См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 8 февраля 2011 г. N Ф10-286/2011 по делу N А14-8014/2010/234/22
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Шелудяева В.Н.
Судей
Степиной Л.В.
Шуровой Л.Ф.
При участии в заседании:
от заявителя:
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Управления Министерства юстиции РФ по Воронежской области
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу Швейцарского фонда поддержки экономических реформ на решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.10.2010 по делу N А14-8014/2010/234/22,
УСТАНОВИЛ:
Швейцарский фонд поддержки экономических реформ обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением: о признании незаконным приказа от 28.04.2010 N 172 Управления Министерства юстиции по Воронежской области; отмене результатов проверки Швейцарского фонда поддержки экономических реформ, проведенной Управлением Министерства юстиции РФ по Воронежской области; отмене вынесенных Управлением Министерства юстиции по Воронежской области в адрес Швейцарского фонда поддержки экономических реформ предупреждений от 22.06.10 N 38/06-09/2743, N 38/06-09/2744, N 38/06-09/2745, N 38/06-09/2746.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 29.10.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Проверка законности и обоснованности указанного судебного акта в порядке апелляционного производства не осуществлялась.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение суда от 29.10.2010 в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия считает, что обжалуемый судебный акт отмене или изменению не подлежит в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, приказом Управления Министерства юстиции РФ по Воронежской области (далее Управление) от 24.12.2009 N 818 был утвержден план проверок соответствия деятельности некоммерческих организаций, общественных и религиозных объединений целям, предусмотренным учредительными документами, на 2010 год.
Приказом Управления от 28.04.2010 N 172 в вышеназванный План проверок внесены дополнения, в соответствии с которыми в число проверяемых в 2010 году организаций включен Швейцарский фонд поддержки экономических реформ (далее - Фонд).
В связи с изложенным, в период с 24.05.2010 по 21.06.2010 сотрудниками Управления была проведена документальная проверка Фонда, в том числе и по вопросам расходования денежных средств и использования иного имущества.
По результатам проверки 22.06.2010 Управлением Министерства юстиции РФ по Воронежской области в адрес проверяемой организации направлены предупреждения: N 38/06-09/2743 о необходимости исполнения требований пункта 3 статьи 32 Закона N 7-ФЗ и устранения выявленных нарушений в течение одного месяца с момента получения настоящего предупреждения; N 38/06-09/2744 о необходимости формирования органов управления Фондом в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 118 ГК РФ, пункта 3 статьи 7, пункта 1 ст. 29 Закона N 7-ФЗ, а также положениями устава в течение двух месяцев с момента получения настоящего предупреждения; N 38/06-09/2745 о необходимости соблюдения требований ст. 29 Закона N 7-ФЗ; N 38/06-09/2746 о необходимости исполнения требований п. 4 ст. 3 Закона N 7-ФЗ в течение месяца с момента получения настоящего предупреждения.
Полагая, что основания для проведения как плановой, так и внеплановой проверки у Управления Министерства юстиции РФ по Воронежской области в отношении Швейцарского фонда поддержки экономических реформ отсутствовали, последний обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
При этом факты правонарушений, выявленных в ходе проверки, Фонд не оспаривал.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. Плановые проверки проводятся не чаще один раз в три года на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов, в которых указываются следующие сведения:
1) наименования юридических лиц, фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам;
2) цель и основание проведения каждой плановой проверки;
3) дата и сроки проведения каждой плановой проверки;
4) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.
Кроме того, утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом (п.5 ст. 9 Закона).
Положением "Об Управлении Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) Российской Федерации", утвержденным приказом Министерства юстиции РФ от 21.05.2009 N 147, предусмотрено, что Управление Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) РФ осуществляет полномочия, в том числе и по контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации (пункт 6 Положения).
Таким образом, у Управления Министерства юстиции РФ по Воронежской области имелись полномочия на разработку ежегодного плана проведения проверки некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Воронежской области.
Как следует из материалов дела, План проверок на 2010 год был утвержден приказом управления от 24.12.2009 N 818.
Список проверяемых организаций на основании этого плана был дополнен приказом от 28.04.2010 N 172.
По мнению заявителя жалобы, Управление не вправе было вносить изменения в ранее утвержденный план, так как процедура его принятия предусматривает направление этого плана к установленному сроку в органы прокуратуры для формирования Генеральной прокуратурой РФ ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.
