г.Калуга |
|
12 ноября 2014 г. |
Дело N А09-22/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "05" ноября 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено "12" ноября 2014 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
О.В. Киселёвой |
судей |
Л.В. Леоновой |
|
А.Н. Маненкова |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи: |
А.А. Папковой |
при участии в заседании: |
|
от истца: Общество с ограниченной ответственностью "Троебортное" |
Ромашина Н.В. по доверенности от 02.06.2014 |
от ответчика: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области |
Представители не явились, ответчик о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом; |
от 3-их лиц: Правительство Брянской области Открытое акционерное общество "РХК "Земпроект" Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области |
Представители не явились, 3-и лица о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии арбитражного суда Брянской области кассационную жалобу правительства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 13.05.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2014 по делу N А09-22/2014,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Троебортное" обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Брянской области, при участии третьих лиц - Управления Росреестра по Брянской области, правительства Брянской области, ОАО "РХК "Земпроект", об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:22:0230101:136, площадью 15 000 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Севский район, 100 м по направлению от н. п. Троебортное, по состоянию на 01.01.2009 в размере 2 727 569 рублей. Просил возложить судебные расходы по делу: оплату государственной пошлины и оплату за проведение экспертизы по делу на ООО "Троебортное" (с учетом принятого судом в порядке ст.49 АПК РФ уточнения исковых требований).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 13.05.2014 (судья Дюбо Ю.И.), оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2014 (судьи Рыжова Е.В., Тимашкова Е.Н. и Тучкова О.Г.), исковые требования удовлетворены: установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:22:0230101:136, площадью 15 000 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Севский район, 100 м по направлению от н. п. Троебортное, в размере 2 727 569 рублей. На ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Брянской области возложена обязанность внести изменения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:22:0230101:136, площадью 15 000 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Севский район, 100 м по направлению от н. п. Троебортное, в размере 2 727 569 рублей.
Ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, Правительство Брянской области обратилось с кассационной жалобой в суд округа, в которой просит решение Арбитражного суда Брянской области от 13.05.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2014 по делу N А09-22/2014 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Изучив материалы дела, выслушав в судебном заседании представителя истца, которые изложил и поддержал свою позицию по кассационной жалобе, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу о том, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанции, ООО "Троебортное" на праве собственности принадлежит земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием - для размещения автозаправочного комплекса, общей площадью 15 000 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, Севский район, 100 м по направлению от н. п. Троебортное, с кадастровым номером 32:22:0230101:136, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 32 АЖ 236848 от 10.06.2013 (том 1, л.д. 15).
Из справки от 22.05.2013 N 2135/07-си, выданной филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области, следует, что стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:22:0230101:136, площадью 15 000 кв. м составляет 5 389 650 рублей (том 1, л.д. 16).
Согласно отчету от 09.12.2013 N 3234043083-13-294, выполненному ООО "БИ-НИКА", рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2009 составляет 2 716 000 рублей (том 1, л.д. 18-63).
Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка завышены, ООО "Троебортное" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции исходили из заключения проведенной в рамках судебного разбирательства по настоящему делу судебной экспертизы как надлежащего доказательства, определившего рыночную стоимость рассматриваемого земельного участка по состоянию на 01.01.2009. При этом судами указано на отсутствие оснований для привлечения к участию в деле в качестве третьих лиц Департамента финансов Брянской области и муниципального образования в лице органа местного самоуправления, поскольку обжалуемое решение суда не затрагивает права и интересы указанных лиц.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Несмотря на то, что органы местного самоуправления не являются непосредственно участниками процесса по определению кадастровой стоимости земельного участка, а также не являются участниками комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, кадастровая стоимость является налоговой базой земельного налога, который представляет собой один из доходов городских округов, зачисляемый в местные бюджеты по нормативу 100 процентов. Поэтому результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, находящихся на территории муниципального образования и являющихся объектами налогообложения, затрагивают права в сфере экономической деятельности не только правообладателей земельных участков, но и муниципалитетов.
Таким образом, орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, имеет правовой интерес в участии в судебном процессе, связанном с оспариванием решений комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, в том числе наделен правом на самостоятельное оспаривание таких решений.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, указанной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 13839/13 от 11.02.2014 по делу N А33-11257/2012.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела, суду следует устранить отмеченные недостатки, дать надлежащую правовую оценку всем представленным в материалы дела доказательствам и доводам сторон, рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле муниципального образования и разрешить спор правильно применив нормы материального и процессуального права.
Исходя из изложенного, руководствуясь ч.1 п.3 ст.287, ч.3 ст.288, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 13.05.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2014 по делу N А09-22/2014 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
О.В. Киселёва |
Судьи |
Л.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Несмотря на то, что органы местного самоуправления не являются непосредственно участниками процесса по определению кадастровой стоимости земельного участка, а также не являются участниками комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, кадастровая стоимость является налоговой базой земельного налога, который представляет собой один из доходов городских округов, зачисляемый в местные бюджеты по нормативу 100 процентов. Поэтому результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, находящихся на территории муниципального образования и являющихся объектами налогообложения, затрагивают права в сфере экономической деятельности не только правообладателей земельных участков, но и муниципалитетов.
Таким образом, орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, имеет правовой интерес в участии в судебном процессе, связанном с оспариванием решений комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, в том числе наделен правом на самостоятельное оспаривание таких решений.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, указанной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 13839/13 от 11.02.2014 по делу N А33-11257/2012."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 12 ноября 2014 г. N Ф10-3865/14 по делу N А09-22/2014
Хронология рассмотрения дела:
28.09.2015 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3865/14
04.06.2015 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2374/15
04.03.2015 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-22/14
12.11.2014 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3865/14
22.07.2014 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3673/14
13.05.2014 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-22/14