г.Калуга |
|
27 октября 2014 г. |
Дело N А68-11036/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.10.2014.
Полный текст постановления изготовлен 27.10.2014.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей |
Стрегелевой Г.А. |
|
Степиной Л.В. |
При участии в заседании: |
|
от индивидуального предпринимателя Демина Андрея Николаевича (ул. 9 Мая, д. 19А, кв. 63, г. Тула, 300026, ИНН 710400074644, ОГРНИП 304710436400210) |
- Буравлевой Н.В. - представитель (доверенность б/н от 04.07.2013, сроком на три года);
|
от администрации города Тулы (пр-т. Ленина, д. 2, г. Тула, 300600, ИНН 7107030032, ОГРН 1037101133552)
от Территориального управления администрации г. Тулы по Советскому району (ул. Вересаева, д. 2, г. Тула, 300041) |
- Паршутиной Н.В. - представитель (доверенность N 43 от 15.10.2014, сроком на три года); - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Тулы на решение Арбитражного суда Тульской области от 13.05.2014 (судья Косоухова С.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2014 (судьи Федин К.А., Заикина Н.В., Мордасов Е.В.) по делу N А68-11036/2013,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Демин Андрей Николаевич (далее - ИП Демин А.Н., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации г. Тулы (далее - Администрация) от 25.09.2013 во включении принадлежащего ему торгового объекта - магазина "Карина", расположенного по адресу: г. Тула, ул. Ф. Энгельса, ост. Первомайская, в схему размещения нестационарных торговых объектов города, обязав Администрацию восстановить нарушенное право путем включения указанного торгового объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов г. Тулы (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление администрации г. Тулы по Советскому району (далее - Теруправление).
Решением арбитражного суда от 13.05.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2014 указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ИП Демин А.Н. на основании договора купли-продажи от 13.03.2003, заключенного с ИП Малютиным М.В., является собственником временного нестационарного объекта - магазин "Карина", расположенного на пересечении улиц Первомайской и Ф. Энгельса г. Тулы.
15.08.2003 Управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы был согласован паспорт отделки и размещения данного временного сооружения.
Земельный участок под вышеуказанным торговым объектом предоставлен ИП Демину А.Н. на основании договора аренды земельного участка N 3689 от 11.08.2003.
26.03.2012 постановлением Администрации N 758 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Тула. Объект, принадлежащий Предпринимателю, в данную схему включен не был.
28.08.2013 ИП Демин А.Н. обратился в администрацию г. Тулы с заявлением о включении принадлежащего ему магазина "Карина", расположенного на пересечении улиц Первомайская и Ф. Энгельса, в схему размещения нестационарных торговых объектов города Тулы.
Письмом от 25.09.2013 (исх. N 11302-к) Администрация сообщила заявителю, что в утвержденную схему размещения нестационарных торговых объектов города Тулы, постановлением от 14.08.2013 N 2579 внесены изменения, в соответствии с которыми предложения по включению павильонов в схему размещения нестационарных торговых объектов проходят согласование. Согласованные адреса павильонов будут включены в схему, размещенную на официальном сайте администрации города Тулы.
Посчитав данное письмо отказом во включении в схему торгового объекта, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обосновано учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) одной из целей настоящего Закона является обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.
В силу части 1 статьи 10 Закон N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 10 Закона N 381-ФЗ).
Пунктом 3 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 (далее - Правила N 772), предусмотрено, что включение объектов в схему размещения осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения.
Приказом комитета Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку от 17.02.2012 N 6 утвержден порядок разработки и утверждения органом местного самоуправления муниципального образования Тульской области схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - Порядок).
Согласно пункту 12 Порядка разработанная схема и вносимые в нее изменения утверждаются муниципальным правовым актом.
Пунктом 14 Порядка установлено, что нестационарные торговые объекты включаются в схему размещения нестационарных торговых объектов при условии, что они были размещены в соответствии с действующим законодательством.
Частью 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
В соответствии с частью 4 статьи 19 Закона N 381-ФЗ утвержденные нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов не могут служить основанием для пересмотра размещения стационарных торговых объектов, нестационарных торговых объектов, строительство или реконструкция которых начаты либо завершены до утверждения указанных нормативов.
Учитывая изложенные требования действующего законодательства, суд обоснованно пришел к выводу о том, что ранее эксплуатировавшиеся на законных основаниях нестационарные торговые объекты подлежали включению в схему размещения нестационарных объектов, утвержденную органом местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, торговый объект - магазин "Карина" размещен по вышеуказанному адресу и эксплуатируется с 1999 года и по настоящее время.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о неправомерной эксплуатации заявителем данного нестационарного торгового объекта, органом местного самоуправления суду не представлено.
При таких обстоятельствах дела арбитражный суд первой и апелляционной инстанций пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отказа во включении спорного торгового объекта предпринимателя в схему размещения нестационарных объектов г. Тулы.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 13.05.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2014 по делу N А68-11036/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Тулы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного суда Российской Федерации в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 (далее - Правила N 772), предусмотрено, что включение объектов в схему размещения осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения.
...
Частью 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
В соответствии с частью 4 статьи 19 Закона N 381-ФЗ утвержденные нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов не могут служить основанием для пересмотра размещения стационарных торговых объектов, нестационарных торговых объектов, строительство или реконструкция которых начаты либо завершены до утверждения указанных нормативов."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27 октября 2014 г. N Ф10-3765/14 по делу N А68-11036/2013