г.Калуга |
|
5 ноября 2014 г. |
Дело N А48-4408/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.10.2014.
Полный текст постановления изготовлен 05.11.2014.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей |
Стрегелевой Г.А. |
|
Степиной Л.В. |
При участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "Афиша" (ул. Покровская, д. 10, офис 301, г. Орел, 302030, ИНН 5751052516, ОГРН 1125740001628) от Управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла (ул. Пролетарская гора, д. 1, г. Орел, 302030, ИНН 5701000921, ОГРН 1025700826502) от муниципального унитарного предприятия "Управление разработки градостроительной документации города Орла" (ул. Пролетарская гора, д. 7, г. Орел, 302028) от общества с ограниченной ответственностью "Строймаркет" (ул. Лескова, д. 19, г. Орел, 302028, ИНН 5753054830, ОГРН 1115753000131) от Управления государственного имущества Орловской области (Дубровинского наб., д. 70, г. Орел, 302030, ИНН 5753004003, ОГРН 1025700833784) |
- Кузякина В.В. - представитель (доверенность б/н от 05.10.2013, сроком на три года);
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
|
|
|
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Афиша" на решение Арбитражного суда Орловской области от 28.04.2014 (судья Соколова В.Г.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 (судьи Донцов П.В., Миронцева Н.Д., Протасов А.И.) по делу N А48-4408/2013,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Афиша" (далее - ООО "Афиша", Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению муниципального имущества и землепользования администрации города Орла (далее - УМИЗ, Управление) о признании незаконным демонтажа рекламной конструкции, принадлежащей обществу, установленной на основании разрешения от 12.08.2013 N 1/3458-и по адресу: г. Орел, пересечение улиц Лескова и Грановского, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем установки за счет Управления демонтированной рекламной конструкции в месте, указанном в паспорте рекламного места N 84/13, для чего обязать УМИЗ демонтировать установленную в настоящее время в данном месте без разрешения рекламную конструкцию (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 28.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд обязал Управление в течение трех дней после вступления решения в законную силу демонтировать установленную без разрешения в месте, указанном в паспорте рекламного места N 84/13, рекламную конструкцию
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельства дела, ООО "Афиша" просит отменить обжалуемые решение и постановление в части отказа в удовлетворении требований общества и направить дело на новое рассмотрение.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителя ООО "Афиша", явившегося в судебное заседание, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене исходя из следующего.
Как установлено судом, на официальном сайте администрации Орловской области www.orel-region.ru в разделе "Конкурсы, аукционы" была размещена информация о том, что 23.04.2013 Управлением государственного имущества Орловской области будет проводиться аукцион на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Орловской области - городе Орле.
Предметом указанного аукциона являлось, в том числе право на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: г. Орел, пересечение ул. Лескова и ул. Грановского (лот N 4).
ООО "Афиша" в установленном законом порядке приняло участие в проводимом 23.04.2013 аукционе и стало его победителем по лоту N 4.
В связи с изложенными обстоятельствами ООО "Афиша" 29.05.2013 обратилось в Управление муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла с заявкой о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции по вышеуказанному адресу.
Письмом от 27.06.2013 уполномоченный орган отказал обществу в принятии заявки и приложенных к ней документов, мотивировав это представлением заявителем документов, необходимых для совершения действий по выдаче разрешения, не в полном объеме.
При этом Управлением муниципального имущества и землепользования администрации города Орла 17.07.2013 был направлен в адрес Управления государственного имущества Орловской области (организатор аукциона) запрос о представлении документов по результатам проведения аукциона на право размещения рекламной конструкции по адресу: г. Орел, пересечение улиц Лескова и Грановского, победителем которого стало ООО "Афиша", для выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Управление государственного имущества Орловской области в адрес УМИЗ 31.07.2013 представило запрошенные документы (копию договора N 190, копию паспорта рекламного места N 84/3, изготовленного для ООО "Строймаркет", копию альбома архитектурно-строительного решения).
УМИЗ в адрес ООО "Афиша" 19.08.2013 направило уведомление о подписании разрешения N 1/3458-и на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: г. Орел, пересечение ул. Лескова и ул. Грановского.
В связи с изложенным, ООО "Афиша" 20.08.2013 установило рекламную конструкцию по адресу: г. Орел, пересечение ул. Лескова и ул. Грановского, что подтверждается актом от 20.08.2013 N АФ00000002 (по форме N ОС-1).
В начале сентября 2013 года ИП Герасимова Е.А., исполняя муниципальный контракт N 21 от 16.07.2013 по выполнению работ по демонтажу и хранению рекламных конструкций, самовольно установленных на территории г. Орла, демонтировала рекламную конструкцию по адресу: г. Орел, ул. Лескова, в районе дома N 20.
Посчитав действия органа местного самоуправления, связанные с демонтажем рекламной конструкции, неправомерными, ООО "Афиша" обжаловало их в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что спорная рекламная конструкция обществом была установлена в месте, не являющемся предметом аукциона, что исключало возможность установления собственника этой рекламной конструкции, а поэтому у органа местного самоуправления имелись правовые основания для её демонтажа без предварительного уведомления собственника этого объекта.
Судебная коллегия считает, что изложенные выводы суда не основаны на полном и всестороннем исследовании и оценке обстоятельств спора, а также сделаны без учета требований действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В частности, в соответствии с частью 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Частью 10 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
На основании части 21 статьи 19 Закона о рекламе, в случае аннулирования разрешения или признания его недействительным владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца и удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней.
В силу части 22 статьи 19 Закона о рекламе при невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции.
