Дело рассмотрено 16.06.2011.
В полном объеме постановление изготовлено 23.06.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Шелудяева В.Н.
Судей
Ключниковой Н.В.
Степиной Л.В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Центр недвижимости "Реал Стэйт":
от администрации города Смоленска:
от Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области:
от Управления архитектуры и градостроительства администрации города Смоленска:
не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 16.12.2010 (судья Борисова Л.В.) и постановление Двадцатого Арбитражного апелляционного суда от 01.04.2011 (судьи Игнашина Г.Д., Дорошкова А.Г., Полынкина Н.А.) по делу N А62-5218/2010,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Центр недвижимости "Реал Стэйт" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к администрации города Смоленска (далее - Администрация) о признании недействительным решения заместителя главы города Смоленска от 27.07.2010 N 6-4597 об отказе в выборе земельного участка для размещения объекта капитального строительства - здания административно-бытового назначения.
Решением суда от 16.12.2010 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2011 указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе администрация города Смоленска просит отменить состоявшиеся по настоящему делу решение и постановление в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 14.01.2009 Общество обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлением о выборе земельного участка на пересечении улиц Шевченко и Румянцева города Смоленска в целях предоставления этого участка для строительства здания административно - бытового обслуживания.
При этом заявителем испрашивался земельный участок площадью 280 кв. м.
Указанное обращение Департамент направил в администрацию города Смоленска для решения вопроса по выбору земельного участка в целях предоставления его Обществу.
Как следует из письма от 06.03.2009, Управление архитектуры и градостроительства администрации города Смоленска направило в Департамент Акт о выборе земельного участка для согласования его со всеми заинтересованными лицами.
При этом в данном письме указывалось и о том, что: площадь испрашиваемого земельного участка недостаточна для строительства планируемого объекта; земельный участок примыкает к территории земельного участка, предоставленного для размещения и эксплуатации жилых домов, в связи с чем требуется согласование границ с собственниками помещений в многоквартирных жилых домах в целях соблюдения противопожарных расстояний, проездов, входов-выходов в существующие встроенно-пристроенные помещения общественного назначения; территория, на которой испрашивался спорный земельный участок, не свободна от прав третьих лиц, так как на ней расположены пункт по продаже воды "Источники жизни" и рекламная конструкция.
В свою очередь, Департамент 24.03.2009 направил в адрес Общества письмо Управления архитектуры и градостроительства администрации города Смоленска от 06.03.2009 с предложением выполнить указания, изложенные в этом письме, а также получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии предполагаемого использования земельного участка санитарным правилам.
После согласования Акта о выборе земельного участка на пересечении улиц Шевченко - Румянцева с контролирующими органами города Смоленска и другими заинтересованными лицами ООО "Центр недвижимости "Реал Стэйт" представило его на согласование в администрацию города Смоленска.
Органом местного самоуправления отказано в согласовании Акта о выборе земельного участка для строительства и утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
Причины отказа изложены в письме заместителя главы города Смоленска от 27.07.2010 N 6-4597, адресованном Обществу.
Изложенные обстоятельства послужили поводом для обращения ООО "Центр недвижимости "Реал Стэйт" в суд с заявлением об оспаривании указанного решения органа местного самоуправления.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что: территория, на которой предполагалось формирование испрашиваемого участка, свободна от построек; заявителем получены все необходимые согласования; представлено технико-экономическое обоснование; резервирование земель, за счет которых предполагалось формирование испрашиваемого земельного участка, в установленном порядке не проводилось.
Указанные выводы судом сделаны без исследования и оценки всех обстоятельств дела, имеющих существенное значение для принятия решения по существу заявленного спора.
Как следует из материалов дела, заявителем испрашивался земельный участок для строительства, предоставление которого должно было осуществляться путем проведения работ по его формированию с предварительным согласованием места размещения объекта строительства (статья 30 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Таким образом, органом местного самоуправления осуществляется выбор земельного участка для строительства не только по результатам проведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, муниципальными организациями, но и с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории.
