Резолютивная часть постановления объявлена 19.05.2011 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Чаусовой Е.Н.
Судей
Маргеловой Л.М.
Радюгиной Е.А.
При участии в заседании:
от заявителя
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от административного органа
Акимова А.Э. - представителя (доверен. от 31.12.2010 г. N 59, пост.),
рассмотрев кассационную жалобу ООО "Бытремсервис" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 06.12.2010 г. (судья Стрельникова И.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2011 г. (судьи Тучкова О.Г., Полынкина Н.А., Игнашина Г.Д.) по делу N А54-4688/2010 С8,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Бытремсервис" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природопользования и экологии Рязанской области от 13.08.2010 г. N 55 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 06.12.2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2011 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Бытремсервис" просит решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя административного органа, кассационная инстанция считает, что судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, на основании акта проверки от 09.07.2010 г. N 09/07/10-z и протокола об административном правонарушении от 30.07.2010 г. Министерством природопользования и экологии Рязанской области вынесено постановление от 13.08.2010 г. N 55 о привлечении ООО "Бытремсервис" к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ, за нарушение положений ст. ст. 9, 11, 15, 26 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", выразившиеся в отсутствии у общества лицензии для осуществления деятельности по транспортировке опасных отходов 4 класса опасности, отсутствии лица, прошедшего профессиональную подготовку по обращению с опасными отходами, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с опасными отходами, отсутствие порядка осуществления производственного контроля в области обращения с опасными отходами, согласованного с федеральным органом исполнительной власти.
Считая постановление административного органа незаконным, ООО "Бытремсервис" обратилось с заявлением в суд.
Рассматривая спор, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о нарушении обществом требований Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и посчитали доказанным наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Этот вывод судов нельзя признать обоснованным по следующим основаниям.
Статья 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" устанавливает перечень требований к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые должны соблюдать юридические лица и индивидуальные предприниматели: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 26 названного Закона, юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
В силу ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации.
При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.
Перепрофилирование функций зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, жилищным законодательством.
Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образуют действия (бездействие) нарушающие требования экологических и санитарно-эпидемиологических норм при осуществлении любого из указанных видов деятельности по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как установлено судами, на основании договоров на оказание услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества многоквартирных домов у заявителя на обслуживании находятся 52 контейнерные площадки и 142 контейнера для бытовых отходов, вывоз которых для передачи КПКГ "Региональные инвестиции", размещающим отходы на свалке, осуществляет ООО "Бытремсервис".
Административный орган в ходе проверки пришел к выводам об отсутствии у заявителя порядка осуществления производственного контроля в области обращения с опасными отходами, согласованного с федеральным органом исполнительной власти, и лица, прошедшего профессиональную подготовку по обращению с опасными отходами, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с опасными отходами I-IV класса опасности.
Обосновывая вывод о том, что общество осуществляет транспортировку отходов, которые относятся к 4 классу опасных отходов, суды сослались на письмо от 02.07.2010 г. N 89 и отрывные талоны, датированные маем 2010 г., на принятие отходов, однако содержание данных документов судами не проверено (в данных документах класс отходов не указан).
Общество же оспаривает наличие таких отходов и указывает, что на момент проверки такой факт административным органом зафиксирован не был.
Делая вывод о правомерности привлечения общества к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, суды первой и апелляционной инстанций не установили, в чем конкретно выразились нарушения заявителем экологических и санитарно-эпидемиологических требований с обоснованием своих выводов нормами экологического законодательства или санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе соответствующими положениями санитарных правил, и ссылками на доказательства.
В судебных актах не приведены мотивы, по которым суды пришли к выводам о необходимости наличия у заявителя названного порядка и соблюдения условий ст. 15 Федерального закона N 89-ФЗ, а также правовое обоснование того, что вменяемые обществу нарушения являются нарушениями экологического или санитарно-эпидемиологического законодательства, за которые ст. 8.2 КоАП РФ установлена ответственность.
Кроме того, суды не оценили доводы общества о том, что нормы Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", на которые ссылается административный орган, предусматривают обязательные требования при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в связи с чем данные положения в рассматриваемом случае не применимы.
Поскольку суды не дали всесторонней оценки доводам общества и выводам административного органа, изложенным в оспариваемом постановлении, не исследовали все фактические обстоятельства, судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, в ходе которого суду надлежит исследовать фактические обстоятельства дела и дать оценку правомерности привлечения общества к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, обосновав свои выводы нормами действующего законодательства и ссылками на доказательства.
Поскольку по правилам ч. 4 ст. 208 АПК РФ, ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ, учитывая п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 г. N 2, по данной категории дел государственная пошлина не уплачивается, обществу подлежит возврату госпошлина в размере 2000 руб., уплаченная им за подачу кассационной жалобы по платежному поручению от 22.03.2011 г. N 133.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 06.12.2010 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2011 г. по делу N А54-4688/2010 С8 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Рязанской области в ином судебном составе.
Возвратить ООО "Бытремсервис" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб., уплаченную за подачу кассационной жалобы по платежному поручению от 22.03.2011 г. N 133.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Чаусова |
Судьи |
Л.М. Маргелова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В судебных актах не приведены мотивы, по которым суды пришли к выводам о необходимости наличия у заявителя названного порядка и соблюдения условий ст. 15 Федерального закона N 89-ФЗ, а также правовое обоснование того, что вменяемые обществу нарушения являются нарушениями экологического или санитарно-эпидемиологического законодательства, за которые ст. 8.2 КоАП РФ установлена ответственность.
Кроме того, суды не оценили доводы общества о том, что нормы Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", на которые ссылается административный орган, предусматривают обязательные требования при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в связи с чем данные положения в рассматриваемом случае не применимы.
Поскольку суды не дали всесторонней оценки доводам общества и выводам административного органа, изложенным в оспариваемом постановлении, не исследовали все фактические обстоятельства, судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, в ходе которого суду надлежит исследовать фактические обстоятельства дела и дать оценку правомерности привлечения общества к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, обосновав свои выводы нормами действующего законодательства и ссылками на доказательства.
Поскольку по правилам ч. 4 ст. 208 АПК РФ, ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ, учитывая п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 г. N 2, по данной категории дел государственная пошлина не уплачивается, обществу подлежит возврату госпошлина в размере 2000 руб., уплаченная им за подачу кассационной жалобы по платежному поручению от 22.03.2011 г. N 133."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27 мая 2011 г. N Ф10-1473/11 по делу N А54-4688/2010С8