г.Калуга |
|
22 октября 2014 г. |
Дело N А54-4277/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.10.2014.
Полный текст постановления изготовлен 22.10.2014.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей |
Стрегелевой Г.А. |
|
Степиной Л.В. |
При участии в заседании: |
|
от индивидуального предпринимателя Скрипкина Владимира Валерьевича (Автозаводской микрорайон, д. 25, кв. 43, г. Скопин, Рязанская область, 391803, ИНН 623302461316, ОГРНИП 308621926000042) |
- Скрипкина В.В. (паспорт РФ); Сушковой С.В. - представитель (доверенность б/н от 08.10.2014; Морозовой Т.И. - представитель (доверенность б/н от 08.10.2014; |
от администрации муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области (ул. Ленина, д. 9, г. Скопин, Рязанская область, 391800, ИНН 6233000452, ОГРН 1026200780099) от прокуратуры Рязанской области (ул. Введенская, д. 81, г. Рязань, 390023) |
- Немых Л.В. - представитель (доверенность N 2994 от 13.10.2014);
- Моисеевой Н.Г. (представителя на основании поручения прокуратуры Рязанской области от 09.10.2014 N 8-8-2014 (удостоверение ТО N 187192) |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Скрипкина Владимира Валерьевича на решение Арбитражного суда Рязанской области от 05.08.2014 (судьи Стрельникова И.А., Шуман И.В., Котлова Л.И.) по делу N А54-4277/2013,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Скрипкин Владимир Валерьевич (далее - ИП Скрипкин В.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к администрации муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области (далее - Администрация) о признании недействующим Положения о проведении конкурса на право заключения договора организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по городским маршрутам на территории муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области, утвержденного постановлением администрации муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области от 30.12. 2011 N 980.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 05.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ИП Скрипкин В.В. обжаловал его в кассационном порядке.
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, предприниматель просит отменить состоявшийся по делу судебный акт и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение арбитражного суда отмене или изменению не подлежит в связи со следующим.
Как установлено судом, ИП Скрипкин В.В. на основании лицензии АСС-62-213957, выданной согласно приказу (решению) Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области от 03.12.2008 N 33-л сроком действия с 04.12.2008 по 04.12.2013, осуществлял перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
12.05.2011 между администрацией муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области и предпринимателем был заключен договор N 17.11 на оказание услуг по перевозкам пассажиров и багажа автобусами по городским маршрутам регулярного сообщения без бюджетных ассигнований сроком действия до 12.05.2012.
02.05.2012 предприниматель обратился в администрацию с заявлением о продлении срока действия договора N 17.11 на оказание услуг по перевозкам пассажиров и багажа автобусами по городским маршрутам регулярного сообщения без бюджетных ассигнований.
Рассмотрев указанное заявление, администрация посчитала нецелесообразным продление срока действия договора N 17.11, заключенного с предпринимателем 12.05.2011. При этом заявитель был уведомлен о том, что органом местного самоуправления объявлен открытый конкурс на право заключения договора организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по городским маршрутам на территории муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области, информация о котором опубликована в газете "Скопинский вестник" и размещена на официальном сайте администрации муниципального образования - городской округ город Скопин в сети Интернет.
Посчитав, что изложенные неправомерные действия органа местного самоуправления основаны на требованиях Положения о проведении конкурса на право заключения договора организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по городским маршрутам на территории муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области, утвержденного постановлением администрации муниципального образования - городской округ город Скопин от 30.12.2011 N 980 (далее - Положение N 980), ИП Скрипкин В.В. обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании указанного нормативного правового акта.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
При исследовании обстоятельств спора по настоящему делу судом первой инстанции установлено, что решением Скопинского городского Совета депутатов Рязанской области от 29.10.2010 N 128/58 утверждено Положение об организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области (далее - Положение N 128/58).
В соответствии с пунктом 2.1 Положения N 128/58 организацию транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования - городской округ город Скопин, осуществляет администрация муниципального образования - городской округ город Скопин.
