Резолютивная часть постановления объявлена 20.06.2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.06.2011 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Чистова И.В.
Судей
Козелкина И.И.
Сладкопевцевой Н.Г.
при участии в заседании:
от истца:
не явился
от ответчика:
не явился
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Копейка Девелопмент" на решение Арбитражного суда Тульской области от 22 декабря 2010 г. (судья Алешина Т.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2011 г. (судьи Можеева Е.И., Заикина Н.В., Еремичева Н.В.) по делу N А68-7303/2010,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Копейка Девелопмент", г. Москва, ОГРН 1027739015402, (далее ООО "Копейка Девелопмент"), обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском к Открытому акционерному обществу "Тульская энергосбытовая компания", г. Тула, ОГРН 1067105008376, (далее ОАО "ТЭК"), о взыскании 514066,87 руб. неосновательного обогащения за 2009 год и 23240,11 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 22.12.2010 в иске отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Ссылаясь на несоответствие выводов арбитражного суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, ООО "Копейка Девелопмент" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тульской области от 22.12.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2011 отменить, иск удовлетворить.
Представитель ОАО "ТЭК", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте Федерального арбитражного суда Центрального округа, в судебное заседание не явился.
ООО "Копейка Девелопмент", надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного разбирательства, заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, арбитражный кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено арбитражным судом, между ОАО "ТЭК" (энергоснабжающая организация) и ООО "Копейка Девелопмент" (абонент) заключен договор N 4592 от 01.10.2007 на снабжение электрической энергией, согласно которому энергоснабжающая организация обязалась поставлять абоненту электрическую энергию в соответствии с условиями настоящего договора и в объемах потребления согласно приложению N 1, а абонент обязался оплачивать принятую энергию.
В приложении N 1 к договору сторонами согласованы объемы потребления электроэнергии на 2008, а также указана заявленная мощность 200 кВт.
В течение 2009 ОАО "ТЭК" предъявляло к оплате, а ООО "Копейка Девелопмент" оплачивало полученную электроэнергию, исходя из тарифа на 2009, утвержденного постановлением Департамента Тульской области по тарифам N 31/4 от 17.12.2008 для потребителей с числом часов используемой мощности (ЧЧИМ) менее 5000 МВт.ч.
Ссылаясь на то, что примененный ОАО "ТЭК" в 2009 году тариф на электроэнергию с ЧЧИМ менее 5000 МВт.ч, противоречит пролонгированным условиям договора сторон, ООО "Копейка Девелопмент" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по делу, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Согласно нормам Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и Федерального закона "Об электроэнергетике" тарифы на поставляемую электрическую энергию регулируются государством посредством установления экономически обоснованных тарифов на электрическую энергию и (или) их предельных уровней.
В соответствии с пунктом 58 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы), пунктом 7 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее Методические указания), регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, устанавливаются регулирующим органом одновременно в 3 вариантах: 1) одноставочный тариф, включающий в себя полную стоимость 1 киловатт-часа поставляемой электрической энергии и мощности; 2) двухставочный тариф, включающий в себя ставку за 1 киловатт-час электрической энергии и ставку за 1 киловатт установленной генерирующей мощности; 3) одноставочный (двухставочный) тариф, дифференцированный по зонам (часам) суток.
Потребители, в том числе покупающие часть электрической энергии (мощности) на оптовом рынке, самостоятельно выбирают для проведения расчетов за электрическую энергию (мощность) на розничном рынке один из указанных вариантов тарифа, уведомив об этом организацию, поставляющую ему электрическую энергию (мощность), не менее чем за месяц до вступления в установленном порядке в силу указанных тарифов. При отсутствии такого уведомления расчет за электрическую энергию (мощность), если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон, производится по варианту тарифа, действовавшему в период, предшествующий расчетному. В расчетном периоде регулирования не допускается изменения варианта тарифа, если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон.
Согласно п. 47 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии, оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2008, (далее Правила N 861), величина заявленной мощности определяется в отношении каждой точки присоединения и не может превышать присоединенную мощность в соответствующей точке присоединения к сети этого потребителя услуг. Потребитель услуг не менее чем за 8 месяцев до наступления очередного периода регулирования тарифов должен уведомить сетевую организацию о величине заявленной мощности на предстоящий календарный год. В случае отсутствия уведомления потребителя услуг о величине заявленной мощности при установлении тарифов принимается величина присоединенной мощности энергопринимающего устройства потребителя услуг, если договором предусмотрена возможность использования в таком случае величины присоединенной мощности в целях определения обязательств по договору.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Постановления Правительства РФ N 861 следует читать как "от 27.12.2004 г"
В соответствии с п.п. 5.2-5.3 договора оплата электрической энергии и оказанных услуг производится по цене и (или) в соответствии с порядком определения цены, установленном в соответствии с положениями действующих на момент оплаты федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также актов уполномоченных органов власти в области государственного регулирования тарифов. В случае, если в ходе исполнения договора вступил в силу нормативный правовой акт, изменяющий порядок определения цены по договору, или уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов принят акт об установлении новой цены, стороны с момента введения его (ее) в действие при осуществлении расчетов по договору обязаны применять новый порядок определения цен и (или) новую цену.
