Платежное поручение - срочно!
"Что это за зверь и с чем едят?" - именно так большинство посетителей бухгалтерских форумов отзываются о программе "Интернет-Банк-Клиент". Судя по количеству участников форума, эта тема стоит на повестке дня. А еще эту программу называют "Банк-Клиент". Но, как выяснил наш корреспондент, одно слово "интернет" меняет многое.
"Наличие в банке системы "Интернет-Банк-Клиент" - это некая планка сервиса, - не сомневаясь, говорили разработчики банковских программ, - в связи со взрывным ростом количества клиентов без этой программы в наши дни не обойтись". "Появились очереди, стали возникать проблемы - это неприятно. Ведь очень важно, чтобы между клиентом и операционистом были уважительные отношения, которые в ситуации очереди практически невозможны", - вспоминали о прошлом сотрудники столичных банков. Чтобы избежать неприятной ситуации, некоторые банки открыли новые отделения, другие - поставили "Интернет-Банк-Клиент".
"Интернет-Банк-Клиент" - программа, которая предлагает работу с платежными документами через интернет. Став клиентом этой системы, у бухгалтеров организаций появилась возможность не посещать банк, а отправлять платежки по каналам Всемирной паутины.
В управлении клиентских отношений не торопятся принципиально разделять обычный "Банк-Клиент" и "Интернет-Банк-Клиент". И тот и другой - разновидности онлайнового обслуживания. Но если с программой "Банк-Клиент" бухгалтер должен предварительно ознакомиться, то интернет многие используют в работе, поэтому "Интернет-Банк-Клиент" не требует спецподготовки. Единственный минус - не очень хорошее качество наших сетей. Но на этот факт операционисты не сразу обращают внимание клиентов, рассказывая об этой программе. Возможна ситуация, когда в режиме онлайн происходит обрыв связи, то есть набранные бухгалтером реквизиты документа будут потеряны. "Смотря в какое время отправляет бухгалтер платежки, - уточнил сотрудник отдела клиентских отношений Банка Москвы. - Если во время создания документа, то данные однозначно будут потеряны. Если во время передачи, то платежка все равно поступит в банк, но без официального статуса. В этом случае платежное поручение придется провести еще раз".
Также возможен набор платежки в режиме офлайн, когда у клиента нет постоянного доступа к интернету. Бухгалтер спокойно заполняет платежки, а потом, подключившись к Всемирной паутине, транспортирует их в банк.
Особенности
Как упоминалось ранее, система "Банк-Клиент" требует установки специальной программы. Программа устанавливается на определенный и единственный компьютер.
"Интернет-Банк-Клиент" не требует привязки к одному определенному компьютеру, что позволяет отправлять платежное поручение с любого компьютера, который подключен к интернету.
Обмен информацией между организацией и банком осуществляется только в зашифрованном виде. Документы подписываются электронными цифровыми подписями (ЭЦП) с использованием секретных ключей. Подобные меры предприняты для защиты информации. Как сказал сотрудник одного московского банка (по его просьбе мы не указываем его имя), по желанию руководителя фирмы для него может быть создана своя дискета с электронной подписью. Но информацию с этих магнитных носителей могут копировать. В связи с этим по условиям соглашения об использовании системы электронных расчетов плановую замену ключей проводят не реже одного раза в год.
Системы не требуют привозить в банк платежи на бумажных носителях. Так же как и получать выписки из банка. Однако у фирмы, которая использует "Интернет-Банк-Клиент", все равно остается возможность принести платежное поручение на бумаге.
Есть два варианта подключения к системе "Интернет-Банк-Клиент": модем и выделенный канал связи.
По мнению большинства опрошенных специалистов банков, модемом на данный момент мало кто пользуется. Гораздо удобнее иметь выход в интернет через выделенный канал. "Правда, обслуживание через выделенный канал связи обойдется немного дороже, чем модемное соединение, - говорят создатели программы. - Но зато вы всегда своевременно отправите платежку в банк. Разница в цене оправдает себя".
Приглядитесь
"Мы пока платежки возим в банк", - ответила Марина Леготина, главный бухгалтер торговой компании "Прометей". Насчет того, что их фирма в ближайшее время будет работать с "Интернет-Банк-Клиент", Марина не сомневается, поскольку их компания расширила свою деятельность. И если на данный момент она возит платежки в один банк, то в два или три банка она просто физически не успеет.
Елена Семенова, главный бухгалтер фармацевтической компании "Внутрифарм" считает, что преимущество "Интернет-Банк-Клиент" в том, что сроки отправления платежных поручений можно продлить. "Бумажную платежку в банке примут до 12 часов дня, а через "Интернет-Банк-Клиент" - и в 16.30", - сказала она.
"У нас соединение с банками только через модем. Очень неудобно, - поделилась наболевшим Людмила Гришина, главный бухгалтер торговой фирмы "Новые Черемушки". - Плохая модемная связь приносит неудобства в работе главного бухгалтера. В момент соединения с банком телефонные линии обычно перегружены. Приходится по несколько часов в день тратить, чтобы отправить поручение в банк. Мы сотрудничаем с восемью столичными банками. При этом после отправки платежа необходимо обязательно уточнить, принят документ или нет. Часто бывает так, что появляется информация: банк принял платежку. При проверке узнаем обратное", - объяснила Людмила.
Светлана Терехина, главный бухгалтер инвестиционной компании ЗАО "Нефтегазинвест", сказала, что они в течение двух лет работают с программой "Банк-Клиент". На данный момент у них установлена система "Интернет-Банк-Клиент":
"Модемное соединение - это прошлый век. Обслуживание через интернет проходит гораздо оперативнее. Многие руководители отдают предпочтение модемному соединению, поскольку считают, что так информация о компании более защищена. А иногда полностью исключают потерю данных. На самом деле все зависит от того, насколько надежны сотрудники компании", - уверенно сказала она.
По закону "Интернет-Банк-Клиент" регламентируется законом Федеральный закон от 10 января 2002 г. 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи";
Временное Положение ЦБ РФ от 10 февраля 1998 г. 17-П "О порядке приема к исполнению поручений владельцев счетов, подписанных аналогом и собственноручной подписи, при проведении безналичных расчетов кредитными организациями".
Факты
Возможности программы "Интернет-Банк-Клиент":
- ввод, редактирование и печать платежных документов клиента;
- экспорт документов в банк;
- получение справки по отправленным в банк документам;
- получение выписки из банка по счетам за определенный период времени;
- отслеживание текущего состояния счетов.
Минимальная конфигурация компьютера для работы по обеим системам:
1. Процессор Pentium 133 и выше.
2. Оперативная память: не менее 64 Мб.
3. Цветной дисплей с адаптером TGA или VGA.
4. Жесткий диск: не менее 2 Гб.
5. Windows совместимый модем.
Необходимые программные средства:
1. Операционная система Windows 95, 98, ME,NT, 2000 или XP.
2. Internet Explorer 5,0 и выше.
3. Data Access Object (DAO) 3,5 и выше.
С. Григорьева
"Московский бухгалтер", N 10, октябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007