Турбухгалтерия: обходные маршруты
Туристические компании стараются не выходить за рамки закона. Они работают на самой грани законности, придумывая различные схемы.
Пройти по краю
О том, что туристические компании делают во имя увеличения собственной прибыли, я попросил рассказать бухгалтера одной из крупных питерских турфирм Наталью Рязанову.
- В турбизнесе действуют два класса компаний, - начала свой рассказ Наталья. - Операторы и агенты. Операторы формируют туры: подбирают авиакомпании и отели, находят за границей принимающие турфирмы и заключают с ними договоры. Агенты занимаются реализацией уже готовых туров. Естественно, что все они стремятся получить максимальную прибыль от своей деятельности. А минимизация налогов - один из наиболее верных путей. Туризм - отрасль довольно специфичная, и "черную" бухгалтерию вести сложно.
- А в чем сложность? - тут же поинтересовался я.
- Наши иностранные партнеры ведут "белый" учет, и по пути за границу деньги приходится "обелять". "Черные" технологии бухучета постепенно отмирают. Большинство компаний предпочитают использовать околозаконные методы. Официально обнародовать их, естественно, никто не торопится. Однако бухгалтеры охотно делятся друг с другом наработанным опытом.
Важно уложиться в рамки
- Большинство турагентств похожи друг на друга. Обычно это небольшая фирма, занимающая одну-две комнаты. В ее штате есть только директор и 2-3 менеджера. Для такой фирмы платить зарплату бухгалтеру - это непосильная нагрузка. В лучшем случае есть приходящий бухгалтер, который время от времени консультирует агентство. Вот я одно время тоже подрабатывала в такой маленькой компании, - поделилась опытом Наталья. - Но чаще всего учет ведет сам директор фирмы. Как правило, специального образования у руководителя нет, и разобраться со всеми хитростями ПБУ он не может. Для таких организаций оптимальным вариантом ведения бухучета является упрощенка. И считать легче, и налоги меньше получаются.
- Но ведь для того, чтобы работать по упрощенке, компания должна выполнить определенные условия...
- В этом-то и заключается сложность: 15 миллионов рублей годового дохода - это "потолок" для упрощенцев. А годовая выручка среднестатистического агентства примерно в такую сумму и выливается. Если ее хоть немного превысить (а это вполне возможно в период предновогоднего повышения спроса), то с упрощенкой можно будет попрощаться.
Спасают договоры
- Чтобы обойти этот момент, агентства придумали два способа, - начала объяснять моя собеседница. - Проще всего вместо договоров купли-продажи заключать с операторами агентские договоры. Вопрос с выручкой решается сам собой: в учете в качестве дохода фиксируются только суммы полученной комиссии (это примерно 10 процентов от стоимости тура).
- Но ведь многие операторы предпочитают работать с агентствами по договорам купли-продажи, - я вспомнил, как на это жаловались на одном из интернет-форумов. - Тогда оператору приходится проводить по документам полную стоимость каждого тура. И с клиентами они также заключают договоры купли-продажи. Тогда можно сильно "перебрать" допустимый предел.
- Для спокойной работы по договорам купли-продажи фирмы придумали второй способ. С каждым из покупателей туров заключают договор поручения. Таким образом, турагентство оказывается в роли посредника. По этому договору конечный покупатель, то есть сам турист, поручает агентству за определенное вознаграждение подобрать и оплатить для него тот или иной тур. Тогда вся выручка агента состоит только из комиссии, полученной по договору поручения. Она в среднем в 10 раз меньше тех сумм, которые проходят через счета агентства. Соответственно и при таком раскладе запас "плавучести" компании, работающей на упрощенке, увеличивается тоже десятикратно.
- В договоре поручения, который заключается с клиентом, должно быть четко сказано, что турфирма выступает именно в роли посредника, - продолжила Наталья. - Такая формулировка не нарушает общую схему взаимодействия "оператор - агент - турист" и предотвращает ненужные вопросы со стороны налоговиков.