Согласно пункту 7 статьи 11 Устава муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области, утвержденного решением Скопинского городского Совета депутатов Рязанской области от 27.11.1996 N 54/7, к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах Скопинского городского округа.
Глава администрации Скопинского городского округа в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Рязанской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Скопинского городского Совета депутатов, издает по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Рязанской области - постановления администрации Скопинского городского округа (пп. 12 п. 2 ст.51.2, ст. 67 Устава).
Во исполнение требований действующего законодательства постановлением главы администрации муниципального образования - городской округ город Скопин от 30.12.2011 N 980 утверждено Положение "О проведении конкурса на право заключения договора организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по городским маршрутам на территории муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области" (далее - Положение N 980).
По мнению заявителя, указанным нормативным правовым актом администрацией установлен порядок, в соответствии с которым конкурс на право заключения договоров на оказание услуг по перевозке пассажиров может проводиться на уже существующих маршрутах, что, как считает последний, противоречит требованиям Положения N 128/58, утвержденного решением Скопинского городского Совета депутатов.
Признавая указанные доводы ИП Скрипкина В.В. ошибочными, суд обоснованно исходил из следующего.
Положение N 128/58 регламентирует основные требования к организации транспортного обслуживания населения в муниципальном образовании - городской округ город Скопин, определяет функции, обязанности и ответственность сторон, принимающих участие в транспортном обслуживании населения и в его организации.
Согласно пункту 1.3. Положения N 128/58 главными целями организации транспортного обслуживания населения являются: обеспечение удовлетворения социально обусловленных и жизненно необходимых потребностей граждан в транспортных перемещениях; обеспечение безопасного, устойчивого и эффективного функционирования на территории муниципального образования - городской округ город Скопин всех видов пассажирского транспорта; создание условий для эффективной координации работы пассажирского транспорта и гармоничного функционирования на рынке транспортных услуг всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, обеспечение добросовестной конкуренции между различными транспортными организациями; разработка оптимальных комплексных маршрутных схем и расписаний движения транспортных средств; обеспечение маршрутов объектами инфраструктуры, необходимыми для обслуживания пассажиров и транспортных средств; отбор перевозчиков и организация их работы.
Разделом 3 Положения N 128/58 определен порядок организации (открытия, изменения маршрутов и/или закрытия) маршрутов регулярных перевозок.
Заказчик вправе осуществлять открытие, изменение и/или закрытие маршрутов регулярных перевозок. Решение об открытии, изменении и/или закрытии маршрутов принимается Заказчиком (п. 3.2. раздела 3).
После выполнения всех подготовительных мероприятий по открытию маршрута, внесения его в реестр маршрутов регулярных перевозок Заказчик проводит открытый конкурс на право заключения договора организации перевозок (п. 3.10. раздела 3)
Пунктом 3.11. предусмотрено, что Заказчик вправе без конкурса заключить договор организации перевозок на один календарный год или до конца календарного года:
а) если конкурс признан несостоявшимся по причине регистрации единственной заявки на момент окончания установленного срока приема заявок и эта заявка была признана конкурсной комиссией отвечающей всем условиям и требованиям конкурсной документации;
б) с перевозчиком, по инициативе которого был открыт маршрут;
в) в случае досрочного расторжения договора организации перевозок в течение календарного года.
Учитывая изложенные требования Положения N 128/58, суд обоснованно пришел к выводу о том, что указанный нормативный правовой акт не устанавливает запрета на проведение администрацией конкурса по отбору перевозчиков для оказания пассажирских услуг на уже существующих маршрутах.
Кроме того, давая оценку нормам оспариваемого Положения N 980, суд также обоснованно учитывал следующее.
Установление порядка проведения конкурса на право заключения договора по оказанию услуг по перевозке пассажиров входит в полномочия администрации муниципального образования - городской округ город Воронеж.
Указанные полномочия были реализованы путем принятия Положения о проведении конкурса на право заключения договора организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по городским маршрутам на территории муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области, утвержденного постановлением администрации муниципального образования - городской округ город Скопин от 30.12.2011 N 980.
