"Игрушечные" схемы с реальными последствиями
Время от времени в различных СМИ можно встретить объявления, в которых организациям предлагаются услуги по снижению НДС. Кажущаяся на первый взгляд законность схем в подобных объявлениях, как правило, приводит налогоплательщиков к серьезным неприятностям.
Стремление любой ценой снизить свои налоговые обязательства нередко вынуждает налогоплательщиков прибегать к самым разнообразным методам минимизации налогообложения, как правило, незаконным. Причем для определенной части граждан незаконное возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета стало своеобразным видом бизнеса. Например, в настоящее время получила популярность так называемая "игрушечная" схема. Налоговые органы во взаимодействии с правоохранительными органами смогли выявить ее механизм и основные признаки. Однако доверчивые налогоплательщики все еще попадаются на предложения мошенников, уверяющих в законности и эффективности предлагаемого ими метода снижения НДС.
Опасные игрушки
Механизм "игрушечной" схемы основан на передаче давальческого сырья для производства игрушек. Организация-давалец приобретает сырье и передает его организациям, оказывающим услуги по изготовлению товаров детского ассортимента (мягкие игрушки, швейные и трикотажные изделия, школьные тетради, детские кровати, обувь и пр.). Готовые товары налогоплательщик-давалец реализует покупателям - юридическим лицам и предпринимателям без образования юридического лица. При изначально высокой стоимости сырья и, следовательно, значительных суммах "входного" НДС стоимость услуг за переработку сырья, облагаемых по ставке 20%, минимальна. Также минимальна и наценка при реализации готовой продукции со ставкой НДС 10%. Данное обстоятельство приводит к тому, что сумма "входного" НДС по сырью и услугам, предъявленная налогоплательщиком-давальцем к вычету, значительно превышает сумму НДС от реализации готовой продукции.
Налоговыми органами установлено, что эта схема применяется по крайней мере в 30 регионах России. При этом наибольшее распространение получила схема, где в роли поставщиков сырья, изготовителя товаров детского ассортимента (игрушки) и покупателей данных товаров выступают одни и те же московские организации. Тогда как налогоплательщики-давальцы, предъявившие значительные суммы НДС к возмещению из бюджета (от трех и более миллионов рублей за один налоговый период), были зарегистрированы на территории Ставропольского и Алтайского краев, Татарстана, Калмыкии, Мордовии, Удмуртии, Амурской, Московской, Пензенской, Тульской, Рязанской, Кемеровской и Челябинской областей, а также других субъектов.
Проанализировав финансово-хозяйственную деятельность тех организаций, которые используют "игрушечную" схему для снижения НДС, представители налоговых органов смогли выделить ее общие признаки.
Во-первых, изготовление и реализация товаров для детей для всех организаций - давальцев сырья (организации, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом, муниципальные унитарные предприятия и т.д.) является нетрадиционным видом деятельности. Кроме того, в ходе мероприятий налогового контроля было установлено, что поставщики сырья во всех случаях не являются производителями этого сырья.
Во-вторых, нередко в числе поставщиков есть организации, не представляющие отчетность или представляющие нулевую отчетность, а также зарегистрированные по утерянным (украденным) паспортам.
Основываясь на практике, налоговые органы выработали действенные методы по пресечению "игрушечной" схемы. Так, Департамент организации налогового контроля Министерства по налогам и сборам неоднократно инициировал и координировал проведение в регионах крупномасштабных налоговых проверок организаций, которые участвовали в подобных схемах.
Кроме того, налоговые органы использовали метод сопоставления сведений, представленных организациями - участниками "игрушечной" схемы, и технологических показателей добросовестных, с солидной репутацией предприятий, производящих товары для детей. В частности, сравнивались такие показатели, как: квалификация работников, занятых на производстве продукции; потребление и расходование электроэнергии при производстве; необходимая производственная мощность, обеспеченная наличием определенного оборудования, в зависимости от ассортимента и вида выпускаемой детской продукции, и др.
Для сбора доказательственной базы были привлечены правоохранительные органы. Собранные совместными усилиями материалы по подобным схемам направлялись в МВД России и не раз служили достаточными основаниями для возбуждения уголовных дел по факту мошенничества и неуплаты налогов.
