Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего
Степиной Л.В.
судей
Ключниковой Н.В.
Шелудяева В.Н.
при участии в заседании:
от заявителя:
от ООО "ГСК-31"
от инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Белгороду
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
- Власенко О.А. - представителя (доверенность от 07.06.2010 N 19),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда Белгородской области от 10.09.2010 (судья Мироненко К.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2010 (Семенюта Е.А., Протасов А.И., Сергуткина В.А.) по делу N А08-3758/2010-17,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 10 по Санкт-Петербургу (далее по тексту - межрайонная инспекция) обратилась в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании недействительным и отмене решения инспекции ФНС России по г. Белгороду от 20.05.2009 N 3035 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО "ГСК-31", и с требованием признать недействительной запись в ЕГРЮЛ от 20.05.2009 за государственным регистрационным номером 2093123101400.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 10.09.2010, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе межрайонная инспекция просит решение и постановление по настоящему делу отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и нарушение норм материального права, и принять новый судебный акт.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, заслушав в судебном заседании представителя инспекции ФНС России по г. Белгороду, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как усматривается из материалов дела, регистрирующим органом принято решение от 20 мая 2009 года N 3035 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в связи с переменой места нахождения ООО "ГСК-31" по адресу: 191014, Санкт-Петербург, улица Чехова, дом 13, лит. А, пом. 23, на основании представленных для регистрации документов.
Согласно пункту 4 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.
В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.
Требования инспекции о признании недействительным решения регистрирующего органа от 20.05.2009 N 3035, мотивированы тем, что по адресу, указанному в учредительных документах и заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, общество не располагается, поэтому полагает, что государственная регистрация вносимых изменений была произведена с нарушением законодательства, так как представлены недостоверные сведения.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований инспекции, суды исходили из следующего.
Пунктом 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации установлен перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации в заявлении о государственной регистрации подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Таким образом, судом первой и апелляционной инстанций обоснованно сделан вывод, что Законом о государственной регистрации установлен уведомительный характер государственной регистрации юридических лиц и обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.
Статьей 23 Закона о государственной регистрации установлено, что отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, допускается в случае непредставления определенных настоящим Законом необходимых для государственной регистрации документов, представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган, а также в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Закона. Данный перечень оснований к отказу в государственной регистрации является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Судебные инстанции, учитывая изложенное и оценив представленные доказательства, пришли к правильному выводу об отсутствии у регистрирующего органа оснований, установленных Законом о государственной регистрации, для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы названного юридического лица.
В соответствии со статьей 25 Закона о государственной регистрации за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Кроме того, в случае установления факта неосуществления деятельности, в рассматриваемом случае ООО "ГСК-31", налоговый орган вправе исключить юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном статьей 21.1 Закона о государственной регистрации.
Таким образом, выводы суда первой инстанции и апелляционного суда об отказе в удовлетворении требований о признании недействительным решения регистрирующего органа от 20.05.2009 N 3035 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы вышеуказанного юридического лица, соответствуют материалам дела и законодательству.
Доводы кассационной жалобы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергают.
Учитывая изложенное, кассационная коллегия находит, что судебные акты по настоящему делу приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права и не усматривает оснований для их отмены.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 10.09.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2010 по делу N А08-3758/2010-17 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 23 Закона о государственной регистрации установлено, что отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, допускается в случае непредставления определенных настоящим Законом необходимых для государственной регистрации документов, представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган, а также в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Закона. Данный перечень оснований к отказу в государственной регистрации является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Судебные инстанции, учитывая изложенное и оценив представленные доказательства, пришли к правильному выводу об отсутствии у регистрирующего органа оснований, установленных Законом о государственной регистрации, для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы названного юридического лица.
В соответствии со статьей 25 Закона о государственной регистрации за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Кроме того, в случае установления факта неосуществления деятельности, в рассматриваемом случае ООО "ГСК-31", налоговый орган вправе исключить юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном статьей 21.1 Закона о государственной регистрации."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 8 апреля 2011 г. N Ф10-791/11 по делу N А08-3758/2010-17
Хронология рассмотрения дела:
08.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-791/11