Резолютивная часть постановления объявлена 14.06.2011.
В полном объеме постановление изготовлено 20.06.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Ключниковой Н.В.
Судей
Шелудяева В.Н.
Степиной Л.В.
При участии в заседании:
от Администрации города Смоленска
- Комисарова И.В. - представителя (дов. от 29.09.2010 N 1-5906);
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области
от третьих лиц:
МУ "Централизованная бухгалтерия"
ООО "Коммерческий банк "Смоленский банк"
- Романова А.А. - представителя (дов. от 10.03.2011 N 67/04-10д),
- Епейкина В.П. - представителя (дов. от 31.01.2011 N 67/03-5д,
- Демина А.А. - представителя (дов. от 06.12.2010 N 67/03-31/д);
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 15.10.2010 (судья Борисова Л.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2011 (судьи Тучкова О.Г., Полынкина Н.А., Стаханова В.Н.) по делу N А62-3571/2010,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Смоленска (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконными и отмене решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 16.04.2010 по делу N 13-10.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: муниципальное учреждение "Централизованная бухгалтерия" (далее -МУ "ЦБ"), ООО Коммерческий банк "Смоленский банк" (далее - Банк).
Решением суда от 15.10.2010 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.02.2011 решение суда от 15.10.2010 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе УФАС просит отменить решение, постановление суда в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также неправильным применением норм материального права, приняв по делу новый судебный акт.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей Управления и Администрации, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, Управлением был направлен запрос в администрацию города Смоленска о предоставлении информации о размерах затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание одного ребенка в муниципальных дошкольных учреждениях города Смоленска в I полугодии 2010 года, установленных распоряжением администрации города Смоленска от 25.12.2009 N 1094-р/адм в соответствии с Перечнем таких затрат, утвержденным постановлением Правительства РФ от 20.12.2006 N 849 (с расшифровкой прочих услуг и прочих расходов, если такие услуги и расходы учтены в родительской плате).
В ответ на данный запрос поступило письмо Управления образования и молодежной политики Администрации города Смоленска от 01.03.2010 N 15-481, в котором указано, что при расчете стоимости родительской платы за содержание одного ребенка в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Смоленска на I полугодие 2010 года, произведенном в соответствии с постановлением главы города Смоленска от 07.07.2008 N 349 "О родительской плате за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях" и перечнем затрат, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 849, учтены расходы в сумме 219100774 руб.
В перечень прочих услуг, входящих в состав родительской платы, администрацией города Смоленска включены следующие расходы: по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг: разработка документации, необходимой для проведения текущего ремонта объектов; разработка проектов сметной документации; установка, наладка, монтаж охранной, пожарной сигнализации, систем видеонаблюдения; монтажные и пусконаладочные испытательные работы, техобслуживание оборудования; типографские работы, услуги; медицинские услуги (медицинский осмотр и освидетельствование работников, состоящих в штате учреждения, проведение медицинских анализов, услуги по проведению производственного контроля и т.д.); услуги по охране; инкассаторские услуги; подписка на периодические и справочные издания; оплата услуг учреждений, оказывающих услуги по расчетно-кассовому обслуживанию; приобретение бланочной продукции; оплата услуг кредитных организаций по зачислению денежных средств на лицевые счета работников; оплата за проживание в жилых помещениях при служебных командировках; услуг по утилизации; оплата нотариальных услуг; плата за обучение на курсах повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов и т.п.
24 декабря 2009 года Администрацией было издано распоряжение N 1088-адм. о проведении открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на оказание услуги по расчетно-кассовому обслуживанию (прием платежей по родительской плате), извещение о проведении открытого аукциона 25.12.2009 было опубликовано в газете "Рабочий путь" N 284 (25892), а также на официальном сайте в сети Интернет - портале государственных закупок Смоленской области (http://www.gz.Smolensk.ru).
Процедура рассмотрения заявок на участие в аукционе была завершена 19.01.2010.
В связи с тем, что на участие в аукционе поступила одна заявка - от ООО Коммерческий банк "Смоленский банк", аукционная комиссия признала аукцион несостоявшимся, однако, придя к выводу о том, что заявка единственного участника соответствует всем требованиям и условиям документации об аукционе, комиссия рекомендовала заключить с ним муниципальный контракт.
Согласно заключенного муниципальным заказчиком - муниципальное учреждение "Централизованная бухгалтерия" с КБ "Смоленский банк" муниципального контракта от 01.02.2010 N 1 на оказание услуги по расчетно-кассовому обслуживанию (прием платежей: родительская плата) цена по договору составила 1709158 руб., а плата за услуги, удерживаемая банком с МУ "ЦБ", установлена 1,6% от суммы каждого принятого в пользу учреждения платежа.
По факту оплаты услуг учреждений, оказывающих услуги по расчетно-кассовому обслуживанию при приеме платежей по родительской плате, не за счет муниципального бюджета, а за счет средств, уплачиваемых родителями (законными представителями) за содержание детей в МДОУ города Смоленска, в связи с чем у Администрации не имелось оснований для проведения открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на оказание услуги по расчетно-кассовому обслуживанию (прием платежей по родительской плате) (с регистрационным номером 101/09А - расчетно-кассовое обслуживание), Управлением было принято решение от 16.04.2010 по делу N 13-10 о нарушении антимонопольного законодательства и выдано предписание от 16.04.2010, которым заявителю было предложено прекратить нарушение п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), выразившееся в установлении для приобретателей товаров (финансовой услуги) ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (финансовые услуги), вследствие издания и исполнения распоряжения администрации города Смоленска от 24.12.2009 N 1088-р/адм "Об открытом аукционе на право заключения муниципального контракта на оказание услуги по расчетно-кассовому обслуживанию (прием платежей по родительской плате)", путем отмены распоряжения N 1088-р/адм.
