Амурские версты
Еще шесть лет назад о предпринимателях Хабаровского края говорили как о сборище уголовников, для которых слово "налог" было пустым звуком. Сейчас руководитель налогового управления гордится тем, что по сбору налогов Хабаровский край занимает одно из первых мест в России.
Старый знакомый
Последний раз в Хабаровске я была около четырех лет назад, когда приезжала навещать родных и друзей. Тогда город произвел неоднозначное впечатление: улицы, утопающие в зелени, красивая река Амур, на которой и стоит город, приветливые жители... Но все это великолепие портили обшарпанные здания, разбитые дороги и тротуары.
В этот раз я оказалась в столице Дальнего Востока по служебному заданию: партия, в лице главного редактора журнала "Расчет", сказала: "Надо!" - комсомол, то есть я, ответил: "Есть!". Приехав, я была наповал сражена изменениями - новые дороги, вымощенные плиткой тротуары, отремонтированные здания, начатое строительство аквапарка, уже законченное - цирка и... перечислять можно долго.
"Откуда деньги на всю эту красоту? Предприниматели вспомнили о своей главной обязанности и начали платить налоги?" - эти вопросы не давали мне покоя. Я решила задать их компетентному в этой области человеку - руководителю управления налогового ведомства по Хабаровскому краю Григорию Полушкину.
Во святая святых
В управление я пришла часов в 10 утра. Григорий Николаевич пока был занят, поэтому мне пришлось подождать в приемной. Рассматривая стены, чтобы чем-то себя занять, я задержала взгляд на стенде со стандартным набором бумаг - благодарностями, дипломами, отчетами о достижениях. Среди них была и биография руководителя краевого управления. Выяснилось, что мой будущий собеседник силен не только в налоговых делах. Он оказался мастером спорта по самбо и до недавнего времени даже возглавлял Федерацию самбо Якутии.
Наконец мне разрешили войти в кабинет.
- С приездом! Будете компромат собирать? - добродушно улыбаясь, спросил Григорий Полушкин.
- Почему же компромат, скорее объективную информацию, - ответила я, располагаясь в предложенном кресле. - Я была в Хабаровске несколько лет назад. По сравнению с тем временем город очень изменился, похорошел. Неужели за счет бюджетных средств?
- И за счет бюджета, и за счет спонсорской помощи. Благодаря последней в городе второй храм уже достраивают.
- Спонсоры пользуются какими-то льготами? От проверок освобождаете?
- Да нет, от проверок мы не освобождаем, и льгот нет. Зато о спонсорах все знают. Город у нас небольшой, все крупные фирмы на виду, а репутация тоже дорогого стоит, не все ведь в деньгах измеряется, - подметил мой собеседник.
- А сам край в дотациях нуждается? Или он донор?
- У нас в стране не принято говорить о хорошем. Скажешь, что донор, так и будут с тебя деньги тянуть. Поэтому и работаем без лишнего шума - где-то отдадим, где-то и сами попросим. Но план по сбору налогов всегда выполняем: если налогоплательщики сразу не заплатят, придем и доначислим. Вот, например, в прошлом году 240 миллионов НДФЛ в результате проверок получили, - поделился со мной маленькой налоговой радостью Григорий Николаевич.
Тут в кабинете зазвонил телефон. Оказалось, что руководителя управления уже ждут на очередном совещании. Поэтому Григорий Николаевич "сдал" меня на руки Ларисе, руководителю отдела по работе со СМИ.
Телефонно-печатная работа
В отделе по работе с налогоплательщиками, куда мы пришли с Ларисой, стоял жуткий грохот - за окном шло строительство очередного здания.
- Значит, сюда приходят бухгалтеры со своими проблемами? - прокричала я.
- Нет, сюда они не приходят, мы общаемся с ними по телефону, - закричала в ответ одна из сотрудниц. - У нас есть специальный человек, который принимает звонки и отвечает на все вопросы бухгалтеров. Он с ними общий язык как-то легко находит, любого самого разбушевавшегося бухгалтера успокоить может. Мы его так и зовем - палочка-выручалочка.
Поняв, что разговаривать в таком шуме бессмысленно, мы с Ларисой отправились в ее кабинет. По дороге она рассказала мне, что краевое управление выпускает свою газету для налогоплательщиков - с разъяснениями изменений в законах, советами от инспекторов и другой нужной бухгалтеру информацией.