Фирма, в которой я работала раньше, специально заручилась поддержкой налоговой инспекции. Мы обращались к ней с вопросом, можем ли мы, заключив такой договор, работать в роли посредника, и попросили дать ответ в письменном виде. После этого уже спокойно работали по этой схеме. А когда возникли вопросы, предъявили налоговикам их собственные бумаги.
Что делать с валютой?
- Еще турагенты часто вынуждены принимать оплату путевок в валюте, - вспомнила Наталья. - Они живут по принципу "желание клиента - закон". Вот только при контрольной закупке подобный сервис может обернуться массой проблем. Для того чтобы не обжечься, была придумана еще одна схема.
Менеджер турфирмы предлагает клиенту заполнить бланк доверенности. В ней говорится, что клиент поручает определенному человеку обменять за него валюту в обменном пункте и внести деньги в кассу. Естественно, доверенность оформляется на сотрудника агентства, как правило, на кассира. Он выступает как частное лицо. Получается, что фирма вроде и ни при чем. При этом он на всякий случай пишет заявление на имя своего руководителя с просьбой разрешить использовать сейф агентства для хранения личных денег. Тогда валюту можно спокойно обменивать на рубли и вносить в кассу. Оплата легализована.
- Но ведь есть турагенства, которые спокойно отправляют доллары прямо в кассу, - возразил я.
- Значит, пренебрегают этой схемой. Они прекрасно знают, что любые расчеты в иностранной валюте на территории страны незаконны. Видимо, смелость руководителей турфирм объясняется тем, что контролирующие органы пока не слишком активно занимаются выявлением и пресечением такой практики. Все равно надо отметить, что операции с валютой приносят агентам больше головной боли, чем выгоды. Идут они на это только по настоянию клиентов.
Выгодный заграничный НДС
- Пока это все про агентства, но есть же еще и более крупные компании. У туроператоров объемы несравнимо больше. На упрощенке особенно не посидишь. Что они делают, чтобы сэкономить на налогах? - спросил я у Натальи.
- Иногда одну фирму делят на несколько небольших, каждая из которых переходит на упрощенку. Еще один наиболее популярный способ - это переброска базы по НДС на заграничную территорию. Особенно так любят делать компании с иностранными корнями, в первую очередь турецкие.
На долю "коренных" турецких фирм в России приходится от трети до половины продаж путевок по самым популярным направлениям. Они говорят, что по Налоговому кодексу (статья 148), раз они зарегистрированы за рубежом, то и налоги платят там же. Договор купли-продажи позволяет операторам начислять налог на добавленную стоимость по месту производства турпродукта, то есть в Турции. А ставки этого налога в Турции ниже, чем в России.
Именно для того, чтобы НДС можно было вывести за пределы России, турецкие операторы не заключают с розничными фирмами агентские договоры. Агентский договор в отличие от договора купли-продажи не дает права начислять НДС по месту производства турпродукта.
- Как они объясняют это агентам, для которых купля-продажа неудобна?
- Официальная версия отказа, естественно, звучит совсем по-другому. Для любого оператора (неважно, турецкий он или русский) агентский договор плох тем, что по нему основанием для расчета дохода и налогов являются отчеты агентств. А эти бумаги розничные турфирмы часто представляют с опозданием. В результате туроператор не успевает вовремя перечислить налоги в бюджет. А если работать по договорам купли-продажи, такие проблемы не возникают. Это гораздо проще и удобнее.
Впрочем, нельзя сказать, что все турецкие операторы наотрез отказываются от агентских соглашений. Этот вопрос часто решается в индивидуальном порядке, в зависимости от того, кто в ком больше заинтересован. Если турагентства дают им значительные объемы продаж, то многие туроператоры идут навстречу и соглашаются работать по агентским договорам. Кроме того, в туризме огромную роль играют личные связи.
Все же большинство участников туристического рынка предпочитают работать легально, - подытожила наш разговор Наталья. - Оптимальным вариантом "отбеливания" бизнеса многие считают переход на оплату туров через интернет. Тогда и все потоки будут прозрачными, и с налоговой играть в кошки-мышки не придется. Причем по самым смелым прогнозам "интернетизация" туриндустрии возможна уже через пару лет. Поживем - увидим.
П. Аннин
"Расчет", N 10, октябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru