Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 20 мая 2011 г. N Ф10-1545/11 по делу А35-5412/2009
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Шелудяева В.Н.
Судей
Панченко С.Ю.
Ключниковой Н.В.
При участии в заседании:
от заявителей:
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Комитета по управлению имуществом Курской области
от 3-их лиц:
Половинкина И.Л. - представителя (доверен. от 01.01.2011 N 04.1 пр-01-20/02, пост.),
Мироненко С.А. - представителя (доверен. от 01.01.2011 N 04.1 пр-01-20/01, пост.),
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом Курской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2011 г. по делу N А35-5412/2009,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальные предприниматели Кириков И.А., Журавлев Н.М. обратились в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Курской области и Комитета по управлению имуществом Курской области по не рассмотрению обращения заявителей от 23.03.2010 о принятии решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 46:29:102157:42 и постановке образуемых в результате раздела земельных участки на кадастровый учет, а также об обязании уполномоченного органа принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 46629:102157:42, формировании за счет земель этого участка двух новых земельных участков и постановке образуемых участков на кадастровый учет в порядке, установленном статьей 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (с учетом уточненных требований).
Определением суда от 03.08.2009 с согласия участников процесса надлежащим органом, действия которого оспариваются, был признан Комитет по управлению имуществом Курской области.
Определением от 11.03.2010 с согласия участников процесса суд исключил Администрацию города Курска из числа заинтересованных лиц по данному делу.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2011 решение суда отменено. Заявленные требования удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие Комитета по управлению имуществом Курской области по не рассмотрению обращения заявителей от 23.03.2010 о принятии решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 46:29:102157:42 и постановке образуемых в результате раздела земельных участков на кадастровый учет.
При этом суд обязал Комитет по управлению имуществом Курской области принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 46:29:102157:42 и поставить образуемые в результате раздела земельные участки на кадастровый учет в установленном законом порядке.
В удовлетворении заявленных требований к Администрации Курской области отказано.
В кассационной жалобе Комитет по управлению просит постановление суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобы, выслушав представителей уполномоченного органа, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, индивидуальные предприниматели Кириков И.А. и Журавлев Н.М., наряду с другими физическими лицами, являются собственниками нежилых помещений в зданиях литер А и А1, расположенных по адресу: г. Курск ул. Радищева, д. N N 115-а, 117-а на земельном участке с кадастровым номером 46:29:102157:42, общей площадью 1492 кв.м.
Право собственности на данные объекты недвижимости предпринимателями было приобретено в результате сделок, заключенных со строительно-производственной ассоциацией "Конкурент", осуществлявшей строительство на указанном выше земельном участке, предоставленном на основании постановлений Администрации г. Курска от 12.11.2004 N 2838 "О предоставлении земельного участка", от 27.05.2005 N 1442 "О внесении изменений в Постановление N 2838" и заключаемых сторонами договоров аренды земельного участка.
Земельный участок с кадастровым номером 46:29:102157:42 был сформирован и поставлен на кадастровый учет для строительства объекта недвижимости, в котором расположены помещения принадлежащие в том числе и заявителям.
В связи с тем, что в состав указанного земельного участка входили и земли общего пользования собственники помещений, расположенных в зданиях литер А и А1, расположенных по адресу: г. Курск ул. Радищева, д. N N 115-а, 117-а, в период 2008-2009 годов неоднократно обращались в администрацию города Курска и в Комитет по управлению имуществом Курской области с соответствующими заявлениями о формировании земельного участка в размерах, необходимых для размещения и эксплуатации принадлежащих им на праве собственности объектов недвижимости, исключив при этом из его состава земли общего пользования.
Целью этих обращений являлся последующий выкуп земельного участка в общую долевую собственность.
На указанные обращения Администрация города Курска сообщила заявителям, что не имеет полномочий на предоставление в собственность испрашиваемого участка, так как его площадь превышает 200 кв.м.
Комитетом по управлению имуществом Курской области сообщено о необходимости проведения собственниками недвижимости землеустроительных работ для формирования земельного участка и постановки его на кадастровый учет.
С учетом изложенного, индивидуальные предприниматели Кириков И.А. и Журавлев Н.М. совместно с другими физическими лицами, не имеющими статуса индивидуального предпринимателя, обратились в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия уполномоченных органов, связанного с непринятием мер к формированию земельного участка, необходимого для размещения и эксплуатации принадлежащих им на праве собственности объектов недвижимости, с целью выкупа этого участка.
В процессе рассмотрения судом спора по настоящему делу 23.03.2010 собственники объектов недвижимости в очередной раз обратились с заявлением в Комитет по управлению имуществом Курской области, в котором просили произвести раздел земельного участка с кадастровым номером 46:29:102157:42 общей площадью 1492 в целях формирования нового участка. Необходимого для размещения и эксплуатации принадлежащих им объектов недвижимости, исключив при этом из состава этого участка земли общего пользования.
Решение по указанному заявлению уполномоченным органом принято не было, в связи с чем, заявители уточнили свои требования и просили признать незаконным бездействие администрации Курской области, связанное с не рассмотрением в установленном порядке обращения от 23.03.2010. В целях восстановления нарушенного права предприниматели Кириков И.А. и Журавлев Н.М. просили суд обязать уполномоченный орган принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 46:29:102157:42 в целях формирования нового участка для размещения и эксплуатации принадлежащих им объектов недвижимости, исключив из его состава земли общего пользования.
Уточненные требования судом первой инстанции приняты к производству и решением от 21.05.2010 удовлетворены в полном объеме.
Отменив указанный судебный акт и удовлетворив заявленные требования частично, суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию таких земельных участков.
Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 указанного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
В соответствии с Законом Курской области от 06.10.2006 N 65-ЗКО "О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Курской области" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Курск", являющемся административным центром Курской области, осуществляется Администрацией Курской области и органами местного самоуправления городского округа "Город Курск" в пределах полномочий, определенных настоящим Законом.
Пунктами 1, 2 статьи 3 Закона Курской области N 65-ЗКО от 06.10.2006 установлено, что Администрация Курской области в сфере земельных отношений осуществляет следующие полномочия:
1) устанавливает максимальные размеры земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах города Курска, которые могут предоставляться гражданам и юридическим лицам на основании решений органов местного самоуправления города Курска;
2) определяет исполнительный орган государственной власти Курской области, уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Курской области, и на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах города Курска (далее - уполномоченный орган).
Согласно постановлению Губернатора Курской области от 17.10.2006 N 447 в качестве уполномоченного органа по распоряжению земельными участками определен Комитет по управлению имуществом Курской области. При этом Администрация г. Курска распоряжается земельными участками площадью менее 200 кв. м.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ. Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (ч.ч. 1, 2 ст. 11.3 ЗК РФ).
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (части 4, 5 статьи 11.9 ЗК РФ).
В силу требований пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2-6 настоящей статьи лица (далее также - заявители) или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ст. 20 названного Закона с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
Согласно подпункту 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Для целей, связанных с эксплуатацией зданий, строений и сооружений, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (ст. 33 ЗК РФ).
В силу п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Следовательно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 46:29:102157:42 общей площадью 1492 кв.м. предоставлялся строительно-производственной ассоциации "Конкурент" - застройщику нежилого здания, расположенному по улице Радищева в городе Курске, для целей строительства этого здания.
При этом площадь указанного участка определялась с учетом целей его предоставления.
На кадастровый учет земельный участок поставлен 28.09.2006 года.
До продажи помещений в построенном нежилом помещении строительно-производственная ассоциация "Конкурент" право аренды на земельный участок в установленном порядке не зарегистрировало.
Арендные отношения в отношении указанного земельного участка между сторонами прекратились в связи с истечением срока действия договора аренды от 01.03.2006 N 84582ю.
В связи с переходом права собственности на отдельно взятые помещения, расположенные в зданиях литер А и А1 по адресу: г. Курск ул. Радищева, д. N N 115-а, 117-а, у новых собственников появилось право на получение земельного участка в собственность.