- Газету бесплатно раздаете?
- Нет, ну что вы, где же мы столько денег возьмем! В розницу отправляем и по подписке, но цена смешная - около 15 рублей. Наш руководитель мечтает, чтобы у каждого бухгалтера на столе лежала наша газета. Шутит иногда: "Лежит на столе у бухгалтера наша газета, значит, добропорядочный бухгалтер, а нет - надо сделать так, чтоб лежала".
- Сейчас дождемся машину и поедем в центральную инспекцию, - продолжила Лариса. - У нас там как раз новый операционный зал открылся.
Раз инспекция...
В инспекцию по Центральному району города Хабаровска мы прибыли к обеду. Оказалось, что у налоговой нет своего помещения, поэтому инспекция арендует несколько этажей в здании одного из исследовательских институтов.
На этом неудобства не заканчивались. Лифт почему-то принципиально отказывался возить посетителей дальше шестого этажа. Подняться выше можно было только пешком. Бухгалтерам не повезло больше всех: операционный зал, где принимают отчетность, "удобно" расположился почти на самом последнем этаже - девятом. Поэтому шесть пролетов им приходилось преодолевать на своих двоих.
В самом зале уютно, красиво и непривычно пусто. Из неприметной двери в конце операционного зала вышла женщина. Она представилась Натальей Гудковой, руководителем отдела по работе с налогоплательщиками.
- У вас всегда так немноголюдно? - поинтересовалась я.
- В принципе да. В отчетные даты, конечно, больше народу, но ненамного - к инспектору по 2-3 человека стоят. Мы пытаемся убедить бухгалтеров, чтобы они сдавали отчетность через интернет. Причем, как ни странно, больше понимания мы находим именно у представителей малого бизнеса. Они как-то легче на подъем, более активно идут на контакт.
- И даже уговаривать не приходится? - попробовала я съехидничать.
- Почему же, беседы воспитательные проводим. Приглашаем руководителей и главбухов по очереди. Каждый день с 10 до 13 часов человек из нашего отдела рассказывает им о прелестях электронной отчетности. Тем более что электронка - доступное счастье. Она "выльется" фирме примерно в восемь тысяч рублей. У нас уже заключено порядка 100 договоров на интернет-обслуживание, будем дальше стараться.
- А что это за коробочка у вас стоит на входе, с дискетами?
-Это наше "безотходное производство," - улыбнулась Наталья. - Отчетность сейчас многие сдают на дискетах. Мы себе информацию перекидываем, очищаем дискету и в коробочку - пусть бухгалтеры пользуются дальше. Раньше мы дискеты себе оставляли, но когда их накопилось четыре огромных коробки, поняли, что пора от них избавляться.
После этих слов Наталья Александровна распрощалась со мной: как раз настал час "обрабатывать" очередного бухгалтера на предмет электронной отчетности.
Чтобы не терять времени, я решила посетить другую инспекцию, тем более что рабочий день был в самом разгаре.
...два инспекция
К счастью, инспекция по Железнодорожному району находилась недалеко, а вездесущие маршрутки нашлись и в Хабаровске. От московских они отличались наличием кондуктора и обязательными чеками.
- Вы чеки всегда пробиваете? - решила я поинтересоваться у кондуктора.
- Конечно. Если их не пробивать, контролеры штрафами замучают. А если администрация города за это выговор сделает и занесет фирму в "черный список", то тогда не видать нам "денежных" маршрутов как своих ушей. Будем по окраинам ездить, копейки собирать.
"Да, вот это дрессировка... Как же власти этого добились?" - задумалась я, выходя из маршрутки.
Железнодорожная налоговая нашлась не сразу. Оказалось, что некоторые ее отделы переехали в новое здание. Пришлось искать руководство инспекции там.
- Не обращайте внимания на беспорядок, мы еще на чемоданах сидим, - извинилась замруководителя налоговой инспекции Елена Кононова, которая встретила меня в новом здании. - Зато теперь места побольше. Сюда 11 человек перевезли, они будут отчетность принимать и регистрацией фирм заниматься, - рассказывала она, показывая мне кабинеты.
- За пять дней будут регистрировать, как по закону? - обеспокоилась я судьбами "новорожденных" предприятий.
- Конечно, иногда инспекторам приходится до 8-9 часов вечера сидеть, чтобы все в срок успеть.
- А если вдруг что-то... - начала было я.
