Дело рассмотрено 27.05.2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.06.2011 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Панченко С.Ю.
Судей
Леоновой Л.В.
Ермакова М.Н.
При участии в заседании:
от ООО "Ваш юрист":
не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
от судебного пристава Чернянского РОСП УФССП по Белгородской области Андреева А.А.:
от Администрации городского поселения "Поселок Чернянка":
не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Ваш юрист" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 22.09.2010 г. (судья Мироненко К.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2011 г. (судьи Сергуткина В.А., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу N А08-4980/2010-17,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ваш Юрист" (далее - ООО "Ваш юрист", Общество, взыскатель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления старшего судебного пристава Чернянского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Белгородской области Андреева А.А. (далее - судебный пристав-исполнитель) от 04.08.2010 г. об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа по делу N А08-1835/2010-22-24, выданного арбитражным судом Белгородской области 23.07.2010 г., о взыскании с Администрации городского поселка "Поселок Чернянка" 1443726 руб. и обязании возбудить исполнительное производство.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 22.09.2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2011 г. состоявшийся по делу судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение и постановление суда, полагая, что они приняты в нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, на основании решения Арбитражного суда Белгородской области от 08.06.2010 г. по делу N А08-1835/2010-22-24 о взыскании с Администрации городского поселения "Поселок Чернянка" в пользу ООО "Ваш юрист" 1371006 руб. долга по выполненным работам по муниципальному контракту N 20-АП от 10.08.2009 г., 60720 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 15.10.2009 г. по 25.03.2010 г. и 12000 руб. судебных расходов, 23.07.2010 г. взыскателю выдан исполнительный лист серии АС N 002415002.
Общество 28.07.2010 г. направило в адрес Чернянского РОСП УФССП России по Белгородской области заявление о возбуждении исполнительного производства с приложением указанного исполнительного листа.
Постановлением старшего судебного пристава-исполнителя Чернянского РОСП УФССП России по Белгородской области от 04.08.2010 г. на основании ст.ст. 242.1, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) ООО "Ваш юрист" отказано в возбуждении исполнительного производства, исполнительный документ возвращен взыскателю.
Полагая, что оспариваемое постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства является незаконным, Общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованные судебные акты по существу спора.
В соответствии с п. 2 ст. 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных названным Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Кодексом на основании исполнительных листов с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
В силу п. 1 ст. 242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется взыскателем в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием (ч. 5 ст. 242.5 БК КФ).
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 3 Постановления Пленума от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", положения ст. 242.2 БК РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований.
Исполнительный лист о взыскании денежных средств с публично-правового образования может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю лишь в случае, если исполнение решения суда не было произведено за счет средств бюджета в течение указанного в п. 6 ст. 242.2 БК РФ трехмесячного срока.
Согласно Уставу (принят решением поселкового собрания от 07.12.2005 г. N 8, зарегистрирован ГУ Минюста РФ по ЦФО 28.12.2005 г.) городское поселение "Поселок Чернянка" муниципального района "Чернянский район" Белгородской области является публично-правовым образованием.
Однако, в нарушение установленного бюджетным законодательством порядка, исполнительный лист был направлен Обществом непосредственно в подразделение Федеральной службы судебных приставов.
Учитывая изложенное, вывод суда об отсутствии у судебного пристава-исполнителя законных оснований для возбуждения исполнительного производства по принудительному взысканию денежных средств с администрации муниципального образования является обоснованным.
Довод кассационной жалобы о том, что администрация городского поселения не является бюджетным учреждением, не отвечает требованиям ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу чего нормы ст. 242.5 БК РФ не подлежат применению к спорным правоотношениям, является несостоятельным, поскольку в данном случае Обществу выдан исполнительный лист на взыскание денежных средств с органа исполнительной власти муниципального образования, который финансируется за счет средств местного бюджета.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену решения и постановления суда, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 22.09.2010 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2011 г. по делу N А08-4980/2010-17 оставить без изменения, а кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Ваш юрист" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.Ю. Панченко |
Судьи |
Л.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исполнительный лист о взыскании денежных средств с публично-правового образования может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю лишь в случае, если исполнение решения суда не было произведено за счет средств бюджета в течение указанного в п. 6 ст. 242.2 БК РФ трехмесячного срока.
Согласно Уставу (принят решением поселкового собрания от 07.12.2005 г. N 8, зарегистрирован ГУ Минюста РФ по ЦФО 28.12.2005 г.) городское поселение "Поселок Чернянка" муниципального района "Чернянский район" Белгородской области является публично-правовым образованием.
Однако, в нарушение установленного бюджетным законодательством порядка, исполнительный лист был направлен Обществом непосредственно в подразделение Федеральной службы судебных приставов.
...
Довод кассационной жалобы о том, что администрация городского поселения не является бюджетным учреждением, не отвечает требованиям ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу чего нормы ст. 242.5 БК РФ не подлежат применению к спорным правоотношениям, является несостоятельным, поскольку в данном случае Обществу выдан исполнительный лист на взыскание денежных средств с органа исполнительной власти муниципального образования, который финансируется за счет средств местного бюджета."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 3 июня 2011 г. N Ф10-1548/11 по делу N А08-4980/2010-17