Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего
Степиной Л.В.
судей:
Ключниковой Н.В.
Шелудяева В.Н.
при участии в заседании:
от заявителя
от администрации городского округа г. Воронеж
от 3-их лиц:
Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области
- Козырева Н.В. - представителя (доверенность от 24.09.2009 б/н),
-Клюева В.В. - представителя (доверенность от 24.09.2009 б/н),
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.09.2010 (судья Козлов В.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2011 (судьи Протасов А.И., Сургуткина В.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А14-18977/2009/637/24,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Синтез-90" (далее по тексту - общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к администрации городского округа город Воронеж (далее - администрация) о признании недействительным постановления администрации от 05.11.2009 N 93 "Об отмене постановления главы городского округа город Воронеж от 07.08.2007 N 1243".
Решением от 10.09.2010, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2011, заявленные обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области просит принятые по настоящему делу решение и постановление отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, указанные в жалобе, заслушав в судебном заседании представителей общества, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом, по договорам купли-продажи от 20.11.2002, 21.11.2002, 25.12.2002 и 22.01.2003 ООО "СИНТЕЗ-90" приобрело в собственности расположенные по адресу: г. Воронеж, р.п. Сомово, ул. Сосновая, 23с, следующие объекты недвижимости: часть сооружения - забора железобетонного сплошного лит. 1.8-1.16, протяженностью 900,0 м в лит. 1; нежилое здание лит. Ф, площадью 119.8 кв.м; нежилое здание лит. Р, площадью 98, 8 кв.м; нежилое здание лит. П, площадью 48,7 кв.м; нежилое здание лит. IB, 1В1,1В2, общей площадью 3067,3 кв.м; нежилое здание лит. 3,31,32, з, з1, площадью 660,2 кв.м; нежилое здание лит. 1Н, площадью 55,2 кв.м.
Право собственности на указанные объекты зарегистрированы Управлением Федеральной регистрационной службой по Воронежской области.
Помимо указанного в собственности общества с 28.09.2002 находится имущественный комплекс, предназначенный для сельскохозяйственной деятельности (шеды кроличьи (кроликофермы) в количестве 15 штук и шеды норковой фермы в количестве 18 штук).
7 августа 2007 года главой городского округа город Воронеж принято постановление N 1243 "Об утверждении проекта границ земельного участка, занимаемого зданиями по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции по адресу: г. Воронеж, Железнодорожный район, пгт Сомово, ул. Сосновая, 23с" об утверждении проекта границ земельного участка площадью 165060 кв.м, фактически занимаемого объектами недвижимости, принадлежащими заявителю с учетом специфики производства (свиноводство, кролиководство, разведение норки и переработка продукции), естественных границ земельного участка и фактического пользования, смежных землепользователей.
При формировании землеустроительного дела N 5601, утвержденного Управлением Роснедвижимости по Воронежской области 03.10.2007, границы вышеуказанного земельного участка были согласованы правообладателями смежных земельных участков, что подтверждено материалами дела.
Земельный участок, расположенный по адресу: Воронежская обл., г. Воронеж, пгт Сомово, ул. Сосновая, 23с, внесен в государственный кадастр недвижимости с присвоением кадастрового номера 36:34:00118001:30.
Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 5.11.2009 N 93 отменено постановление главы городского округа город Воронеж от 07.08.2007 N 1243, которым были утверждены обществу границы земельного участка, занимаемого зданиями по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции.
Считая, что данное постановление не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, создавая препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности, последнее оспорило его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с часть. 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В силу пункта 3 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В пункте 5 указанной статьи Кодекса определено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
При этом пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи, кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления, на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения, предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти, в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Суд, оценив и исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, пришел к выводу, что границы земельного участка, утвержденные постановлением главы городского округа город Воронеж от 07.08.2007 N 1243, соответствуют требованиям и условиям эксплуатации заявителем приобретенных объектов недвижимости и строений, находящихся на указанном земельном участке.
Судами первой и апелляционной инстанций принято во внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.
Действующее законодательство не устанавливает перечень оснований для отмены органом местного самоуправления принятых им правовых актов.
Между тем, как следует из части 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Закону N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд указал, что администрация, как орган местного самоуправления, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в порядке самоконтроля вправе отменить ранее изданное ею постановление.
В связи с указанным, суд первой и суд апелляционной инстанций при разрешении данного спора обоснованно выяснил наличие законных оснований для отмены ранее принятого главой городского округа город Воронеж постановления от 07.08.2007 N 1243 "Об утверждении проекта границ земельного участка, занимаемого зданиями по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции по адресу: г. Воронеж, Железнодорожный район, п.г.т. Сомово, ул. Сосновая, 23с".
На основании представленных в дело доказательств, исследованных судами, а именно, договорами купли-продажи объектов недвижимости, свидетельствами о государственной регистрации объектов недвижимости ООО "Синтез-90", инвентаризационным делом вышеуказанных объектов недвижимости, согласованием границ земельного участка со смежными землепользователями и заинтересованными органами и организациями, землеустроительным делом, техническим проектом межевания территории, расчетом необходимой площади земельного участка, актом о присвоении почтового адреса земельному участку с расположенными на нем объектами недвижимости, кадастровым паспортом земельного участка, площадь которого определена в размере 165000 кв.м., заключением Департамента градостроительства и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж, судебные инстанции пришли к выводу, что площадь земельного участка, расположенного по адресу: г. Воронеж, Железнодорожный район, пгт Сомово, ул. Сосновая, 23с, проект границ которого утвержден постановлением от 07.08.2007 N 1243, соответствует требованиям и условиям эксплуатации принадлежащих ООО "Синтез-90" объектов недвижимости и строений.
Изложенный вывод суда также основан на заключении экспертизы от 23.06.2010 N 2044/6-3, проведенной в рамках настоящего дела Воронежским региональным центром судебной экспертизы Минюста Российской Федерации.
Кроме того, суды обеих инстанций приняли во внимание, что в оспариваемом заявителем постановлении главы городского округа город Воронеж не указаны основания отмены ранее принятого им постановления.
С учетом данных обстоятельств, судебные инстанции обоснованно признали, что оспариваемый ненормативный акт не соответствует положениям вышеприведенному законодательству и нарушает права и законные интересы общества, а потому является недействительным.
Доводы Департамента направлены на переоценку доказательств по делу, которые были изучены и оценены судами, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.09.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2011 по делу N А14-18977/2009/637/24 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами первой и апелляционной инстанций принято во внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.
Действующее законодательство не устанавливает перечень оснований для отмены органом местного самоуправления принятых им правовых актов.
Между тем, как следует из части 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Закону N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19 апреля 2011 г. N Ф10-1056/11 по делу N А14-18977/2009/637/24