город Калуга |
|
19 ноября 2014 г. |
Дело N А09-1493/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.11.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.11.2014.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Сладкопевцевой Н.Г. |
судей |
Егоровой С.Г. |
|
Шильненковой М.В. |
при участии в заседании: |
|
от истца Прокуратура Брянской области |
Богданова Н.С. -дов. N 08-2014 от 13.01.2014 |
от ответчика Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации
от ответчика ООО "КОЛЛЕКТОР"
от третьего лица Управление ветеринарии Брянской области
от третьего лица Правительство Брянской области |
Кучер Е.А. - дов. от 27.12.2013
не явилось, извещено
не явилось, извещено
не явилось, извещено |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Федоровым М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области кассационную жалобу Прокуратуры Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 17.04.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 по делу N А09-1493/2014,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Брянской области обратилась в Арбитражный суд Брянской области с иском к Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации (далее - комитет) и ООО "Коллектор" (далее - общество), в котором просил признать недействительным муниципальный контракт от 09.01.2014 N 0127300013113002501_123266 на выполнение работ по отлову безнадзорных животных.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен субъект Российской Федерации - Брянская область в лице Правительства Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 17.04.2014, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014, исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, прокуратура Брянской области обратилась в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что спорный муниципальный контракт является ничтожной сделкой в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку органы местного самоуправления не вправе заключать муниципальные контракты на выполнение работ по отлову безнадзорных животных. Заключение спорного контракта относится к полномочиям субъекта Российской Федерации - Брянской области.
Заявитель считает, что заключение спорного контракта противоречит положениям Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статьи 26.1, 26.3), Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (статьи 2, 3), Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (статьи 2, 3, 4). При этом Прокуратура Брянской области в жалобе отмечает, что передача муниципальному образованию отдельных полномочий субъекта Российской Федерации возможна на основании закона субъекта Российской Федерации, а не на основании Постановления Правительства субъекта Российской Федерации.
Ответчик ООО "КОЛЛЕКТОР" и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела, между Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации по результатам открытого аукциона в электронной форме и ООО "Коллектор" заключен муниципальный контракт от 09.01.2014 N 0127300013113002501_123266 на выполнение работ по отлову безнадзорных животных.
Полагая, что указанный контракт является ничтожной сделкой и подлежит признанию недействительным, поскольку заключен в отсутствие на то полномочий, первый заместитель прокурора Брянской области обратился в арбитражный суд Брянской области с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, ссылаясь на положения ст.ст. 16, 16.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" исходил из того, что установление порядка отлова и содержания безнадзорных животных относится к мерам по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, указанные полномочия относятся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации, однако такие полномочия не относятся к исключительной компетенции данных органов.
Кроме того, арбитражный суд указывает на то, что субъектом Российской Федерации - Брянской областью принят Закон Брянской области от 13.06.2013 N 41-З "О регулировании некоторых вопросов в сфере содержания домашних животных и обращения с безнадзорными животными в Брянской области", в соответствии с которым безнадзорные животные подлежат отлову уполномоченными организациями в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Правила отлова, транспортировки и содержания безнадзорных животных утверждаются нормативными правовыми актами Правительства Брянской области.
Постановлением Администрации Брянской области от 28.05.2009 N 508 утверждены Правила отлова, транспортировки и содержания безнадзорных и бродячих кошек и собак в Брянской области, в соответствии с которыми отлов безнадзорных и бродячих кошек и собак, а также транспортировку их в стационар для возвращения под опеку жителям и организациям или размещение в пункте временного содержания (приюте) осуществляют организации по отлову, определяемые органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов.
На основании вышеизложенного арбитражный суд пришел к выводу о том, что субъект Российской Федерации - Брянская область наделил муниципальное образование полномочиями на определение организации, осуществляющей отлов безнадзорных животных на территории муниципального образования.
Суд кассационной инстанции считает, что сделанные в обжалуемых судебных актах выводы арбитражного суда нельзя признать основанными на надлежащей оценке имеющих правовое значение для правильного разрешения спора вопросов в силу следующего.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно пп. 49 п. 2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (пункт 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), что, в частности, означает, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны осуществлять нормативно-правовое регулирование в данной сфере, предусматривающее как принятие самих правил содержания и выгула домашних животных, отлова безнадзорных животных на территории субъекта Российской Федерации, так и перечень конкретных мер по регулированию численности, отлову безнадзорных животных, созданию и содержанию приютов для них, определению круга лиц, обязанных осуществлять эти меры за счет средств регионального бюджета. При этом такое регулирование должно осуществляться в пределах собственных полномочий и в соответствии с действующими федеральными нормами, не нарушать основных принципов государственно-правового устройства, в частности, принципа самостоятельности местного самоуправления в Российской Федерации.
В силу пункта шестого статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, в том числе, пп. 49, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Вместе с тем, арбитражным судом не дана оценка доводу Прокуратуры Брянской области о том, что спорные полномочия переданы ненадлежащим нормативным правовым актом - Постановлением Администрации Брянской области от 28.05.2009 N 508.
В силу п. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
Таким образом, из положений названных законов следует, что субъект Российской Федерации вправе осуществлять правовое регулирование вопросов организации проведения на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, а также наделять названными полномочиями органы местного самоуправления.
В обоснование передачи спорных полномочий субъектом муниципальному образованию Законом Брянской области от 13.06.2013 N 41-З "О регулировании некоторых вопросов в сфере содержания домашних животных и обращения с безнадзорными животными в Брянской области" арбитражным судом не указаны конкретные положения названного Закона, в силу которых была осуществлена передача
указанных полномочий.
Кроме того, арбитражным судом не учтено следующее.
В силу п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Пунктом 4 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти своих полномочий, не допускается.
Согласно п. 5 ст. 19 названного Закона финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Как предусмотрено п. 3 ч. 6 ст. 19 данного Закона закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должен содержать, в том числе, способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты.
Пунктом 7 названной статьи установлено, что положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.
Вместе с тем, арбитражным судом не исследовался вопрос выделения субъектом РФ местному бюджету субвенций на осуществление мероприятий по спорным полномочиям.
Ссылка арбитражного суда на положения части 2 статьи 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" о том, что органы местного самоуправления вправе участвовать в осуществлении государственных полномочий, является необоснованной, так как такое участие возможно, если это предусмотрено федеральными законами или, если иные, решаемые органами местного самоуправления вопросы, не отнесены к компетенции органов государственной власти субъекта РФ, что арбитражным судом в рамках рассмотрения настоящего спора не установлено.
С учетом изложенного, принимая во внимание нарушение арбитражным судом норм материального права, а также отсутствие со стороны суда оценки соблюдения предусмотренного п.п. 2, 5, 7 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядка наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с выделением необходимых финансовых ресурсов, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.287, ч.1-3 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 17.04.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 по делу N А09-1493/2014 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Сладкопевцева Н.Г. |
Судьи |
Егорова С.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка арбитражного суда на положения части 2 статьи 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" о том, что органы местного самоуправления вправе участвовать в осуществлении государственных полномочий, является необоснованной, так как такое участие возможно, если это предусмотрено федеральными законами или, если иные, решаемые органами местного самоуправления вопросы, не отнесены к компетенции органов государственной власти субъекта РФ, что арбитражным судом в рамках рассмотрения настоящего спора не установлено.
С учетом изложенного, принимая во внимание нарушение арбитражным судом норм материального права, а также отсутствие со стороны суда оценки соблюдения предусмотренного п.п. 2, 5, 7 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядка наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с выделением необходимых финансовых ресурсов, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19 ноября 2014 г. N Ф10-3756/14 по делу N А09-1493/2014