Согласно пункту 1.1. Положения N 980 в целях настоящего Положения под конкурсом на право заключения договора организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по городским маршрутам на территории муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области (далее - конкурс) понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Конкурс является открытым и проводится в целях отбора и создания равных возможностей привлечения перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа по городским маршрутам, формирования эффективной, устойчивой и безопасной системы организации регулярных перевозок пассажиров и багажа (п. 1.2. Положения N 980).
Лица, претендующие на заключение договора организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по городским маршрутам на территории муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области и подавшие заявки на участие в конкурсе, являются претендентами на участие в конкурсе. Претендентом может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности или индивидуальный предприниматель, соответствующие требованиям действующего законодательства, предъявляемым к перевозчикам пассажиров и багажа автомобильным транспортом. Претенденты имеют право выступать в отношениях, связанных с участием в конкурсе, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей претендентов подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством, или ее нотариально заверенной копией (п. 1.5. Положения N 980).
Организатор перевозок определяет условия проведения конкурса, формирует лоты и принимает решение о проведении конкурса. Лот может быть сформирован из одного маршрута, из нескольких маршрутов или из отдельных рейсов одного маршрута (п. 1.10. Положения N 980).
Положением N 980 определены порядок информационного извещения о проведении конкурса на право заключения договора, содержание конкурсной документации и порядок ее предоставления, порядок подачи заявок на участие в конкурсе, вскрытия конвертов и рассмотрения заявок на участие в конкурсе, заключение договора по результатам проведения конкурса, определено каким образом может быть направлен запрос о разъяснении положений конкурсной документации и внесение в нее изменений, а также, в каком порядке конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных претендентами, признанными участниками конкурса.
Таким образом, нормы Положения N 980 устанавливают единые правила для всех лиц, претендующих на заключение договоров по оказанию услуг по перевозке пассажиров, что в свою очередь согласуется и с требованиями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Сам по себе конкурсный отбор перевозчиков не оказывает влияния на конкуренцию, так как каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии в конкурсе, все участники конкурса равны между собой, самостоятельные действия каждого из участников конкурса будут влиять на результаты конкурса и победителем будет определен лучший из перевозчиков, то есть более конкурентоспособный. Целью проведения конкурса на право осуществления перевозок пассажиров на регулярных маршрутах является подбор перевозчиков, обеспечивающих наиболее безопасные условия перевозки пассажиров, укрепление транспортной дисциплины на предприятиях и дисциплины индивидуальных предпринимателей, удовлетворение потребностей населения в качественном транспортном обслуживании.
Вместе с тем, отбор перевозчиков с применением для этого различных условий, устанавливаемых в зависимости от вида маршрута (существующий, вновь открываемый и т.д.) влекло бы за собой незаконность таких действий органа местного самоуправления, как нарушающих основы антимонопольного законодательства.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что Положение о проведении конкурса на право заключения договора организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по городским маршрутам на территории муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области, утвержденное постановлением администрации муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области от 30.12.2011 N 980, соответствует действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, принято администрацией в соответствии с предоставленными ей полномочиями и при отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного, в удовлетворении требований ИП Скрипкина В.В. обоснованно отказано.
Доводы предпринимателя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции признаются несостоятельными и отклоняются.
Нормы материального права применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 05.08.2014 по делу N А54-4277/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Скрипкина Владимира Валерьевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положением N 980 определены порядок информационного извещения о проведении конкурса на право заключения договора, содержание конкурсной документации и порядок ее предоставления, порядок подачи заявок на участие в конкурсе, вскрытия конвертов и рассмотрения заявок на участие в конкурсе, заключение договора по результатам проведения конкурса, определено каким образом может быть направлен запрос о разъяснении положений конкурсной документации и внесение в нее изменений, а также, в каком порядке конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных претендентами, признанными участниками конкурса.
Таким образом, нормы Положения N 980 устанавливают единые правила для всех лиц, претендующих на заключение договоров по оказанию услуг по перевозке пассажиров, что в свою очередь согласуется и с требованиями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия)."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22 октября 2014 г. N Ф10-3679/14 по делу N А54-4277/2013