Резолютивная часть постановления объявлена 31.05.2011.
Полный текст постановления изготовлен 02.06.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Егорова Е.И.
Судей
Ермакова М.Н.
Леоновой Л.В.
При участии в заседании:
от ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" г. Липецк, пл. Металлургов, 2:
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Липецкой таможни г. Липецк, ул. Трубный проезд, 3:
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Липецкой таможни на решение Арбитражного суда Липецкой области от 20.12.2010 (судья Бессонова Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2011 (судьи Сергуткина В.А., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу N А36-4235/2010,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Новолипецкий металлургический комбинат" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с Липецкой таможни процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченной таможенной пошлины и НДС, в размере 21 418,59 руб., а также судебных расходов по уплате государственной пошлины (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 20.12.2010 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Липецкая таможня обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которых, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить.
По мнению подателя жалобы, поскольку заявление Общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей было рассмотрено в пределах предусмотренного п. 4 ст. 355 ТК РФ месячного срока, то оснований для взыскания с Таможни процентов не имеется.
Кроме того, возврат излишне уплаченных таможенных платежей осуществлялся Тульской таможней на основании решения арбитражного суда, т.е. норм АПК РФ, регламентирующих порядок исполнения судебных актов, в связи с чем проценты уплате не подлежат.
В силу ч. 1 ст. 286 АПК РФ предметом оценки суда кассационной инстанции являются судебные акты исходя из доводов, изложенных в жалобе.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы и отзыва на нее, кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления
Как следует из материалов дела, полагая, что в отношении ввезенного им товара предусмотрено предоставление тарифной льготы, ОАО "НЛМК" обратилось в Липецкую таможню с заявлением N 154/01048 от 26.02.2010 о зачете излишне уплаченных таможенных платежей в размере 764 015,48 руб. в счет будущих платежей.
Письмом N 08-28/1863 от 04.03.2010 Таможня отказала Обществу в зачете денежных средств, указав, что льгота по уплате ввозной таможенной пошлины в ГТД заявлена не была и документы, подтверждающие право на ее применение при таможенном оформлении товара не представлены.
Полагая, что данный отказ не соответствуют таможенному законодательству, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 30.06.2010, оставленным без изменения постановлениями Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2010 и Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26.11.2010 по делу N А36-1954/2010, требования ОАО "НЛМК" удовлетворены: решение Липецкой таможни об отказе в зачете денежных средств в размере 764 015,48 руб., выраженное в письме N 08-28/1863 от 04.03.2010 признано незаконным. Суд обязал Таможню возвратить таможенные сборы в указанном размере.
Письмом N 08-33/6845 от 10.08.2010 Липецкая таможня проинформировала Общество о возврате данной суммы путем зачета в счет будущих платежей, о чем было принято соответствующее решение о зачете N 163 от 06.08.2010.
Ссылаясь на то, возврата в форме зачета Липецкой таможней был осуществлен с нарушением установленного п. 4 ст. 355 ТК РФ месячного срока, ОАО "НЛМК" обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с нее процентов в размере 21 418,59 руб., исчисленных за период с 28.03.2010 по 05.08.2010.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, и, правильно применив нормы материального права, обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 355 ТК РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 355 ТК РФ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа на основании заявления плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно п. 8 ст. 355 ТК РФ установлено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов по желанию плательщика может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов. Зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей осуществляется в соответствии с настоящей статьей применительно к порядку возврата с учетом положений пункта 9 настоящей статьи.
Следовательно, зачет излишне уплаченных таможенных пошлин, налога фактически является формой возврата этих сумм, в связи с чем к требованию о зачете излишне уплаченных таможенных платежей и к требованию об их возврате применяется единый правовой режим, в том числе срок, в течение которого он может и должен быть произведен.
Пунктом 4 ст. 355 ТК РФ определено, что общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Положениями ст. 147 Федерального закона N 311-ФЗ от 27.11.2010 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусмотрен аналогичный порядок возврата (зачета) таможенных пошлин, налогов.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Общество обратилось с заявлением о зачете излишне уплаченных таможенных платежей в Липецкую таможню 26.02.2010.
