г. Калуга |
|
20 октября 2014 г. |
Дело N А35-8580/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.10.2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.10.2014 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии арбитражного суда Курской области кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска, г. Курск, на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2014 г. по делу N А35-8580/2013,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска (ОГРН 1024600957853) обратился с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (ОГРН 1044637042614) о признании незаконным отказа Управления Росреестра от 27.08.2013 г. N 01/114/2013-513; об обязании Управления Росреестра по Курской области зарегистрировать право собственности Муниципального образования "Город Курск" на нежилое помещение XVII, площадью 223,1 кв. м. - подвал, расположенный на первом этаже здания по адресу: г. Курск, ул. Горького, д. 55.
Решением Арбитражного суда Курской области от 26.03.2014 г. (судья О.Н. Силакова) заявленные исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2014 г. (председательствующий Н.Д. Миронцева, судьи А.И. Протасов, П.В. Донцов) решение суда первой инстанции от 26.03.2014 г. отменено. Истцу в удовлетворении исковых требований отказано полностью.
Не согласившись с указанным постановлением, считая, что суд апелляционной инстанции вышел за пределы рассмотрения дела, приняв во внимание новые доводы ответчика, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска обратился в суд округа с жалобой, в которой просит постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2014 г. отменить, оставив в силе решение Арбитражного суда Курской области от 26.03.2014 г.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителей, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм процессуального права, кассационная коллегия считает необходимым постановление апелляционного суда от 18.07.2014 г. отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции от 26.03.2014 г.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 04.07.2013 г. Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска в лице Муниципального образования "Город Курск" обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области с заявлением о регистрации права собственности на нежилое помещение XVII, площадью 223,1 кв. м., расположенное по адресу: г. Курск, ул. Горького, д. 55.
Уведомлением от 23.07.2013 г. N 01/114/2013-513 Управление Росреестра приостановило государственную регистрацию права собственности на нежилое помещение XVII, площадью 223,1 кв. м., расположенное по адресу: г. Курск, ул. Горького, д. 55, в связи с отсутствием в представленных документах сведений об объекте, право на который заявлено к регистрации. В целях устранения причин, препятствующих государственной регистрации, заявителю предложено представить в Управление правоустанавливающий документ, содержащий сведения об объекте в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
В связи с неустранением причин, препятствующих государственной регистрации, сообщением от 27.08.2013 г. N 01/114/2013-513 МО "Город Курск" отказано в государственной регистрации права собственности на нежилое помещение XVII, площадью 223,1 кв. м., расположенное по адресу: г. Курск, ул. Горького, д. 55.
Считая указанный отказ несоответствующим требованиям законодательства и нарушающим права и законные интересы Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска, последний обратился в суд с настоящим иском.
Кассационная коллегия полагает, что суд апелляционной инстанции при разрешении настоящего спора пришел к необоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в число документов, являющихся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, входят акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, а также договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Согласно ч. 2 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела МО "Город Курск" на государственную регистрацию были представлены следующие документы:
- доверенность от 30.01.2013 г. N 433/07.01-14;
- кадастровый паспорт помещения от 10.06.2013 г.;
- постановление Главы администрации Курской области от 26.12.1991 г. N 19 "О передаче объектов культуры, народного образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность", согласно которому объекты культуры, народного образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, указанные в приложениях 1, 2, 3, 4 (в том числе Городская детская библиотека N 1, расположенная по адресу: г. Курск, ул. Горького, д. 55), считаются переданными в муниципальную собственность г. Курска;
- решение Девятой сессии Совета двадцать первого созыва Курского областного Совета народных депутатов от 21.01.1992 г. "О постановлениях Главы администрации Курской области".
09.07.2013 г. МО "Город Курск" в Управление Росреестра по Курской области дополнительно представлена выписка из базы данных муниципального имущества города Курска от 04.07.2013 г., согласно которой нежилое помещение XVII подвала и 1-го этажа, расположенное по адресу: г. Курск, ул. Горького, д. 55, принято в муниципальную собственность города Курска решением Девятой сессии Курского областного Совета народных депутатов от 21.01.1992 г. в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"; балансодержателем является муниципальная казна МО "Город Курск".
На запрос Управления Росреестра по Курской области Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области письмом от 26.07.20013 г. N 4541 сообщило об отсутствии сведений о спорном объекте в реестре федерального имущества. Аналогичный ответ дан и Комитетом по управлению имуществом Курской области по реестру государственного имущества Курской области (т. 1 л.д. 51, 53).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно указал и руководствовался следующим.
Согласно п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В соответствии с Приложением 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 жилищный и нежилой фонд относится к объектам муниципальной собственности.
Согласно Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.06.1997 г. N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона, в связи с чем могут рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
Согласно п. 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
На основании п. 1 ст. 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Из совокупности представленных в материалы настоящего дела доказательств следует, что право муниципальной собственности на нежилое помещение XVII (Городская детская библиотека N 1) является ранее возникшим в силу прямого указания закона.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства судом установлено, что спора о праве собственности в отношении заявленного к регистрации объекта не имеется, претензий со стороны иных лиц на данный объект недвижимости не заявлено.
Представленные заявителем карта реестра и кадастровый паспорт объекта содержали совпадающие характеристики объекта, в том числе и площадь, позволяющие его безусловно идентифицировать.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что представленные в Управление Росреестра по Курской области документы соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, подтверждают фактическое нахождение спорного объекта недвижимости в муниципальной собственности, никем не оспорены, а их совокупность позволяет достоверно идентифицировать спорный объект недвижимости, что является основанием для осуществления государственной регистрации права собственности.
Данным обстоятельствам дана правильная оценка судом первой инстанции.
Представленные в суд апелляционной инстанции технический паспорт объекта и иные доказательства лишь подтвердили вывод о том, что именно спорный объект, находящийся в муниципальной собственности был заявлен к регистрации истцом.
Доводы о возможной принадлежности объекта к общему имуществу многоквартирного дома сделаны судом апелляционной инстанции в отсутствие доказательств тому и не были основанием отказа в регистрации права истца.
С учетом указанных обстоятельств, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда 18.07.2014 г. не может считаться обоснованным и законным и подлежит отмене.
Учитывая, что Арбитражный суд Курской области подробно исследовал представленные доказательства, доводы сторон, дал им надлежащую правовую оценку, суд кассационной инстанции считает необходимым оставить в силе решение суда первой инстанции.
Руководствуясь ч. 2 ст. 153.1, ч. 1 п. 5 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2014 г. по делу N А35-8580/2013 отменить, оставив в силе решение Арбитражного суда Курской области от 26.03.2014 г.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Гриднев |
Судьи |
Л.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании п. 1 ст. 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
...
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
...
Доводы о возможной принадлежности объекта к общему имуществу многоквартирного дома сделаны судом апелляционной инстанции в отсутствие доказательств тому и не были основанием отказа в регистрации права истца.
С учетом указанных обстоятельств, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда 18.07.2014 г. не может считаться обоснованным и законным и подлежит отмене."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 20 октября 2014 г. N Ф10-3555/14 по делу N А35-8580/2013