Наша организация осуществляет транспортную деятельность (перевозку пассажиров) на территории двух регионов - Москвы и Московской области, используя 12 автомобилей, зарегистрированных в Москве. Пассажиры перевозятся из г. Москвы в область и обратно. В Московской области введен ЕНВД в отношении указанного вида деятельности. Необходимо ли нам в такой ситуации его уплачивать и как вести раздельный учет доходов?
Действительно, Законом Московской области от 27 ноября 2002 г. N 136/2002-ОЗ "О системе налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности в Московской области" определено, что данная система налогообложения может применяться и в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и предпринимателями, использующими не более 20 автомобилей.
В изложенной ситуации договор на перевозку пассажиров заключается как на территории г. Москвы (при их поездке в область), так и в Московской области (при перевозке в обратном направлении). Исходя из этого можно сделать вывод, что предпринимательская деятельность по оказанию автотранспортных услуг осуществляется в том числе и на территории области. Налоговое законодательство не устанавливает взаимосвязи между местом регистрации автомобилей, используемых для перевозок, и уплатой ЕНВД.
Для решения вопроса о необходимости уплаты налога важен сам факт осуществления определенного рода предпринимательской деятельности, а также соответствие критериям, установленным налоговым законодательством.
В данном случае критерий - количество автомобилей (подп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Таким образом, можно сделать вывод, что по формальным основаниям организация в данной ситуации может быть признана плательщиком ЕНВД в части услуг, оказываемых на территории Московской области. Поэтому на основании п. 2 ст. 346.28 НК РФ организации придется встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности и уплачивать сумму налога, рассчитанную с учетом регионального закона о ЕНВД.
Что касается вопроса раздельного учета доходов от оказания автотранспортных услуг, то здесь возникают определенные сложности, связанные с неурегулированностью подобной проблемы на законодательном уровне. Так, по деятельности, осуществляемой на территории г. Москвы, организация может уплачивать налоги в рамках общепринятой либо упрощенной системы налогообложения. Для этих целей необходимо выделить сумму доходов, полученных при перевозках на территории г. Москвы. Но сделать это будет весьма затруднительно. Одним из вариантов в такой ситуации может быть разработка организацией документов, позволяющих учитывать количество пассажиров, следующих в конкретном направлении (например, они могут заполняться водителем автомобиля по окончании рейса). В то же время, по нашему мнению, для целей осуществления налогового учета сумму доходов, получаемых от осуществления деятельности в разных регионах, в этой ситуации можно признать равными. И данный вывод объясняется следующим: как правило, при осуществлении подобных перевозок количество пассажиров, следующих по маршруту, примерно одинаково. Но в любом случае организации можно рекомендовать согласовать порядок ведения налогового учета с налоговым органом по месту осуществления деятельности в г. Москве.
А. Першин,
эксперт "БП"
1 октября 2004 г.
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 41, октябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.