Исходя из положений п. 4 ст. 355 ТК РФ таможенный орган обязан был рассмотреть указанное заявление, принять по нему решение о возврате и возвратить суммы излишне уплаченных таможенных платежей не позднее 27.03.2009.
Однако, такой возврат Тульской таможней самостоятельно произведен не был.
Факт неправомерного отказа в зачете таможенных платежей как излишне уплаченных установлен вступившим в силу решением арбитражного суда по делу N А36-1954/2010, принятым по спору между этими же лицами, в связи с чем данное обстоятельство в силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ имеет преюдициальное значение для настоящего спора.
При этом кассационная коллегия принимает во внимание, что соблюдение Липецкой таможней срока рассмотрения указанного заявления Общества само по себе не влияет на наличие оснований для взыскания с нее процентов, поскольку в данном случае значение имеет момент фактического возврата денежных средств на расчетный счет Общества.
Поскольку решение Арбитражного суда Липецкой области от 30.06.2010 по делу N А36-1954/2010 было исполнено таможенным органом 06.08.2010, следовательно, возврат был произведен Таможней с нарушением установленного п. 4 ст. 355 ТК РФ, срока, что в силу данной нормы права влечет начисление процентов на сумму излишне уплаченных таможенных пошлин.
При таких обстоятельствах, установив правовые и фактические основания для взыскания заявленной суммы процентов, суд правомерно удовлетворил заявленные Общества требований.
В кассационной жалобе Липецкая таможня ссылается на письмо ФТС России N 05-11/10891 от 23.03.2007 "Об уплате процентов за нарушение сроков возврата денежных средств", согласно которому Таможенным кодексом РФ не определен источник возмещения процентов, предусмотренный п. 4 ст. 355 ТК РФ, в связи с чем до определения механизма их возврата фактическая выплата указанных сумм по инициативе таможенных органов не производится, а возврат этих сумм в случаях вынесения соответствующих решений судебными органами осуществляется за счет общих поступлений в бюджет по соответствующему виду таможенных платежей.
Между тем, как обоснованно указано судом, данное письмо не является правовым актом, содержащим общеобязательные нормы права, в смысле и значении установленном ст. 5 ТК РФ.
Кроме того, действующее законодательство не ставит в зависимость возможность реализации права на получение процентов за несвоевременный возврат (зачет) таможенных платежей, налогов от определения на нормативном уровне источника их возмещения.
Учитывая изложенное, все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления, также не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 20.12.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2011 по делу N А36-4235/2010, оставить без изменения, а кассационную жалобу Липецкой таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с даты его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Егоров |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку решение Арбитражного суда Липецкой области от 30.06.2010 по делу N А36-1954/2010 было исполнено таможенным органом 06.08.2010, следовательно, возврат был произведен Таможней с нарушением установленного п. 4 ст. 355 ТК РФ, срока, что в силу данной нормы права влечет начисление процентов на сумму излишне уплаченных таможенных пошлин.
...
В кассационной жалобе Липецкая таможня ссылается на письмо ФТС России N 05-11/10891 от 23.03.2007 "Об уплате процентов за нарушение сроков возврата денежных средств", согласно которому Таможенным кодексом РФ не определен источник возмещения процентов, предусмотренный п. 4 ст. 355 ТК РФ, в связи с чем до определения механизма их возврата фактическая выплата указанных сумм по инициативе таможенных органов не производится, а возврат этих сумм в случаях вынесения соответствующих решений судебными органами осуществляется за счет общих поступлений в бюджет по соответствующему виду таможенных платежей.
Между тем, как обоснованно указано судом, данное письмо не является правовым актом, содержащим общеобязательные нормы права, в смысле и значении установленном ст. 5 ТК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 2 июня 2011 г. N Ф10-1797/11 по делу N А36-4235/2010