- У нас не бывает "что-то", - прервала на полуслове развитие моих крамольных мыслей Елена, - потому что за "что-то" на руководителей налагают административный штраф, а при нашей зарплате в четыре тысячи рублей на штрафы денег не хватает.
- Поделитесь секретом, как в городе добились того, что все маршрутки чеки выдают? В Москве такого нет, - сменила я тему.
- Работать надо дружно. Мы тесно сотрудничаем с администрацией и милицией. Не пробили сотруднику милиции чек - штраф сразу же. А данные по фирме или предпринимателю - на стол администрации города, - объяснила мне инспектор.
- Штрафы большие?
- Приличные: полторы тысячи с кондуктора, три - с водителя, а если это фирма - 300 тысяч рублей. Как ты сама думаешь, стоит рисковать? Так что с этой проблемой справились. Вообще, у нас забот хватает. Сотрудников опытных нет - все разбежались за "большой деньгой". Девочки приходят молодые - их самих учить надо. Бывает, что бухгалтер сам им объясняет, как работать надо. Обидно, что государство махнуло на нас рукой. Как будто у них другая служба есть, которая будет казну пополнять, - пожаловалась Елена.
Бухгалтерские страдания
Выходя из здания инспекции, я столкнулась с девушкой, несущей в руках огромную папку с какими-то бумагами.
- Ого, что это вы несете? - вырвалось у меня.
- Это сверка платежей. Уже год с ней мучаюсь, ума не приложу, когда все закончится, - кивнув на папку, ответила девушка. - Платежи некоторые не сходятся: нет у налоговиков в базе таких данных и все. А у меня на руках все платежки с отметкой банка, пытаюсь убедить инспекторов подписать сверку по моим данным. Пока отказываются. Но директор с меня результата требует, поэтому буду биться.
Пожелав "страдалице" удачи, я поехала на встречу со знакомым главбухом - Надеждой. Мы устроились за столиком одного из летних кафе на набережной Амура.
- Я главным бухгалтером работаю уже года три. Все это время стою на учете в железнодорожной инспекции, - тоном, не предвещающим ничего хорошего, начала она. - Ты бы знала, что там происходит, когда начинается сдача отчетности. Таких очередей я нигде больше не видела. Инспекция работает с девяти утра, а отчетность принимают с половины десятого. Я обычно приезжаю в семь часов утра и оказываюсь далеко не первой в очереди. А потом можно хоть весь день стоять.
- И что, стоишь?
- Да нет, плюнула на это давно: иду на почту в последний день и отправляю все письмом. Пусть только попробуют придраться - у меня документ с отметкой на руках. Хотя есть еще один выход, - усмехнулась подруга.
- Какой?
- В обморок упасть. Да-да, не смотри на меня так удивленно. Несколько раз была свидетельницей того, как люди по стеночке сползали. Зато потом их сразу в кабинет к инспектору приглашали, без очереди. Считай, повезло.
- Очереди - это еще не все, - продолжила Надежда. - Я уже два года не могу налоговикам объяснить, что все уведомления и письма, все свои бумаги они должны присылать на фактический адрес фирмы. Нет, все равно шлют на юридический, где я вообще не появляюсь. Естественно, куча проблем: я говорю, что их письма не получала, а они мне, что отправляли. И каждый раз одно и то же.
Почувствовав, что Надежда начинает "заводиться", я попыталась перевести разговор в более спокойное русло:
- Зато работают инспекторы все пять дней в неделю, и обед всего час, не как раньше.
- Ага, наивная, наслушалась сказок, - поддела меня собеседница. - Они, конечно, пять дней в неделю работают, и обед у них раз в день. Вот только 15-минутных технических перерывов у них штук восемь на дню - каждый час. До слез обидно: стоишь, уже очередь твоя подошла, и перед носом дверь захлопывают - перерыв!
- Ну что, ничего хорошего про местных налоговиков сказать не можешь вообще?
- Не могу, честно, хотя и понимаю, что работа у них не сахар. Мы-то, бухгалтеры, хоть деньги получаем за сидения по вечерам и выходным. А им за сверхурочную работу никто не заплатит.
- И какая у хабаровского счетовода зарплата, если не секрет?
- Моя - восемь тысяч рублей, но обещают повысить, подруга вот 10 получает.
В коридорах власти
На следующий день я решила отправиться "во власть", тем более что она, по рассказам налоговиков, принимает самое непосредственное участие в судьбах бухгалтеров.