Посчитав решение и предписание УФАС от 16.04.2010 незаконными, Администрация оспорила их в суде.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушением их изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ установлен запрет на принятие органами государственной власти всех уровней актов и (или) осуществление действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие услуги.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнением работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
Под муниципальными нуждами в силу п. 2 ст. 3 Закона N 94-ФЗ понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
В силу положений ст. 5 Закона N 94-ФЗ при определении поставщиков (исполнителей, подрядчиков) на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд с ними в обязательном порядке заключается муниципальный контракт.
Государственный и муниципальный контракт заключается в установленном Гражданским законодательством и иными федеральными законами порядке.
Статья 10 Закона N 94-ФЗ закрепляет способы размещения заказов, а именно: проведение торгов в форме конкурса, аукциона (в том числе электронного).
Согласно Перечню товаров (работ, услуг), утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 236-р, размещение заказов на услуги по финансовому посредничеству, которые включают расчетно-кассовые обслуживание и услуги по вкладам, осуществляется путем проведения аукциона.
Администрацией было издано распоряжение от 24.12.2009 N 1088-адм о проведении открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на оказание услуги по расчетно-кассовому обслуживанию (приём платежей по родительской плате).
В порядке ч. 12 ст. 35 Закона N 94-ФЗ муниципальный контракт на оказание услуги по расчетно-кассовому обслуживанию (приём платежей по родительской плате) был заключён с ООО "КБ Смоленский банк". Каких-либо замечаний по процедуре проведения аукциона антимонопольным органом не представлено.
Таким образом, в данном случае отсутствует нарушение законодательства о защите конкуренции, так как действия Администрации города были обусловлены законодательством о размещении заказов.
Перечень затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребёнка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 849.
Согласно приказу Министерства Финансов РФ от 30.12.2009 N 150н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" расходы по оплате услуг учреждений, осуществляющих расчетно-кассовое обслуживание, относятся к категории "прочие услуги".
Положение о родительской плате за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Смоленска утверждено постановлением Главы города Смоленска от 07.07.2008 N 349.
Согласно п. 3.1 указанного Положения, родители (законные представители) обязаны вносить на счет муниципального учреждения "Централизованная бухгалтерия" (далее - МУ "ЦБ") через организации, оказывающие услуги по расчетно-кассовому обслуживанию согласно выписанной МУ "ЦБ" квитанции-извещению плату за содержание детей в МДОУ до 15-го числа каждого месяца за текущий месяц.
В соответствии с выданным Финансово-казначейским управлением Администрации города Смоленска Генеральным разрешением от 21.01.2009 N 907005 в ФКУ Администрации города Смоленска открыты лицевые счета по учёту средств, полученных от приносящей доход деятельности. Средства, поступившие на такие счета, направляются на соответствующие цели напрямую, без зачисления на единый счёт бюджета, что не противоречит п. 5 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2011), а также положениям ч. 10 ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 09.04.2009 N 58-ФЗ).
В целях оперативного оказания услуги по приёму платежей по родительской плате ООО КБ "Смоленский банк" перечисляло внесённые родителями (законными представителями) денежные средства на счёт муниципального учреждения "Централизованная бухгалтерия" за вычетом суммы расходов за оказанную услугу (1,6% от суммы внесённых платежей). Так как родительская плата является частичной компенсацией затрат муниципального бюджета на содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, установленный порядок расчётов не противоречит действующему законодательству, в частности положениям статьи 410 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, в действиях Администрации города Смоленска не усматривается нарушений бюджетного законодательства.
Вывод УФАС о том, что МУ "ЦБ" имело право и должно было без проведения какого-либо аукциона заключать договор на прием платежей по родительской плате с любыми организациями, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Именно в целях частичной компенсации стоимости банковских расчетов Администрация выделила средства из бюджета. Их расходование могло быть инициировано исключительно в рамках проведения аукциона.
Таким образом, заключение муниципального контракта между МУ "ЦБ" и КБ "Смоленский банк" не свидетельствует о наличии какой-либо договоренности между ними, не ограничивает свободную конкуренцию на рынке финансовых услуг и право выбора родителями и законными представителями кредитной организации для перечисления родительской платы.
Принимая во внимание, что доводы, изложенные в кассационной жалобе были предметом рассмотрения арбитражного суда, им дана надлежащая правовая оценка, судом правильно применены нормы материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 15.10.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2011 по делу N А62-3571/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
В.Н. Шелудяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с выданным Финансово-казначейским управлением Администрации города Смоленска Генеральным разрешением от 21.01.2009 N 907005 в ФКУ Администрации города Смоленска открыты лицевые счета по учёту средств, полученных от приносящей доход деятельности. Средства, поступившие на такие счета, направляются на соответствующие цели напрямую, без зачисления на единый счёт бюджета, что не противоречит п. 5 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2011), а также положениям ч. 10 ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 09.04.2009 N 58-ФЗ).
В целях оперативного оказания услуги по приёму платежей по родительской плате ООО КБ "Смоленский банк" перечисляло внесённые родителями (законными представителями) денежные средства на счёт муниципального учреждения "Централизованная бухгалтерия" за вычетом суммы расходов за оказанную услугу (1,6% от суммы внесённых платежей). Так как родительская плата является частичной компенсацией затрат муниципального бюджета на содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, установленный порядок расчётов не противоречит действующему законодательству, в частности положениям статьи 410 Гражданского кодекса РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 июня 2011 г. N Ф10-1757/11 по делу N А62-3571/2010
Хронология рассмотрения дела:
28.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12153/11
06.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12153/11
20.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1757/11
21.02.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5913/2010