Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи
Шелудяева В.Н.
судей
Шуровой Л.Ф.
Степиной Л.В.
при участии в заседании:
от ООО УК "ИнвестПроект"
не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.09.2010 (судья Козлов В.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2010 (судьи Семенюта Е.А., Сергуткина В.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А14-3560/2010/119/10,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "ИнвестПроект" (далее - Общество, ООО УК "ИнвестПроект") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (далее - Управление, ТУ Росимущества в Воронежской области) от 13.01.2010 N 4-р.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 20.09.2010 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2010 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит отменить состоявшиеся судебные акты по настоящему делу в связи с неправильным применением судами норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия считает, что обжалуемые решение суда первой и постановление апелляционной инстанций подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды от 23.01.2008 N 375 ООО УК "ИнвестПроект" владеет и пользуется земельным участком площадью 5748 кв.м. с кадастровым номером 36:34:03 03 048:0015, принадлежащем Российской Федерации на праве собственности.
25.11.2008 Общество обратилось в ТУ Росимущества в Воронежской области с заявлением о разделе указанного земельного участка на шесть участков.
Распоряжением от 30.01.2009 N 27-р раздел участка был разрешен.
Во исполнение указанного распоряжения заявитель провел землеустроительные работы, связанные с разделом земельного участка, и поставил на кадастровый учет шесть сформированных земельных участков.
В связи с указанными обстоятельствами Общество представило в ТУ Росимущества в Воронежской области пакет документов для заключения договоров аренды на вновь образованные земельные участки и государственной регистрации права собственности на них за Российской Федерацией.
Письмом от 26.05.2009 N 6-3932 Управление ответило отказом в принятии решения по данному вопросу в связи с проводимой реорганизацией.
22.09.2009 и 25.12.2009 заявитель повторно обращался в ТУ Росимущества в Воронежской области с вопросом о заключении договоров аренды на вновь образованные земельные участки.
13.01.2010 Управлением было вынесено распоряжение N 4-р "Об отмене распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области N 27-р от 30.01.2009 "О разделе земельного участка с кадастровым номером 36:34:03 03 048:0015, находящегося в федеральной собственности и расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Изыскателей, 23, на шесть земельных участков". В качестве оснований для отмены ранее принятого распоряжения названы его несоответствие обязательным требованиям законодательства и неисполнение ООО УК "ИнвестПроект" отменяемого акта.
Не согласившись с указанным распоряжением, Общество обжаловало его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций сделали выводы о несоответствии оспариваемого распоряжения N 4-р от 13.01.2010 нормам действующего законодательства.
Указанные выводы сделаны судами без оценки всех обстоятельств спора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Признавая недействительным распоряжение ТУ Росимущества в Воронежской области от 13.01.2010 N 4-р, суды обеих инстанций ссылаются на отсутствие у Управления правовых оснований на момент принятия оспариваемого распоряжения для отмены распоряжения от 30.01.2009 N 27-р и нарушение указанным ненормативным актом прав заявителя.
Между тем, судами не исследованы все обстоятельства дела и не приведено каких-либо доказательств нарушения оспариваемым распоряжением прав и законных интересов ООО УК "ИнвестПроект", как арендатора земельного участка с кадастровым номером 36:34:0303048:0015, которому принадлежит только право временного пользования этим участком.
Выводы суда в этой части не содержатся и в обжалуемых судебных актах.
В соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
Решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Обязательными приложениями к заявлениям об образовании земельных участков являются: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Как видно из материалов дела, на момент издания распоряжения N 27-р от 30.01.2009 образуемые земельные участки не были поставлены на кадастровый учет, а поэтому кадастровые паспорта на них отсутствовали.
Кадастровые паспорта на указанные участки поступили в адрес ТУ Росимущества в Воронежской области 28.01.2010, что подтверждается штампом регистрации входящей корреспонденции.
Как указано выше, решение об образовании земельных участков может быть принято уполномоченным органом только после постановки на кадастровый учет образуемых земельных участков (п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ).
Как следует из материалов дела, распоряжение от 30.01.2009 N 27-р о разделе земельного участка с кадастровым номером 36:34:0303048:0015 было принято до постановки на кадастровый учет шести образуемых земельных участков.
Оценка правомерности принятия указанного распоряжения в этой части, а соответственно и основания для его отмены по изложенным обстоятельствам при принятии обжалуемых судебных актов судом не дана.
В соответствии с пунктом 5.5 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом N 63 от 05.03.2009 Территориальное управление принимает в пределах своей компетенции меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок является федеральной собственностью.
Органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, расположенными на территории Воронежской области, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации, является ТУ Росимущества в Воронежской области, действующее в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432.
Учитывая изложенное, ТУ Росимущества в Воронежской области наделено полномочиями на отмену ранее принятых им актов, не соответствующих действующему законодательству.
Запрета на осуществление указанных полномочий не установлено.
Таким образом, отменяя распоряжение от 30.01.2009 N 27-р, ТУ Росимущества по Воронежской области действовало в пределах своих полномочий.
Учитывая изложенное, при оценке оспариваемого распоряжения необходимо было проверить законность и обоснованность принятия распоряжения от 30.01.2009 N 27 в целом на дату его издания.
В этой части судами первой и апелляционной инстанций обстоятельства спора исследованы не полном объеме и правовая оценка им не дана.
В частности, раздел земельного участка был инициирован арендатором.
Принятие собственником решения о разделе земельного участка является его правом, а не обязанностью.
При этом последний вправе требовать от лица, заинтересованного в разделе земельного участка, обоснования необходимости такого раздела, рациональности его использования.
Как следует из материалов дела, целевым назначением земельного участка, подлежащего разделу, является сельскохозяйственное использование.
В соответствии с действующим земельным законодательством раздел земельных участков допускается при условии сохранения разрешенного использования в отношении образуемых участков.
При принятии обжалуемых судебных актов указанные обстоятельства исследованы не были и оценка им не дана, а поэтому выводы судов первой и апелляционной инстанций о законности распоряжения ТУ Росимущества в Воронежской области от 30.01.2009 N 27-р о разделе земельного участка не соответствуют фактическим обстоятельствам спора.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного решение суда и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать фактические обстоятельства по делу с учетом указаний кассационной инстанции, оценить представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ и по результатам сделать вывод о том, в соответствии ли с требованиями норм действующего законодательства принято распоряжение от 30.01.2009 N 27-р о разделе земельного участка, нарушает ли оспариваемое распоряжение права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной деятельности.
По результатам повторного рассмотрения дела принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.09.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2010 по делу N А14-3560/2010/119/10 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Л.Ф. Шурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
...
В соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
...
Как указано выше, решение об образовании земельных участков может быть принято уполномоченным органом только после постановки на кадастровый учет образуемых земельных участков (п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ).
...
Органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, расположенными на территории Воронежской области, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации, является ТУ Росимущества в Воронежской области, действующее в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432.
...
В соответствии с действующим земельным законодательством раздел земельных участков допускается при условии сохранения разрешенного использования в отношении образуемых участков."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 апреля 2011 г. N Ф10-1070/11 по делу N А14-3560/2010/119/10
Хронология рассмотрения дела:
20.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1070/11