Как следует из материалов дела, установке ООО "Афиша" спорной рекламной конструкции предшествовало участие общества в аукционе на право размещения и эксплуатации рекламной конструкции по адресу: город Орел, пересечение ул. Лескова и ул. Грановского.
С обществом, как с победителем указанного аукциона, в установленном порядке организатором аукциона заключен договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по вышеназванному адресу.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для выдачи Управлением муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла разрешения на установку ООО "Афиша" рекламной конструкции по адресу: город Орел, пересечение ул. Лескова и ул. Грановского (от 12.08.2013 N 1-3458-и).
В соответствии с требованиями Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Орла, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций", утвержденного постановлением администрации города Орла от 04.07.2012 N 2216, для получения разрешения на установку рекламной конструкции на объекте недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности или государственная собственность на который не разграничена, заявитель подает соответствующую заявку, к которой должны быть приложены следующие документы:
- схема предполагаемого места установки рекламной конструкции, выполненная на топографической основе в масштабе 1:500 сроком давности не более 2 лет (для отдельно стоящих рекламных конструкций) или привязка рекламной конструкции к конструктивным и (или) архитектурным элементам (для конструкций, присоединяемых к зданиям, сооружениям, ограждениям);
- эскиз рекламной конструкции с указанием размеров и материалов, из которых эту конструкцию планируется изготовить, наличие подсветки;
- фотография существующего положения предполагаемого места размещения рекламной конструкции сроком давности не более 30 дней: для рекламных конструкций, размещаемых на здании, необходима фотография всего фасада здания; для отдельно стоящих рекламных конструкций - фотографии, выполненные в две стороны движения;
- проектное предложение по размещению рекламной конструкции (фотомонтаж, выполненный на основе фотографий существующего положения предполагаемого места размещения рекламной конструкции);
- технические характеристики готовой рекламной конструкции или конструктивное решение (рабочий проект) проектируемой рекламной конструкции, выполненные организацией, имеющей допуск на производство данного вида работ с расчетами, подтверждающими безопасность ее установки и эксплуатации;
- копия договора, заключенного по результатам аукциона, проведенного управлением государственного имущества Орловской области (предоставляется заявителем по собственной инициативе);
- копия платежного документа, подтверждающего оплату госпошлины за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции.
Как следует из материалов дела, в ходе судебного разбирательства ООО "Афиша" заявляло о том, что к заявке о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции общество представило в уполномоченный орган все вышеперечисленные документы, в том числе и схему предполагаемого места установки рекламной конструкции, что и послужило основанием для выдачи обществу разрешения на установку рекламной конструкции от 12.08.2013 N 1-3458-и.
Доводы заявителя кассационной жалобы в этой части не были исследованы в суде первой инстанции и оценка им не дана.
Делая вывод о том, что спорная рекламная конструкция должна была быть установлена в месте, определенном паспортом рекламного места N 84/13, суд не установил, доводил ли уполномоченный орган до сведения ООО "Афиша" о расположении этого места на пересечении ул. Лескова и ул. Грановского и, если да, то каким способом.
По результатам исследования изложенных обстоятельств суду необходимо дать им оценку и установить относится ли спорная рекламная конструкция к самовольно установленной.
Признавая действия органа местного самоуправления, связанные с демонтажем рекламной конструкции без предварительного уведомления её собственника, правомерными, суд исходил из того, что уполномоченному органу не представлялось возможным установить собственника этой конструкции.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, указанные обстоятельства судом исследованы не были и не установлено совершались ли Управлением муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла какие-либо действия по установлению собственника спорной рекламной конструкции.
Кроме того, объяснения органа местного самоуправления по данному факту носят непоследовательный и взаимоисключающий характер, однако судом указанным обстоятельствам оценка также не дана.
Как следует из содержания резолютивной части обжалуемого решения суда, требования ООО "Афиша" о признании незаконными действий Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла, связанных с демонтажем принадлежащей обществу рекламной конструкции, оставлены без удовлетворения.
Вместе с тем, для целей восстановления нарушенного права заявителя судом принято решение об обязании органа местного самоуправления совершить действия по демонтажу рекламной конструкции, принадлежащей ООО "Строймаркет", установленной в месте, определенном паспортом рекламного места N 84/13.
Обжалуемые судебные акты в этой части также не соответствуют требованиям действующего законодательства, так как вопросы демонтажа рекламной конструкции, принадлежащей ООО "Строймаркет", не относятся к предмету спора по настоящему делу.
Кроме того, в соответствии со статьей 19 Закона о рекламе демонтажу самовольно установленной рекламной конструкции должны предшествовать предварительные процедуры, направленные на снос такой конструкции её собственником в добровольном порядке, которые, в свою очередь, могут являться самостоятельным предметом спора.
Таким образом, учитывая, что правомерность установки рекламной конструкции ООО "Строймаркет" не являлось предметом спора по настоящему делу, изложенные обстоятельства также являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 28.04.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 по делу N А48-4408/2013 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Орловской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного суда Российской Федерации в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании части 21 статьи 19 Закона о рекламе, в случае аннулирования разрешения или признания его недействительным владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца и удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней.
В силу части 22 статьи 19 Закона о рекламе при невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции.
...
Обжалуемые судебные акты в этой части также не соответствуют требованиям действующего законодательства, так как вопросы демонтажа рекламной конструкции, принадлежащей ООО "Строймаркет", не относятся к предмету спора по настоящему делу.
Кроме того, в соответствии со статьей 19 Закона о рекламе демонтажу самовольно установленной рекламной конструкции должны предшествовать предварительные процедуры, направленные на снос такой конструкции её собственником в добровольном порядке, которые, в свою очередь, могут являться самостоятельным предметом спора."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 5 ноября 2014 г. N Ф10-3818/14 по делу N А48-4408/2013