Начальник отдела малого предпринимательства Александр Шевченко долго пытался отправить меня на сайт, созданный Минэкономики и внешних связей Хабаровского края, где, по его мнению, была вся информация. С трудом объяснив, что мне бы хотелось получить живое общение, а не кипу текстов, написанных изумительным чиновничьим языком, я все-таки получила его милостивое согласие.
- Вы слишком рано приехали, вам нужно было в сентябре приезжать. Посмотрели бы на праздник "День предпринимателя", - такими словами встретил меня начальник отдела. - Между прочим, мы первый регион, который начал этот день отмечать еще в 1999 году. Сейчас нашему примеру последовали примерно 30 областей, но наши предприниматели первыми в России получили свой собственный праздник, - с гордостью сказал Александр Алексеевич.
- А что еще хорошего вы делаете для предпринимателей?
- Недавно муниципальный центр "Одно окно " открыли. Любой желающий может прийти, заплатить разумную сумму, и ему оформят необходимые документы для регистрации фирмы, аренды помещений и т.д. Доходы центра идут в бюджет на развитие бизнеса. Еще у нас постоянный конкурс "Предприниматель года" есть... Кстати, а что вам со мной разговаривать? Отправляйтесь вы лучше к победителю конкурса и все там узнаете.
Лучшие из лучших
Сотрудники фирмы "Фоксэль", которую я выбрала из всех победителей на сайте методом "тыка", со мной согласились встретиться на удивление просто. Видимо, привыкли к вниманию журналистов.
Правда, главного бухгалтера мне застать не удалось - она была в отпуске. Заместитель директора по торговле Наталья Солодова "утешила" меня:
- Вы бы еще попозже приехали на недельку, вообще бы никого в городе не застали. У нас же с середины августа до середины сентября настоящее паломничество в Приморье начинается. Но я постараюсь вам помочь, хотя... давайте я нашего юриста Светлану Савинкову позову, она с бухгалтерией давно дружит, - решила Наталья.
Пока ждали юриста, Наталья Солодова рассказала, что звание лучшего предпринимателя они получили за успешное развитие дела и своевременную уплату налогов.
- А ваше гордое звание помогает вам в работе?
- С партнерами и конкурентами - да. А вот на инспекторов все эти регалии не действуют. И проверки у нас так же проходят, и отчетность как все сдаем.
Светлана, которая вскоре зашла в кабинет, о налоговых проблемах знала не понаслышке.
- Последний раз предмет спора с налоговой был очень смешным. Наша фирма занимается производством и поставкой воды. Курьеры развозят 20-литровые бутылки с водой жителям города и фирмам. Учет проданных бутылок мы ведем по бланкам строгой отчетности.
Налоговая потребовала, чтобы у каждого курьера был с собой кассовый аппарат и они пробивали чеки. Но это еще не все - так как мы воду возим, значит, торговля у нас развозная. Следовательно, нужны тележки. Мы когда эту картину представили - курьер тащит 20-литровую бутылку воды в одной руке, тележку в другой руке, кассовый аппарат на шее - и смешно, и страшно стало. А если лифт не работает, подъезд темный или заказчик на 12 этаже живет? Мы всю эту "прелесть" описали, отправили трактат в налоговую. Думали, придется судиться. Но знаете, и у инспекторов бывают "моменты истины". Разрешили нам все-таки без касс и тележек работать. Правда, обычно все не так хорошо заканчивается, тогда в суд идем.
- Значит, судиться не боитесь?
- Понимаете, наш главный бухгалтер всегда говорит: "Выгодно работать правильно". Она так и делает, поэтому в спорах с налоговой у нее есть масса аргументов в нашу пользу и в своей правоте она почти всегда уверена.
- На выездных проверках много доначислений?
- За этим надо строго следить, - ответила юрист. - У налоговиков такая манера работать - доначислять, но вопрос в сумме. Поэтому, прежде чем акт подписать, мы его 100 раз проверяем. По итогам последнего визита налоговики доначислили нам по разным налогам 20 тысяч рублей. Мы проверили, получилось две тысячи.
- Инспекторам нужно тоже дыры в бюджете закрывать, - съязвила я. - Город красивый у вас, всюду строительство идет, все ремонтируют. Ведь все это наверняка за счет налогов.
- Да, и за счет налогов тоже, - улыбнулась Наталья Солодова.
