района г. Брянска, в отношении которого введено конкурсное производство.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды отказали в удовлетворении заявленных обществом требований, поскольку последним не доказана обязанность Брянской городской администрации заключить договор купли-продажи спорного помещения. При этом исходили из того, что спорное имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения МУП "Жилищное хозяйство" Советского района города Брянска и в соответствии с п. 9.9. Положения о владении, пользовании и распоряжении (управлении) муниципальным имуществом города Брянска, принятым постановлением Брянского городского Совета народных депутатов от 13.11.2002 г. N 396-п, отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, осуществляется на основании решения Брянского городского Совета народных депутатов. Брянский городской Совет народных депутатов решение (согласия) об отчуждении недвижимого имущества МУП "Жилищное хозяйство" Советского района г. Брянска не принимало.
Выводы судов по возникшему спору не могут быть признаны обоснованными, соответствующими законодательству.
Судами первой и апелляционной инстанций не принято во внимание, что в соответствии с п.п. 1, 2 ст. 299 ГК РФ и ст.ст. 2, 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Вместе с тем, п. 2 ст. 8 ГК РФ предусмотрено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу ст. 4 этого же Федерального закона государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.ст. 130, 131, 132 и 164 ГК РФ.
В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что поскольку в силу абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ право хозяйственного ведения относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, право хозяйственного ведения на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
При разрешении настоящего спора суд не исследовал обстоятельства, касающиеся времени возникновения права собственности МУП "Жилищное хозяйство" Советского района города Брянска, не выяснил, передавалось ли спорное имущество последнему, соответствует ли заявитель условиям и критериям, предусмотренным Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ на момент вступления его в силу.
Помимо указанного, судом не учтено, что он может признать наличие у арендатора права на приобретение и в том случае, если после опубликования Закона субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления были совершены иные действия, имеющие своей целью исключительно воспрепятствование реализации субъектами малого или среднего предпринимательства права на приобретение.
Для чего суду необходимо установить, имелись ли у администрации законные основания для отказа в реализации права на выкуп спорного помещения на момент обращения общества с соответствующим заявлением.
Указанные выше обстоятельства, которые судом не выяснены, имеют существенное значение для правильного разрешения спора.
Так как оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, дело в соответствии с пунктом 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить указанные недостатки, исследовать все доказательства, представленные сторонами и принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 01.09.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2010 по делу N А09-3807/2009 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
С.Ю. Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ст. 4 этого же Федерального закона государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.ст. 130, 131, 132 и 164 ГК РФ.
В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что поскольку в силу абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ право хозяйственного ведения относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, право хозяйственного ведения на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
При разрешении настоящего спора суд не исследовал обстоятельства, касающиеся времени возникновения права собственности МУП "Жилищное хозяйство" Советского района города Брянска, не выяснил, передавалось ли спорное имущество последнему, соответствует ли заявитель условиям и критериям, предусмотренным Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ на момент вступления его в силу.
Помимо указанного, судом не учтено, что он может признать наличие у арендатора права на приобретение и в том случае, если после опубликования Закона субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления были совершены иные действия, имеющие своей целью исключительно воспрепятствование реализации субъектами малого или среднего предпринимательства права на приобретение."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30 марта 2011 г. N Ф10-706/11 по делу N А09-3807/2009