Чисто бухгалтерское преступление
Руководители часто поручают своим счетоводам немного подправить отчетность, чтобы не было мучительно больно расставаться с честно заработанными деньгами. Проще говоря, меньше платить в бюджет. И тут в компаниях появляется "цветная" бухгалтерия. Белая - для налоговых инспекторов и черная - для себя. Главное, чтобы последняя не стала достоянием ревизоров.
Предприниматель Георгий Антонян несколько лет назад решил расширить свой небольшой рыночный подмосковный бизнес и открыл розничный магазин. Правда, очень быстро он переквалифицировался из розничного продавца в оптового. Хотя и розничный бизнес не забросил. В общем, старался заработать деньги любыми возможными способами.
Учет в его магазине вела бухгалтер Светлана Гришина. И поначалу она делала все так, как того требует закон. То есть старалась платить налоги вовремя, составлять отчетность по правилам и вообще не шла на конфликт с ревизорами. Однако предпринимателю Антоняну со временем налоговое бремя показалось непосильным, и он решил немного утаить от государства, посоветовав своей подчиненной показывать не всю выручку и не всегда. В общем, вести традиционную черную бухгалтерию. На кассу установили жучок, а часть денег по оптовой торговле принимали без документов или нормально не оформляли. Правда, педантично учитывали всю левую выручку в своих внутренних тетрадочках.
Цветные кассы
Бизнес шел в гору. И с каждым днем предпринимателю Антоняну хотелось платить все меньше и меньше налогов. Поэтому было решено учитывать всю выручку по оптовой торговле "вчерную".
Любой бухгалтер понимает, что такой учет ни к чему хорошему не приводит. Ведь у бухгалтера работа такая - сделать все так, чтобы и волки остались сыты и овцы целы. А просто не показывать выручку любой может. Только в этом случае рано или поздно находится обиженный клиент или просто "доброжелатель", который сдает ценную информацию налоговым инспекторам.
Так получилось и в этот раз. В магазин Антоняна обратилась фирма, которая хотела купить оптовую партию алкоголя. Традиционно бухгалтер попросила покупателя расплатиться наличностью. Клиент настаивал на оплате через расчетный счет, и Светлана Гришина выдала реквизиты.
Покупатель обратил внимание на то, что реквизиты, которые дал бухгалтер, отличались от данных фирмы. Не совпадало даже название компании и идентификационный номер. Во всех документах, включая счета-фактуры и накладные, было указано наименование неизвестной организации. В общем, испугавшись, что по таким документам налоговая инспекция не предоставит вычеты, фирма решила себя обезопасить.
Неожиданная неприятность
Через некоторое время в магазин Антоняна нагрянула выездная налоговая проверка. Ревизоры сразу заподозрили неладное. Уж слишком небольшой была выручка у магазина. Да еще к тому же при двух видах деятельности.
Искать долго проверяющим не пришлось. Они сразу наткнулись на множество ошибок. Причем даже просто арифметических. Кроме того, бухгалтер неверно считала налог на прибыль и НДС. К примеру, при расчете налога на добавленную стоимость Светлана Гришина необоснованно применяла ставку в 10 процентов, вместо положенных 20.
В результате инспекторы насчитали кругленькую сумму неуплаченных налогов. Было ясно, что дело попадает в разряд уголовных. Только по НДС чиновники нашли недоплату в несколько миллионов рублей, а еще пени и штрафы.
Следуя своей внутренней инструкции, инспекторы передали дело коллегам из налоговой полиции. И проверкой занялись оперативники.
Первое, что сделали полицейские, - провели выемку всех документов магазина. В руках проверяющих оказались данные "черной" бухгалтерии. Было ясно, что в течение года фирма вообще не отражала выручку от оптовой торговли. Ко всему прочему фирма неверно считала налог на добавленную стоимость, не вела раздельный учет. А все документы были оформлены неправильно. К примеру, в большинстве бумаг отсутствовали необходимые подписи, печати и другие реквизиты.
Три года условно
Проверяющим и доказывать, в сущности, ничего не пришлось. Все было настолько явно, что дело попало в суд через месяц после проверки. Хотя обычно на это может уйти и полгода, и год.
Генеральный директор Георгий Антонян признал свою вину частично. Он действительно сознался в том, что просил своего бухгалтера скрывать часть выручки. Однако об остальных ошибках он и понятия не имел. Как указал сам подсудимый, весь учет он доверил компетентному специалисту и особо в эти дела не вмешивался. Подписывал все документы, которые ему приносили, и рассчитывался с бюджетами. Такой порядок работы его вполне устраивал. А что там было на самом деле, он не знал.
Бухгалтер Светлана Гришина признала свою вину полностью. Она также созналась, что по поручению своего руководителя не отражала часть выручки и не рассчитывала с нее налоги. Кроме того, она не отрицала, что неверно оформляла документы. Однако единственное разумное объяснение, которое она смогла дать суду, коснулось зарплаты. Уровень заработка не устраивал бухгалтера, поэтому она и не проявляла особой внимательности в работе.
В результате суд признал виновными и гендиректора, и главбуха. Каждый из них получил по три года условно по пункту 2 статьи 199 Уголовного кодекса.
И. Соловьев,
начальник управления судебно-правовой защиты ГПУ МВД
"Московский бухгалтер", N 10, октябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007