Резолютивная часть постановления изготовлена 17.06.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 22.06.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего: Козелкина И.И.
судей: Чадова В.М.
Чистовой И.В.
при участии в заседании:
от истца:
не явился, извещен
от ответчика:
не явился, извещен не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Открытого акционерного общества "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК-Центра" - "Орелэнерго" на решение Арбитражного суда Орловской области от 14 декабря 2010 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2011 года по делу N А48-3702/2010,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра - "Орелэнерго", г. Орел (далее - ОАО "Орелэнерго") обратилось в Арбитражный суд Орловской области с иском к Администрации городского поселения Знаменка Орловского района Орловской области, Орловская область, Орловский район (далее - Администрация городского поселения Знаменка - ответчик) о взыскании 60 521 руб. 76 коп. стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электроэнергии за период февраль - март 2010 года (с учетом уточнения иска в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 14.12.2010 (судья Юдина А.Н.) в иске отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2011 (судьи Колянчикова Л.А., Алферова Е.Е., Шеин А.Е.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не соглашаясь с вынесенными по делу судебными актами, ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра - "Орелэнерго" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 14.12.2010 и постановление суда апелляционной инстанции от 16.03.2011 и принять новый судебный акт.
При этом заявитель жалобы ссылается на то, что судом не дана надлежащая оценка письму (заявке) Администрации городского поселения Знаменка N 178 от 14.04.2010 года и копии Приложения N 4 к государственному контракту энергоснабжения N 3171254 от 01.01.2010 года, согласно которым ответчик обратился к истцу с просьбой включить объекты: КНС ул. Школьная, санузел п. Дормаш, уличное освещение по ул. Автодорожная, уличное освещение по ул. Первомайская (напротив домов N 44, 45), учетный прибор на уличное освещение по ул. Геологов и Обручева, которые не были включены в указанный государственный контракт в договор на поставку электрической энергии, считает, что тем самым, ответчик подтверждает факт бездоговорного потребления им электроэнергии.
Заявитель жалобы указал, что платежным документом от 27.05.2010 ответчиком частично произведена оплата в размере 11 920 руб. 47 коп. за бездоговорное потребление электроэнергии, однако данный платежный документ, подтверждающий оплату электроэнергии в спорный период, по мнению заявителя жалобы, отсутствует в материалах дела.
Заявитель жалобы ссылается также на то, что составленные акты о бездоговорном потреблении N 10, 11, 13 от 28.02.2010 года и N 17, 18, 19, 20 от 31.03.2010 года подписаны заместителем главы администрации городского поселения Знаменка Барсуковой Т.П. и скреплены печатью ответчика, которыми, по его мнению, установлено количество бездоговорного потребления электроэнергии.
Представители истца и ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, арбитражный кассационный суд в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, арбитражный кассационный суд не находит оснований для её удовлетворения и отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом, 01.01.2010 года между ОАО "Орловская сбытовая компания" (далее - ОАО "Орелэнергосбыт") и Администрацией поселка Знаменка Орловского района Орловской области был заключен государственный контракт N 3171254, по которому поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии, а также путем заключения договоров с третьими лицами, обеспечить передачу электрической энергии по электрическим сетям сетевых организаций, участвующих в подаче электрической энергии покупателю, и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а покупатель обязуется покупать и оплачивать электрическую энергию и оказанные услуги на условиях настоящего договора.
Пунктом 2.3.1 контракта предусмотрено, что покупатель обязан принимать электрическую энергию (мощность) в точках поставки, фиксируемых сторонами в Приложении N 4, в объемах согласно Приложению N 1, и оплачивать электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги согласно условиям настоящего договора.
Согласно Приложению N 4 к государственному контракту N 3171254 от 01.01.2010 года точками поставки электрической энергии, поставляемой покупателю, являются: здание администрации: Орловская область, Орловский район, п. Знаменка, ул. Советская, 21; котельная: Орловская область, Орловский район, п. Знаменка, ул. Советская, 21; уличное освещение: Орловская область, Орловский район, п. Знаменка, ул. Советская; уличное освещение: Орловская область, Орловский район, п. Знаменка, ул. Ленина; уличное освещение: Орловская область, Орловский район, п. Знаменка, ул. 7-е Ноября; уличное освещение: Орловская область, Орловский район, п. Знаменка; уличное освещение: Орловская область, Орловский район, п. Знаменка; уличное освещение: Орловская область, Орловский район, п. Знаменка, ул. Горького.
В результате очередного обследования Администрации городского поселения Знаменка Орловского района Орловской области, как потребителя электроэнергии, на предмет проверки работы приборов учета и порядка технологического присоединения к сетям сетевой организации было обнаружено самовольное, без разрешения энергоснабжающей организации, подключение токоприборников к электросети с целью использования электроэнергии для подключения электрооборудования.
Данные факты были зафиксированы в актах о бездоговорном пользовании электроэнергии N 10 от 28.02.2010 года; N 11 от 28.02.2010 года; N 13 от 28.02.2010 года; N 17 от 31.10.2010 года; N 18 от 31.03.2010 года; N 19 от 31.03.2010 года; N20 от 31.03.2010 года. Произведен расчет количества бездоговорного потребления электроэнергии, из которого следует, что стоимость выявленного объема бездоговорного потребления электроэнергии составила 72 442 руб. 23 коп. При этом бездоговорное потребление электроэнергии имело место на следующих объектах: КНС ул. Школьная; уличное освещение ул. Обручева, ул. Геологов; санузел п. Дормаш; уличное освещение ул. Автодорожная.
04.05.2010 года истец направил ответчику претензию, в которой просил оплатить стоимость выявленного объема бездоговорного потребления электроэнергии в размере 72 442 руб. 23 коп. до 25.05.2010 года.