Дело N...
В качестве яркого примера крупномасштабной "игрушечной" схемы, выявленной налоговыми органами, можно привести дело ООО "Ромашка" (наименование изменено). В общей сложности участники схемы заявили к возмещению из федерального бюджета более 1,5 млрд. руб. налога на добавленную стоимость.
Разумеется, такая большая сумма не могла пройти незамеченной, и начиная с июня прошлого года налоговые органы провели выездные налоговые проверки более 100 участников схемы. В число определенных для проверок организаций входило около 80 налогоплательщиков-давальцев, зарегистрированных на территории почти 30 субъектов Российской Федерации. Причем ранее их основная деятельность, как правило, не была связана с производством и реализацией мягких игрушек, а также поставкой для этих целей соответствующего сырья и продукции.
Производителем мягких игрушек для всех указанных давальцев являлось ООО "Ромашка". Согласно заключенным договорам все поставщики доставляли сырье московскому подрядчику-изготовителю ООО "Ромашка" на склад, по адресу которого находилась и часть производственных площадей, арендованных все тем же ООО "Ромашка". Кроме того, общество также арендовало помещение и в другом регионе - якобы для производства детских мягконабивных игрушек.
Осмотр этого помещения показал, что оно является фруктохранилищем, построенным из шлакобетона и кирпича, не имеющим облицовки и окон. Сомнения в том, что в подобном месте можно производить игрушки, у инспекторов вызвали и другие характеристики помещения: централизованного отопления, водоснабжения и канализации в помещении не было (вода привозилась в емкостях, обогрев помещения был возможен только стационарными электрообогревателями). На момент осмотра оно освещалось всего одной лампой, вентиляция находилась в нерабочем состоянии. Инспекторы также во время осмотра данного "производственного объекта" не обнаружили ни оборудования, ни остатков сырья, ни производственного мусора и вообще никаких признаков производства игрушек.
Сопоставив результаты деятельности "игрушечного гиганта" с показателями ведущего отечественного предприятия, производящего детские мягкие игрушки, инспекторы окончательно убедились в недостоверности сведений, представленных ООО "Ромашка". На основе полученной от экспертов информации, характеризующей как технологический процесс, так и представленную на экспертизу детскую мягкую игрушку, которую якобы произвело ООО "Ромашка", были сделаны следующие выводы:
- ежедневный объем "производства" мягкой игрушки ООО "Ромашка" в девять раз выше, а расход потребляемой электроэнергии в три раза ниже, чем на аналогичном предприятии, нормы расходования материалов и сырья не соответствуют действительности;
- качество образца мягкой игрушки не соответствует требованиям ТУ и ГОСТу, материалы, из которых сделана игрушка, потенциально опасны для здоровья детей;
- образец мягкой игрушки, предъявленный налоговым инспекторам, не мог быть сшит на имеющемся (по документам, представленным ООО "Ромашка") у подрядчика оборудовании.
В результате проведенных контрольных мероприятий ряд организаций - участников схемы добровольно отказались от ранее заявленных к возмещению сумм налога на добавленную стоимость. Остальным участникам налоговые органы отказали в возмещении сумм НДС. В отношении них были вынесены решения об уплате штрафов и пени по возникшей задолженности перед бюджетом. Кроме того, по переданным материалам выездных налоговых проверок органы внутренних дел возбудили уголовные дела в отношении руководства ООО "Ромашка" и его деловых партнеров по установленным правонарушениям.
В заключение хотелось бы предостеречь налогоплательщиков от использования подобных налогосберегающих схем и учитывать возможные последствия предложений, поступающих от мошенников, которые уверяют, что с помощью схемы можно с минимальным риском существенно сократить задолженность по налоговым платежам. Ведь применение описанной схемы грозит не только недоимками, пенями и штрафами для организации, но и уголовной ответственностью для ее должностных лиц, предусмотренной как минимум двумя статьями Уголовного кодекса: 159-й "Мошенничество" и 199-й "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации".
Н.А. Зайцева,
советник налоговой службы РФ II ранга
Департамент организации налогового контроля МНС России
"Российский налоговый курьер", N 17, сентябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99