- Что значит "тоже?" За счет чего еще? - удивилась я.
- За счет "добровольных" пожертвований успешных фирм. Вот недавно опять пришло письмо из администрации: "Пожалуйте 150 тысяч рублей на строительство прудов...". Как им откажешь?
- И что, дали?
- Ну, 150 тысяч, конечно, не дали, а 50 пришлось пожертвовать. Но знаете, не жалко. Ведь раньше в Хабаровск из командировок возвращаться не хотелось: все обшарпанное, серое, страшное. А сейчас любо-дорого посмотреть. Значит, не все в карман чиновникам уходит, уже хорошо.
Если очень захотеть, можно в космос...
Последний день моей командировки обещал быть самым интересным. Замруководителя межрайонной инспекции N 3 Павел Васютин обещал, что такого, как в их инспекции, я больше нигде в России не увижу.
Заинтригованная этой информацией, я отправилась на встречу с "чудесами". Оказалось, для того чтобы увидеть ближайшее "чудо", нам необходимо проехать 200 километров, в село Троицкое Нанайского района. До другого "чуда" можно было добраться только на самолете при наличии летной погоды. А в Охотске, где оно располагается, такое бывает крайне редко.
Проезжая по селу, я с нетерпением ждала встречи. Но вокруг были лишь небольшие деревянные домишки, редкие прохожие да бродячие собаки, с упоением облаивающие нашу машину.
- Посмотрите туда, на самый верх, - сказал мне Павел Валентинович, когда мы подъехали к четырехэтажному кирпичному зданию.
На крыше здания стояла спутниковая тарелка, ничем, кроме большого размера, не отличающаяся от телевизионных.
- Вот это и есть наше "чудо", таких в России больше нет, - воодушевленно заметил мой собеседник. - С помощью этой тарелки инспекторы, сидящие здесь и в Охотске, могут спокойно работать в режиме онлайн в той же самой базе данных, что и хабаровские налоговики. Здесь ведь никакие средства связи больше не работают - ни мобильные телефоны, ни интернет. Два года назад, когда спутниковой связи не было, всю отчетность приходилось возить в Хабаровск и там вбивать в базу. На это уходила уйма времени и денег. А с Охотском вообще беда была: они месяцами не могли вылететь, погоды не было. Естественно, налоги не платили, бардак был страшный, план не выполняли даже наполовину. А сейчас инспекторы принимают отчетность и тут же вбивают ее в базу данных, никаких задержек. Правда, недавно в охотскую тарелку молния ударила, пока не работает, - с грустью заметил Павел Валентинович.
- Хоть "Звездные войны" заново снимай. Часть третья: "Космос против налоговой", - усмехнулась я.
Войдя в здание инспекции, я смогла поговорить с исполняющей обязанности руководителя Людмилой Гончаровой.
- У вас, наверно, специфики много в работе? Все-таки район удаленный.
- Проблем много, а не специфики. Например, с национальными общинами, которые различными промыслами занимаются. Там же бухгалтеров нет профессиональных, бабушки занимаются "учетом". Поэтому приходится им все объяснять прямо здесь, показывать, как декларации заполнять, - поделилась со мной Людмила Михайловна.
- Зато вас все здесь в лицо знают, местная знаменитость наверняка, - попробовала я подбодрить ее.
- Нас тут всех знают: всего-то 20 человек в инспекции работают. Правда, мешает эта известность очень...
- Как же?
- Проверки кассовой дисциплины у нас невозможны. Кто ж нашему сотруднику чек не пробьет? Пробьют, еще и не один, - усмехнулась Людмила Михайловна.
Уха с аухой
"Быть на Амуре и не попробовать настоящей дальневосточной ухи - грех", - заверил меня Павел Васютин. Поэтому напоследок мы отправились на берег реки, где в котелке уже ждала ароматная ушица.
За царским угощением о работе говорить не хотелось: величественный Амур, свинцово-серое небо, легкий ветерок и тишина, изредка нарушаемая шипением набегавших на берег волн, настраивали на философский лад.
Из раздумий меня вернул голос Павла Валентиновича:
- А вообще у нас здесь хорошо. И люди хорошие, и природа, и работать интересно. Проблемы есть, как и у всех. Но надо их вместе решать, все ведь в одной стране живем - и бухгалтеры, и инспекторы.
К. Батанова
"Расчет", N 10, октябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru