Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Шелудяева В.Н.
Судей
Степиной Л.В.
Шуровой Л.Ф.
При участии в заседании:
от Управления Росприроднадзора по Белгородской области
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от ОАО "Мясокомбинат "Готнянский"
Астахова С.В. - представителя (дов. от 09.02.2011),
Семиной Р.А. - представителя (дов. от 01.04.2011),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Мясокомбинат "Готнянский" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 30.06.2010 (судья Кравцев С.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2011 (судьи Ольшанская Н.А., Скрынников В.А., Михайлова Т.Л.) по делу N А08-2023/2010-15,
УСТАНОВИЛ:
Управление Росприроднадзора по Белгородской области (далее - Управление) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Мясокомбинат "Готнянский" (далее - Общество) о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 726 708,55 руб.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 30.06.2010 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2011 указанный судебный акт изменен. С ОАО "Мясокомбинат "Готнянский" взыскано 245 053,3 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду, начисленной со 2 квартала 2007 года по 2 квартал 2009 года. В остальной части требования Управления оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе ОАО "Мясокомбинат "Готнянский" просит отменить решение и постановление суда в части взыскания с Общества 245 053, 3 руб. в связи с неправильным применением норм материального права.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, заслушав объяснения представителей Общества, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты отмене либо изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, хозяйственная деятельность, осуществляемая ОАО "Мясокомбинат "Готнянский", оказывает негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем последнее обязано вносить в бюджет соответствующую плату.
На основании представленных Обществом расчетов за предприятием сложилась задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду, начисленной за период 2006-2008 годов и 1-3 кварталы 2009 года, в сумме 726 708,55 руб.
В добровольном порядке ОАО "Мясокомбинат "Готнянский" указанный платеж в бюджет не внесло, в связи с чем Управление обратилось в суд с соответствующим заявлением о взыскании долга в принудительном порядке.
Изменяя указанный судебный акт в части суммы долга, подлежащей взысканию с ОАО "Мясокомбинат "Готнянский", суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что на взыскание платы в размере 481 655, 25 руб., начисленной за период с 2006 года по 2 квартал 2007 года, Управлением пропущен срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ.
Судебный акт в этой части в порядке кассационного производства сторонами не обжалуется.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами по настоящему спору о взыскании 245 053,3 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду, начисленной за период с 2 квартала 2007 по 2 квартал 2009 года включительно, Общество ссылается на то, что в процессе осуществления хозяйственной деятельности оно не оказывало негативное воздействие на окружающую среду путем сброса загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, так как имеет собственные очистные сооружения, с которых очищенные воды сливаются на рельеф урочища Ближние Изроги, а не в водные объекты.
Начисление платы за указанный вид негативного воздействия на окружающую среду Общество осуществляло ошибочно под воздействием должностных лиц контролирующих органов, а поэтому, по мнению последнего, ее взыскание судом произведено необоснованно.
При этом ОАО "Мясокомбинат "Готнянский" признало себя хозяйствующим субъектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду путем осуществления выброса в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ.
Задолженность по плате за указанное воздействие на окружающую среду, по мнению последнего, составляет 9967, 3 руб., которая и подлежала взысканию в судебном порядке.
Состоявшиеся по настоящему делу решение и постановление суда отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится на основании Постановления Правительства РФ от 12 июня 2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (ч. 2 ст. 16 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2008 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 17.06.2006 N 8077) срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Согласно ст. 22 Закона N 7-ФЗ целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
В соответствии с п.п. 5, 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее по тексту - Порядок определения платы), плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Как следует из материалов дела, ОАО "Мясокомбинат "Готнянский" представляло в Управление расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, связанные с: выбросами в атмосферный воздух загрязняющих и других веществ; сбросами загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; размещением отходов производства и потребления.
Изменений в указанные расчеты Общество не внесло.
Действующим законодательством в области охраны окружающей среды устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Нормативы допустимых сбросов и выбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду.
При невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов и выбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основании разрешений (ст. 23 Закона N 7-ФЗ).
Как следует из материалов дела, ОАО "Мясокомбинат "Готнянский" разрешительную документацию по установлению лимитов на выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов в установленном порядке не оформляло.
В связи с указанным расчет платы правомерно осуществлялся по ставкам за сверхлимитное загрязнение окружающей среды.
Правомерность расчета платы также подтверждена и самим предприятием представляемыми в Управление расчетами по итогам каждого отчетного периода.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на ином понимании норм действующего законодательства, регулирующего спорные отношения, а поэтому отклоняются судом кассационной инстанции.
В частности, в соответствии со ст. 16 Закона N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
Указанная норма относит к видам негативного воздействия на окружающую среду сброс загрязняющих веществ не только в водные объекты, но и на водосборные площади, которые образуются за счет естественных уклонов местности.
Как следует из материалов дела, факт сброса с очистных сооружений вод на рельеф окружающей местности Обществом не оспаривается.
При этом отсутствие в сбрасываемых водах загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов последним не доказано.
Разрешение, устанавливающее лимиты на сбросы и выбросы веществ и микроорганизмов, Обществом в установленном порядке получено не было.
При таких обстоятельствах спора выводы суда о наличии у ОАО "Мясокомбинат "Готнянский" обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду путем сброса загрязняющих веществ и микроорганизмов являются обоснованными.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов по настоящему делу, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 30.06.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2011 по делу N А08-2023/2010-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п.п. 5, 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее по тексту - Порядок определения платы), плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
...
Действующим законодательством в области охраны окружающей среды устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
...
При невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов и выбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основании разрешений (ст. 23 Закона N 7-ФЗ).
...
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на ином понимании норм действующего законодательства, регулирующего спорные отношения, а поэтому отклоняются судом кассационной инстанции.
В частности, в соответствии со ст. 16 Закона N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 мая 2011 г. N Ф10-1371/11 по делу N А08-2023/2010-15