г.Калуга |
|
17 ноября 2014 г. |
Дело N А14-8818/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.11.2014.
Постановление изготовлено в полном объёме 17.11.2014.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Шильненковой М.В. |
Судей
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Козелкина И.И. Сладкопевцевой Н.Г.
Макаренко Е.В. |
| |
при участии в заседании: |
|
от истца:
от ответчика: |
Рубцовой Е.И. (дов. N Д- ВР/61/14 от 05.05.2014),
Лаврентьева А.Н.(дов. N 36АВ 0776694 от 26.12.2012), Кияновой О.Ю. (дов. 36АВ 0776701 от 26.12.2012),
|
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Воронежской области кассационную жалобу ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.05.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 по делу N А14-8818/2013,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго", ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107, (далее - ОАО "МРСК Центра") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к открытому акционерному обществу "Воронежская энергосбытовая компания", ОГРН 1043600070458, ИНН 3663050467, (далее - ОАО "ВЭСК") о взыскании 687 941 262 руб. 89 коп. задолженности за поставленную электрическую энергию для компенсации потерь в сетях в сентябре-декабре 2012 года по договору N 40119831/4636002939 от 29.03.2010 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 30.05.2014 (судья Кривотулова Т.И.), оставленным без изменения потановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 (судьи Алферова Е.Е., Маховая Е.В., Яковлев А.С.), в удовлетворении исковых требований отказано.
Ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, ОАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене решения Арбитражного суда Воронежской области от 30.05.2014 и постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 как незаконных.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представители ответчика просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё ОАО "ВЭСК", судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 30.11.2011 между ОАО "МРСК Центра" (исполнитель) и ОАО "Воронежская энергосбытовая компания" (заказчик) заключен договор N 01-2012/40483231 оказания услуг по передаче электрической энергии, согласно условиям которого исполнитель обязался оказать заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю и (или) смежной сетевой организации на праве собственности или ином законом основании, а заказчик - оплатить оказанные услуги в порядке, установленном договором.
Во исполнение условий договора ОАО "МРСК Центра" оказано в сентябре-декабре 2012 года ответчику услуг по передаче электрической энергии в объеме 377 202 923 кВт.ч. на общую сумму 539 128 967,50 руб., что подтверждается актами об оказании услуг от 30.09.2012, от 31.10.2012, от 30.11.2012, от 31.12.2012.
Ссылаясь на то, что оказанные услуги оплачены заказчиком лишь частично, что привело к образованию задолженности в размере 687 941 262 руб. 89 коп., ОАО "МРСК Центра" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 3, пунктами 2, 3 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) услуги по передаче электроэнергии представляют собой комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемых потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями).
Услуги по передаче электрической энергии являются естественно монопольной деятельностью, подлежащей ценовому регулированию в порядке, определенном Основами ценообразования в области регулирования тарифов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования N 1178).
В соответствии с абзацем 1 пункта 81 Основ ценообразования предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной службой по тарифам дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения на долгосрочный период или очередной год. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают единые (котловые) тарифы, а также иные тарифы в соответствии с регламентом, утверждаемым Федеральной службой по тарифам.
Согласно абзацам 11-13 пункта 81 Основ ценообразования N 1178 цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в отношении иных категорий потребителей устанавливаются одновременно в 2 вариантах: - двухставочная цена (тариф) в виде ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, и ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях; - одноставочная цена (тариф) в расчете на 1 киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях.
Абзацами 15-19 пункта 81 Основ ценообразования предусмотрено, что до 31.12.2012 для расчетов за услуги по передаче электроэнергии по электросетям территориальных сетевых организаций гарантирующие поставщики, действующие в интересах потребителей (за исключениями, установленными в данном пункте Основ ценообразования), имели право самостоятельно выбирать вариант тарифа на период регулирования путем направления письменного уведомления в сетевую организацию в течение одного месяца со дня официального опубликования тарифных решений. При отсутствии указанного уведомления расчеты должны производиться по варианту тарифа, применявшемуся в предшествующий расчетный период регулирования. Иное допускалось по взаимному соглашению сторон.
Гарантирующие поставщики (энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации) в расчетах за услуги по передаче электрической энергии, оказанные территориальными сетевыми организациями, начиная с 01.01.2013 применяют только цены (тарифы), выбранные обслуживаемыми ими потребителями (абзац 17 пункта 81 Основ ценообразования N 1178).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" в нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения на розничном рынке электроэнергии, внесены изменения, в том числе в порядок расчета объема обязательств по передаче электроэнергии.
Так, согласно пункту 15(1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), пункту 81 Основ ценообразования по новым правилам обязательства потребителя услуг определяются в размере стоимости оказанных услуг. Стоимость услуг зависит от объема оказанных услуг по передаче электрической энергии и тарифа на эти услуги. Объем услуг рассчитывается в зависимости от выбранного потребителем тарифа на данные услуги и определяется исходя из фактического объема потребления электроэнергии (при одноставочном тарифе) или из фактического объема потребления электроэнергии и величины фактической мощности (при двухставочном тарифе).