Признавая оспариваемое решение администрации города Смоленска недействительным, суд первой и апелляционной инстанций исходил из факта проведения заявителем процедур согласования, наличия технико-экономического обоснования возможности размещения объекта строительства, отсутствия строений на территории испрашиваемого земельного участка. Судом также учитывалось, что органом местного самоуправления не осуществлялось резервирование спорных земель.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа администрацией города Смоленска в согласовании акта о выборе земельного участка для строительства и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) послужили и другие обстоятельства, которым оценка судом не дана.
В частности, в оспариваемом решении органом местного самоуправления указывалось о недостаточности площади испрашиваемого земельного участка для размещения на нем заявленного объекта строительства.
Указанные обстоятельства судом исследованы не были и оценка им не дана.
При этом судом не дана оценка и технико-экономическому обоснованию о возможности размещения объекта капитального строительства на испрашиваемом земельном участке.
К материалам дела приобщены два документа, обозначенные как "Технико-экономическое обоснование возможности размещения объекта капитального строительства - здания административно-бытового обслуживания на пересечении улиц Румянцева и Шевченко в г. Смоленске", датой их изготовления 14.10.2009 и 24.11.2010.
Для технико-экономического обоснования возможности размещения объекта строительства на испрашиваемом земельном участке при составлении указанных документов брались за основу различные исходные данные.
В частности, в документе от 14.10.2009 площадь земельного участка рассчитана исходя из площади застройки равной 150,0 кв. м, а в документе от 24.11.2010 - 112,0 кв. м.
Выводы суда апелляционной инстанции о том, что площадь испрашиваемого земельного участка для строительства должна определяться непосредственно при принятии уполномоченным органом решения о предоставлении его заявителю являются ошибочными и несоответствующими требованиям статьи 31 ЗК РФ.
В соответствии с указанной нормой закона при предоставлении земельных участков для строительства путем предварительного согласования мест размещения объектов, заявленная площадь испрашиваемого земельного участка является основанием для определения вариантов размещения объектов, учитывается при выборе земельного участка, а соответственно и при принятии решения о его предоставлении заявителю.
Кроме того, в вышеназванных технико-экономических обоснованиях содержатся противоречивые выводы и в части соблюдения строительных норм и правил при размещении объекта строительства на испрашиваемом земельном участке по отношению к рядом расположенным жилым домам и прилегающей территории, предоставленной для их эксплуатации.
Указанные обстоятельства также послужили основанием для принятия органом местного самоуправления оспариваемого решения, однако судом оценка им не дана.
Как следует из содержания письма заместителя главы города Смоленска от 27.07.2010, одним из оснований отказа в согласовании выбора земельного участка послужило, в том числе и наличие расположенных на нем пункта по продаже воды "Источники жизни" и рекламной конструкции.
Указанные обстоятельства судом исследованы не были и оценка им не дана.
Учитывая вышеизложенное, при повторном рассмотрении настоящего дела суду необходимо исходить из того, что в соответствии со статьей 65 АПК РФ на заявителя возлагается обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о незаконности оспариваемого решения органа местного самоуправления.
При возникновении вопросов по настоящему спору, требующих специальных познаний, предложить сторонам воспользоваться своим правом заявлять ходатайства о назначении судом соответствующей экспертизы.
По результатам повторного рассмотрения дела суду необходимо принять решение с учетом имеющихся в деле доказательств и требований действующего законодательства.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 16.12.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2011 по делу N А62-5218/2010 отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
...
Выводы суда апелляционной инстанции о том, что площадь испрашиваемого земельного участка для строительства должна определяться непосредственно при принятии уполномоченным органом решения о предоставлении его заявителю являются ошибочными и несоответствующими требованиям статьи 31 ЗК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23 июня 2011 г. N Ф10-2030/11 по делу N А62-5218/2010
Хронология рассмотрения дела:
27.03.2012 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-5218/10
23.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2030/11
01.04.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1182/2011
16.12.2010 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-5218/10