При этом площадь земельного участка, испрашиваемого в собственность, определяется с учетом требований статьи 33 ЗК РФ.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 46:29:102157:42, предоставленный для целей строительства, сформирован был с нарушением норм земельного и градостроительного законодательства.
В частности, указанный участок сформирован, в том числе и за счет земель общего пользования.
В ходе судебного разбирательства изложенные доводы заявителей не опровергнуты.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
Как указано выше, права на земельный участок площадью 1492 кв.м. никем из собственников здания (помещений в этом здании) в установленном порядке не регистрировался.
Учитывая изложенное, для приобретения в собственность земельного участка, занятого зданиями литер А и А1, расположенных по адресу: г. Курск ул. Радищева, д. N N 115-а, 117-а формирование земельного участка и его постановка на кадастровый учет должны были осуществляться по общим правилам с учетом требований пункта 7 статьи 36 ЗК РФ.
Однако, в связи с тем, что орган кадастрового учета не выполнил требования статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ и земельный участок не был снят с кадастрового учета предприниматели Кириков И.А. и Журавлев Н.М. вправе были обратиться с заявлением в уполномоченный орган о формировании нового земельного участка путем раздела ранее сформированного земельного участка с кадастровым номером 46:29:102157:42.
Уполномоченным органом по распоряжению спорным земельным участком является Комитет по управлению имуществом Курской области, а поэтому в соответствии с требованиями статьи 11.3 ЗК РФ последний должен был принять решение о разделе этого участка.
Учитывая изложенное, бездействие Комитета, связанное с непринятием решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 46:29:102157:42, суд обосновано признал незаконным.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что за собственниками помещений в зданиях литер А и А1, расположенных по адресу: г. Курск ул. Радищева, д. N N 115-а, 117-а, сохранилось право пользования земельным участком площадью 1492 кв.м., сформированном для строительства объекта недвижимости, основаны на ином понимании вышеназванных норм действующего законодательства, а поэтому судебной коллегией отклоняются.
Как следует из мотивировочной части обжалуемого судебного акта, землеустроительные работы в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:29:102157:42 в целях его разделения проведены по инициативе и за счет заявителей.
Выводы суда в этой части заявителями не оспариваются.
Учитывая изложенное, доводы Комитета о том, что при исполнении судебного акта землеустроительные работы, связанные с разделом земельного участка, будут проводиться за счет органа власти, судебной коллегией отклоняются.
Кроме того, указанные вопросы подлежат разрешению на стадии исполнения судебного акта.
Доводы Комитета о не предоставлении заявителями в его адрес всех необходимых документов, в том числе межевого плана, со ссылкой на письмо от 18.05.2010 исх. N 10.1пр-01-20/4454, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку с учетом установленных обстоятельств дела, правового значения для разрешения спора не имеют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2011 г. по делу N А35-5412/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
С. Ю. Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указано выше, права на земельный участок площадью 1492 кв.м. никем из собственников здания (помещений в этом здании) в установленном порядке не регистрировался.
Учитывая изложенное, для приобретения в собственность земельного участка, занятого зданиями литер А и А1, расположенных по адресу: г. Курск ул. Радищева, д. N N 115-а, 117-а формирование земельного участка и его постановка на кадастровый учет должны были осуществляться по общим правилам с учетом требований пункта 7 статьи 36 ЗК РФ.
Однако, в связи с тем, что орган кадастрового учета не выполнил требования статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ и земельный участок не был снят с кадастрового учета предприниматели Кириков И.А. и Журавлев Н.М. вправе были обратиться с заявлением в уполномоченный орган о формировании нового земельного участка путем раздела ранее сформированного земельного участка с кадастровым номером 46:29:102157:42.
Уполномоченным органом по распоряжению спорным земельным участком является Комитет по управлению имуществом Курской области, а поэтому в соответствии с требованиями статьи 11.3 ЗК РФ последний должен был принять решение о разделе этого участка."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 мая 2011 г. N Ф10-1545/11 по делу N А35-5412/2009
Хронология рассмотрения дела:
22.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8903/11
29.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8903/11
20.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1545/11
28.01.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4898/2010
24.09.2010 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4898/10