В пункте 81 Основ ценообразования N 1178 гарантирующим поставщикам до конца 2012 года сохранено право выбора варианта тарифа на период регулирования. С 2013 года гарантирующие поставщики для услуг по передаче электроэнергии должны применять тарифы, выбранные обслуживаемыми ими потребителями. Двухставочный тариф может быть выбран только в том случае, если энергопринимающие устройства оборудованы интервальными приборами учета.
Таким образом, новые правила расчетов за услуги по передаче электроэнергии предусматривают расчет объема услуг по величине фактической мощности (при применении двухставочного тарифа), а также расчет сетевой организации с гарантирующим поставщиком в том же порядке, в котором с последним рассчитывается конечный потребитель электроэнергии.
Постановление Правительства РФ N 442 вступило в силу 12.06.2012, стало обязательным для сторон публичных договоров, и его действие распространилось на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (статья 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике").
В то же время из абзаца 5 пункта 15(1) Правил N 861, введенного Постановлением N 442, в единстве с указанными нормами Основ ценообразования N 1178 следует, что в отношениях между гарантирующими поставщиками, действующими в интересах обслуживаемых ими по договорам энергоснабжения потребителей электрической энергии, и сетевыми организациями новые правила расчетов вводились в обязательном порядке с 01.01.2013. Сетевая организация не имела права требовать применения иного способа определения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии. Соответственно, до этой даты действовали прежние правила, если стороны не договорились об ином.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 N 2620/14.
Федеральным конституционным законом от 04.06.2014 N 8-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и статью 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации", статьей 170 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что разъяснения по вопросам судебной практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами, данные Пленумом и Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ, сохраняют свою силу до принятия соответствующих решений Пленумом Верховного Суда РФ.
Кроме того, пунктом 7.6 договора сторон прямо указано, что в расчетном периоде не допускается изменение варианта тарифа, если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон.
Право ОАО "Воронежская энергосбытовая компания" на выбор варианта тарифа на 2012 год было реализовано путем направления соответствующих писем от 13.01.2012 N 04-03/90, от 09.04.2012 N 12-13/120 в адрес истца, то есть до вступления в силу Постановления Правительства РФ N 442.
При этом из материалов дела не усматривается, что гарантирующим поставщиком и сетевой организацией было достигнуто соглашение относительно перехода на новый порядок расчетов досрочно, то есть до 01.01.2013, и доказательства обратного заявителем кассационной жалобы в нарушение требований ст. 65 АПК РФ не представлены.
ОАО "ВЭСК" не уведомляло истца о смене варианта тарифа на одноставочный, согласия по этому вопросу сторонами также не достигнуто.
При указанных обстоятельствах, арбитражный суд прищел к обоснованному выводу о том, что в спорный период (сентябрь-декабрь 2012 года) расчет между сторонами должен производиться по прежнему варианту тарифа (двухставочному) и по прежним правилам, предусматривающим право заказчика услуг на выбор тарифа и определение объема взаимных обязательств по величине заявленной мощности, в связи с чем в удовлетворении настоящего иска правомерно отказано.
Ссылка заявителя жалобы на нарушение судом при принятии обжалуемых судебных актов норм процессуального права, поскольку мотивировочная часть решения суда содержит ссылки на постановления арбитражного суда округа и определения Высшего Арбитражного Суда РФ, верно отклонена апелляционным судом, поскольку в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ такие ссылки не являются безусловным основанием для отмены обжалуемого решения суда области., не нарушают права и законные интересы заявителя, и доказательства обратного истцом не представлены.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения настоящего спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования арбитражного суда и им дана надлежащая правовая оценка, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы арбитражного суда, а выражают лишь несогласие с ними. Переоценка доказательств в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для удовлетворения настоящей кассационной жалобы, не установлено.
Руководствуясь ст.287 ч.1 п.1, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.05.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 по делу N А14-8818/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
М.В.Шильненкова |
Судьи |
И.И.Козелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановление Правительства РФ N 442 вступило в силу 12.06.2012, стало обязательным для сторон публичных договоров, и его действие распространилось на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (статья 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике").
В то же время из абзаца 5 пункта 15(1) Правил N 861, введенного Постановлением N 442, в единстве с указанными нормами Основ ценообразования N 1178 следует, что в отношениях между гарантирующими поставщиками, действующими в интересах обслуживаемых ими по договорам энергоснабжения потребителей электрической энергии, и сетевыми организациями новые правила расчетов вводились в обязательном порядке с 01.01.2013. Сетевая организация не имела права требовать применения иного способа определения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии. Соответственно, до этой даты действовали прежние правила, если стороны не договорились об ином.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 N 2620/14.
...
Право ОАО "Воронежская энергосбытовая компания" на выбор варианта тарифа на 2012 год было реализовано путем направления соответствующих писем от 13.01.2012 N 04-03/90, от 09.04.2012 N 12-13/120 в адрес истца, то есть до вступления в силу Постановления Правительства РФ N 442."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 ноября 2014 г. N Ф10-3715/14 по делу N А14-8818/2013