Доводы Швейцарского фонда поддержки экономических реформ в этой части обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Частью 6 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в редакции, действовавшей на дату разработки Управлением Плана проверок на 2010 год, была предусмотрена обязанность органов государственного контроля (надзора) в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направлять в органы прокуратуры проекты ежегодных планов. При этом порядок направления таких проектов планов должен быть установлен Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2009 N 847, действовавшим в спорный период, утверждено Положение о направлении органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в органы прокуратуры проектов ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Настоящее Постановление вступило в силу с 1 января 2010.
Таким образом, положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, устанавливающие для органов государственного контроля (надзора) обязанность направлять проекты планов в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, не применялись при составлении планов проверок, проводимых в 2010 году.
Указанный порядок направления проектов планов проверок в органы прокуратуры был обусловлен установлением переходных положений в применении закона и необходимостью принятия дополнительных нормативных правовых актов, обеспечивающих применение отдельных норм Федерального закона от 28.10.2009 N 847.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "Федерального закона от 28.10.2009 N 847" следует читать: "Постановления от 28.10.2009 N 847"
Прямых запретов на внесение изменений в ежегодные планы проведения проверок нормы вышеуказанного закона не содержат.
Управление Министерства юстиции РФ по Воронежской области в своей деятельности руководствуется и другими нормативными правовыми актами в части, не противоречащей Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
В частности, порядок планирования деятельности в территориальном Управлении Министерства Юстиции РФ осуществляется, в том числе и на основании приказа Министерства юстиции РФ от 21.05.2009 N 148 "Об утверждении инструкции по организации планирования деятельности Министерства юстиции Российской Федерации".
См. также Приказ Минюста РФ от 6 октября 2008 г. N 224 "Об утверждении Инструкции по организации планирования деятельности Министерства юстиции Российской Федерации"
Указанная Инструкция распространяется, в том числе и на порядок подготовки, оформления и утверждения планов проверок общественных объединений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций на год.
Возможность внесения дополнений в эти планы предусмотрена пунктом 9 вышеназванной Инструкции.
Учитывая изложенное, приказ Управления от 28.04.2010 N 172, на основании которого внесены изменения в план проверок на 2010 год, соответствует нормам действующего законодательства.
Требования Швейцарского фонда поддержки экономических реформ об отмене результатов проверки, проведенной Управлением, и признании недействительными оспариваемых предупреждений основаны на незаконности, по мнению последнего, приказа от 28.04.2010 N 172.
Доводы заявителя в этой части отклонены судом первой инстанции обоснованно.
Как указано выше, оспариваемый приказ от 28.04.2010 N 172 соответствует требованиям действующего законодательства.
Кроме того, нормы статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, предусматривающие отмену результатов проверки, проведенной с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, в том числе и в части отсутствия оснований проведения плановой проверки (ч.ч. 2, 3 ст. 9 настоящего Федерального закона), в спорный период не действовали.
При таких обстоятельствах спора оснований для отмены результатов проверки и признания недействительными оспариваемых предупреждений у суда также не имелось.
Кроме того, заявитель в процессе рассмотрения спора не представил суду каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии фактов выявленных в ходе проверки правонарушений.
Учитывая изложенное, оснований для признания недействительными оспариваемых ненормативных актов и отмены результатов проверки не имелось, а поэтому суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на ином понимании вышеназванных норм действующего законодательства, в связи с чем отклоняются судебной коллегией.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.10.2010 г. по делу N А14-8014/2010/234/22 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Л.В Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Настоящее Постановление вступило в силу с 1 января 2010.
Таким образом, положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, устанавливающие для органов государственного контроля (надзора) обязанность направлять проекты планов в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, не применялись при составлении планов проверок, проводимых в 2010 году.
Указанный порядок направления проектов планов проверок в органы прокуратуры был обусловлен установлением переходных положений в применении закона и необходимостью принятия дополнительных нормативных правовых актов, обеспечивающих применение отдельных норм Федерального закона от 28.10.2009 N 847.
...
Управление Министерства юстиции РФ по Воронежской области в своей деятельности руководствуется и другими нормативными правовыми актами в части, не противоречащей Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
...
Как указано выше, оспариваемый приказ от 28.04.2010 N 172 соответствует требованиям действующего законодательства.
Кроме того, нормы статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, предусматривающие отмену результатов проверки, проведенной с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, в том числе и в части отсутствия оснований проведения плановой проверки (ч.ч. 2, 3 ст. 9 настоящего Федерального закона), в спорный период не действовали."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12 мая 2011 г. N Ф10-286/11 по делу N А14-8014/2010/234/22