Ссылаясь на то, что ответчик не исполнил свои обязательства по оплате, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции и арбитражный апелляционный суд пришли к выводу об отсутствии оснований для взыскания 60 521 руб. 76 коп. стоимости объема бездоговорного потребления электроэнергии.
Данные выводы суд кассационной инстанции находит соответствующими законодательству и материалам дела.
При этом суды обеих инстанций правомерно исходили из того, что спорные отношения вытекают из договора энергоснабжения.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно п. 151 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период формирования электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила 530) субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и сетевые организации, вправе проводить проверки соблюдения потребителями условий заключенных договоров, определяющих порядок учета поставляемой электрической энергии, а также наличия у потребителей оснований для потребления электрической энергии.
При этом, согласно п. 152 Правил N 530 по факту выявленного безучетного потребления электрической энергии или бездоговорного потребления электрической энергии составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии, на основании которого осуществляются расчеты за потребленную таким образом электрическую энергию. В акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные о потребителе или лице, осуществляющем бездоговорное потребление электрической энергии, способе и месте осуществления выявленного нарушения, описание приборов учета на момент составления акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, по выявленному факту и его претензии к составленному акту (в случае их наличия).
Объем безучетного потребления электрической энергии определяется за весь период, истекший с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния точки поставки на розничном рынке (места присоединения энергопринимающего оборудования к электрическим сетям), уровня энергопотребления и состояния приборов учета потребителя либо, если указанная проверка не была проведена по вине сетевой организации, - с даты, не позднее которой она должна быть проведена (п. 155 Правил N 530).
Стоимость выявленного объема безучетного потребления электрической энергии взыскивается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) с потребителя по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии) на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии (п. 156 Правил N 530).
Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что в результате проведенной представителями ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра - "Орелэнерго" проверки работы приборов учета и порядка технологического присоединения к сетям сетевой организации, установлен факт самовольного, без разрешения энергоснабжающей организации, подключения токоприборников к электросети с целью использования электроэнергии для подключения электрооборудования.
Выявленные нарушения зафиксированы в актах N 10, 11, 13 от 28.02.2010 года и N 17, 18, 19, 20 от 31.03.2010 года о бездоговорном потреблении электроэнергии.
При составлении актов бездоговорного пользования электроэнергии за период февраль-март 2010 года при проверке КНС ул. Школьная; уличное освещение ул. Обручева, ул. Геологов; санузел п. Дормаш; уличное освещение ул. Автодорожная присутствовал заместитель главы администрации пгт Знаменка Барсукова Т.П., которая подписала указанные акты.
Согласно заявки на кассовый расход N 0232 от 27.05.2010, Администрацией городского поселения Знаменка произведена оплата объема выявленного объема бездоговорного потребления электроэнергии находящихся на балансе администрации объектах: уличное освещение по ул. Обручева; уличное освещение по ул. Геологов; уличное освещение по ул. Автодорожная.
Неоплаченными остались акты о бездоговорном потреблении объектами: КНС по ул. Школьная и санузел по ул. Дормаш на сумму 60 521 руб. 76 коп..
Из материалов дела усматривается, что 28.05.2010 года между МУЖКП "Знаменское" и Администрацией городского поселения Знаменка был заключен договор N 7 о передаче социально значимых объектов в муниципальную собственность, согласно которому МУЖКП "Знаменское" на основании п. 5 ст. 132 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" передает, а Администрация городского поселения Знаменка принимает в муниципальную собственность социально значимые объекты, указанные в приложении 1 к настоящему договору, расположенные на территории городского поселения Знаменка Орловского района Орловской области, в том числе объекты энергопотребления: КНС ул. Школьная и санузел п. Дормаш.
Из указного следует, что спорные объекты энергопотребления до 28.05.2010 года находились на балансе МУЖКП "Знаменское".
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Основываясь на вышеназванной норме права и учитывая, что спорные объекты перешли на баланс Администрации городского поселения Знаменка Орловского района Орловской области после 28.05.2010 года, суд пришел к правильному выводу о том, что обязанность по оплате электроэнергии, потребленной указанными объектами, возникла у ответчика только с 28.05.2010 года, то есть по истечении спорного периода.
Доводы заявителя кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права.
Переоценка обстоятельств, установленных арбитражным судом, не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения арбитражного суда и им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 14 декабря 2010 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2011 года по делу N А48-3702/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Козелкин И.И. |
Судьи |
Чадов В.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Объем безучетного потребления электрической энергии определяется за весь период, истекший с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния точки поставки на розничном рынке (места присоединения энергопринимающего оборудования к электрическим сетям), уровня энергопотребления и состояния приборов учета потребителя либо, если указанная проверка не была проведена по вине сетевой организации, - с даты, не позднее которой она должна быть проведена (п. 155 Правил N 530).
Стоимость выявленного объема безучетного потребления электрической энергии взыскивается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) с потребителя по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии) на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии (п. 156 Правил N 530).
...
Из материалов дела усматривается, что 28.05.2010 года между МУЖКП "Знаменское" и Администрацией городского поселения Знаменка был заключен договор N 7 о передаче социально значимых объектов в муниципальную собственность, согласно которому МУЖКП "Знаменское" на основании п. 5 ст. 132 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" передает, а Администрация городского поселения Знаменка принимает в муниципальную собственность социально значимые объекты, указанные в приложении 1 к настоящему договору, расположенные на территории городского поселения Знаменка Орловского района Орловской области, в том числе объекты энергопотребления: КНС ул. Школьная и санузел п. Дормаш.
...
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 июня 2011 г. N Ф10-2220/11 по делу N А48-3702/2010