Постановлением Департамента Тульской области по тарифам N 31/4 от 17.12.2008 "О тарифах на электрическую энергию" установлены три варианта тарифов на электроэнергию, реализуемую ОАО "ТЭК" потребителям, в том числе с 01.01.2009 введен одноставочный тариф для потребителей, дифференцированный в зависимости от величины числа часов использования мощности.
Арбитражным судом установлено и заявителем не оспаривается, что для расчетов за электроэнергию в 2008 потребителем избран и сторонами применялся одноставочный тариф. Об изменении варианта тарифа на 2009 ответчик энергоснабжающей организации не заявил. Поэтому истцом правомерно в соответствии с п. 58 Основ применен при расчетах за электроэнергию в 2009 ранее действовавший вариант тарифа - одноставочный, дифференцированный по величине ЧЧИМ.
Определение указанной величины, исходя из заявленной мощности, в спорный период не представлялось возможным, так как ответчик в нарушение п. 47 Правил N 861 не уведомил сетевую организацию и поставщика о величине заявленной мощности на 2009.
Доводы заявителя о том, что в отсутствии такого уведомления подлежала применению величина заявленной мощности, согласованная в 2008, не основан на вышеуказанных нормах законодательства, предусматривающих порядок и сроки ежегодного уведомления потребителем поставщика и сетевой организации о варианте избранного тарифа и величине заявленной мощности, от которой в спорном случае зависит конкретный размер тарифа, подлежащего применению при расчетах за электроэнергию.
Согласно п. 64 Методических указаний одноставочный тариф (цена) покупки электрической энергии (мощности), поставляемой потребителям и покупателям - субъектам розничного рынка (кроме населения), рассчитывается исходя из ставок за электрическую энергию и мощность и дифференцируется в зависимости от числа часов использования заявленной мощности.
Принцип расчета числа часов использования мощности определен в пункте 69 Методических указаний, согласно которому по каждому потребителю, вошедшему в группу, определяется годовой объем электропотребления и нагрузка в отчетные часы утреннего и вечернего пика (максимума).
Поскольку, как следует из материалов дела, у потребителя отсутствовало специальное оборудование для определения нагрузки в отчетные часы утреннего и вечернего пика (максимума), оснований для применения п. 69 Методических указаний для расчета числа часов использования мощности у ответчика не было
Вместе с тем, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что в виду отсутствия от ООО "Копейка Девелопмент" заявки о величине заявленной мощности на 2009, а также в связи с отсутствием при указанных обстоятельствах иного, установленного законом способа определения цены подлежащей оплате в спорный период электроэнергии, ОАО "ТЭК" правомерно применило к истцу в 2009 году одноставочный тариф, рассчитав его из фактического годового потребления абонентом электроэнергии за 2008 год и присоединенной мощности, применительно к порядку, установленному п. 47 Правил N 861.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что договором сторон возможность использования величины присоединенной мощности в целях определения обязательств по договору не была предусмотрена, не основаны на материалах дела, из которых следует, что присоединенная мощность согласована сторонами в приложении N 1 к договору N 4592 от 01.10.2007.
Кроме того, суд кассационной инстанции принимает во внимание то обстоятельство, что истец в январе 2009, подписав акт поставки электроэнергии, фактически согласовал примененный энергоснабжающей организацией тариф и в течение всего 2009 года без возражений оплачивал по нему поставляемую ответчиком электроэнергию.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих согласно ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену решения и постановления, не установлено.
При таких обстоятельствах, арбитражный кассационный суд считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 22 декабря 2010 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2011 г. по делу N А68-7303/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Председательствующий |
Чистова И.В. |
Судьи |
Козелкин И.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 64 Методических указаний одноставочный тариф (цена) покупки электрической энергии (мощности), поставляемой потребителям и покупателям - субъектам розничного рынка (кроме населения), рассчитывается исходя из ставок за электрическую энергию и мощность и дифференцируется в зависимости от числа часов использования заявленной мощности.
Принцип расчета числа часов использования мощности определен в пункте 69 Методических указаний, согласно которому по каждому потребителю, вошедшему в группу, определяется годовой объем электропотребления и нагрузка в отчетные часы утреннего и вечернего пика (максимума).
Поскольку, как следует из материалов дела, у потребителя отсутствовало специальное оборудование для определения нагрузки в отчетные часы утреннего и вечернего пика (максимума), оснований для применения п. 69 Методических указаний для расчета числа часов использования мощности у ответчика не было
Вместе с тем, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что в виду отсутствия от ООО "Копейка Девелопмент" заявки о величине заявленной мощности на 2009, а также в связи с отсутствием при указанных обстоятельствах иного, установленного законом способа определения цены подлежащей оплате в спорный период электроэнергии, ОАО "ТЭК" правомерно применило к истцу в 2009 году одноставочный тариф, рассчитав его из фактического годового потребления абонентом электроэнергии за 2008 год и присоединенной мощности, применительно к порядку, установленному п. 47 Правил N 861."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27 июня 2011 г. N Ф10-2051/11 по делу N А68-7303/2010