Легализация иностранцев
Редкая компания найдет время и силы для того, чтобы самостоятельно оформить работающих иностранцев. Выход один - прибегнуть к услугам фирм-посредников. Однако, выбирая такого помощника на скорую руку, работодатель рискует нарваться на неприятности.
Как отделить зерна от плевел?
Как правило, сначала гастарбайтеры приезжают в Москву или область, приступают к работе, и только после этого руководство фирмы начинает заниматься их оформлением. Действуя официально, компания теряет много времени на согласование необходимых документов. И до получения индивидуальных разрешений на работу иностранный персонал трудится нелегально. В итоге при малейшем подозрении на проверку предприятие вынуждено прятать "нелегалов" где придется. Само собой, ни к чему хорошему это не приводит.
В такой ситуации фирма может обратиться к одной из многочисленных юридических компаний. Та за определенную плату в течение полутора месяцев оформит работнику пластиковую карточку и приглашение на въезд на территорию России, а за отдельную плату - и регистрацию на срок пребывания в Москве.
Стоимость услуг таких компаний-посредников составляет от 400 до 1,5 тысячи долларов за человека. Разброс цен не должен удивлять - конечная сумма вознаграждения зависит от нескольких параметров. Во-первых, имеет значение, насколько быстро требуется изготовить разрешение на работу. Во-вторых, на какой срок выдают этот документ. И в-третьих, из ближнего или дальнего зарубежья приехал гастарбайтер.
Например, чтобы оформить на полгода разрешение жителю Таджикистана, нужно заплатить 500 долларов. Документ изготовят за полтора месяца. Если же процедуру нужно ускорить, то придется доплатить еще 300 долларов за срочность. Тогда заветную карточку отдадут уже через месяц.
Однако, обращаясь в юридическую фирму, работодатель рискует стать жертвой мошенников. Дело в том, что некоторые компании занимаются "производством пластика". Организации не предоставляют квоту на наем иностранных работников, самих работников никто не регистрирует в едином реестре. Последствия могут быть печальны и для фирмы, и для иностранного работника.
Выбирая фирму, которая поможет оформить работающих иностранцев, нужно обратить внимание на несколько признаков, которые позволяют отличить недобросовестных посредников. Во-первых, пройти все этапы оформления легально в течение недели невозможно. На самом деле этот процесс занимает гораздо больше времени. Если фирма-посредник обещает сделать все быстро, то скорее всего их разрешения будут "липой".
Во-вторых, невозможно оформить иностранца на работу, если вместо паспорта есть его ксерокопия. Запрос на оформление принимают только от юридического лица, ведь прежде всего именно компания должна получить разрешение на привлечение иностранцев. С этим связан огромный перечень необходимых бумаг (учредительные документы организации, свидетельство о внесении в госреестр и т.д.).
В-третьих, фирма должна оплатить государственную пошлину со своего расчетного счета на счет соответствующего государственного учреждения. Ни один посредник не может сделать это от своего имени. Поэтому если юридическое бюро обещает все сделать своими силами и не оговаривает то, что клиент самостоятельно должен предпринять некоторые шаги, лучше их услугами не пользоваться.
Пенсионер-иностранец
Теперь остановимся подробнее на вопросах налогообложения иностранцев. Налоговый кодекс не предусматривает различий между выплатами в пользу российских граждан и иностранных работников. Поэтому заработная плата сотрудника из-за рубежа будет облагаться единым социальным налогом.
Ситуация со взносами в Пенсионный фонд более сложная. В законе об обязательном пенсионном страховании сказано, что проживающие на территории России иностранные граждане - это застрахованные лица (п. 1 ст. 7 закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ). Поэтому с выплат сотрудникам, которые в нашей стране пребывают, а не проживают, пенсионных отчислений делать не нужно. Не придется бухгалтеру подавать на таких работников и сведения о страховом стаже и начисленных взносах.
Неопределенности также не возникает, если иностранец проживает в России постоянно, то есть у него есть вид на жительство. С выплат таким работникам взносы в Пенсионный фонд платить нужно. "Постоянные" иностранцы имеют право на пенсию и им присваивают пенсионные номера.
А вот с временно проживающими иностранными гражданами ситуация неоднозначна. С одной стороны, такие работники не имеют права на пенсию (это следует из ст. 3 Закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ). По этой причине сотрудники местных отделений Пенсионного фонда таким иностранцам пенсионные номера не присваивают и объясняют, что платить страховые взносы с их зарплат не надо.
Однако Минфин считает иначе. По мнению чиновников этого ведомства, не имеет значения, проживает иностранец временно или постоянно, и начислять страховые взносы нужно в любом случае.
Этой проблеме они уделили несколько писем, в которых утверждают, что такая позиция согласована и с Пенсионным фондом, и с МНС. Примером могут служить письма Минфина от 20 февраля 2004 г. N 04-04-04/24 и от 19 сентября 2003 г. N 04-04-04/104.
Данная неопределенность сохранится только до 1 января 2005 года. С этого дня вступят в силу поправки в Закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Они предполагают, что застрахованными лицами будут считаться все работающие иностранцы, проживающие на территории России, - и "временные", и "постоянные". Поэтому уплачивать взносы придется в и том и в другом случае.
Мнение
Аудитор ООО "Консалтинговая компания "Эскорт XXI" Алла Боброва:
"На данный момент проблема приема на работу иностранного гражданина вполне решаема. Вопросы привлечения и использования иностранной рабочей силы регулируются законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ. С учетом ограничений, установленных вышеназванным законом, иностранные граждане пользуются правом свободно выбирать профессию и род трудовой деятельности, а также заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью. Вопросы получения работодателем разрешения на привлечение и использование иностранных работников регулируются Указом Президента от 16 декабря 1993 г. N 2146. Что касается ответственности за нарушение работодателем правил привлечения и использования иностранной рабочей силы, то согласно ст. 18.10 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрен штраф в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил привлечения и использования иностранной рабочей силы влечет штраф в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда с административным выдворением за пределы России или без такового".
П. Ручников |
"Московский бухгалтер", N 10, октябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007