Резолютивная часть постановления объявлена 04.07.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.07.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего
судей
при участии в заседании:
Толкачевой И.Ю.
Егоровой С.Г.
Солодовой Л.В.
от истца:
Чекачковой Е.В. (дов. N 003 от 11.01.2011);
от ответчиков:
Крупской Л.Н. (дов. N 3юр от 12.07.2010);
Измайловой Е.О. (дов. N 4юр от 12.07.2010);
Феоктистовой О.Г. (дов. N 1-1278 от 30.06.2011);
от третьего лица:
не явился, извещен надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 13.12.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2011 по делу N А48-3567/2010,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом в Орловской области (далее - ТУ Росимущества в Орловской области), ОГРН 1095742001123, г. Орел, обратилось в Арбитражный суд Орловской области с иском к Администрации Орловского района Орловской области (далее - Администрация Орловского района), ОГРН 1025700695448, г. Орел, и открытому акционерному обществу "Орелстрой" (далее - ОАО "Орелстрой"), ОГРН 1025700764363, г. Орел, о признании недействительным договора аренды N 329 от 03.08.2006 земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 1 292 624 кв.м. с кадастровым номером 57:10:0010201:0569, расположенного по адресу: Орловская область, Орловский район, Неполодское сельское поселение, а также о погашении записи о государственной регистрации договора аренды N 329 от 03.08.2006 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, картографии по Орловской области (далее - Управление Росреестра по Орловской области), ОГРН 1045753008212, г. Орел.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 13.12.2010 (судья Гайдукова Л.Н.) в удовлетворении иска в части признания недействительным договора аренды земли N 329 от 03.08.2006 отказано, в удовлетворении иска в части погашения записи о государственной регистрации договора аренды N 329 от 03.08.2006 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним производство по делу прекращено в связи с отказом истца от этого иска.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2011 (судьи Мокроусова Л.М., Сухова И.Б., Поротиков А.И.) решение оставлено без изменения.
Не согласившись с названными судебными актами, истец подал кассационную жалобу, в которой просит решение от 13.12.2010 и постановление апелляционной инстанции от 18.03.2011 отменить, исковые требования удовлетворить. При этом заявитель кассационной жалобы ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы, представители ответчиков просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд округа не направило. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва ОАО "Орелстрой" на нее, выслушав представителей сторон, судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения в связи с нижеизложенным.
Как установлено судебными инстанциями и усматривается из материалов дела, 17.04.2006 Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт селекции плодовых культур Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - ГНУ ВНИИСПК) обратилось к главе Администрации Орловского района с просьбой перевести в фонд перераспределения района земельный участок, находящийся на праве постоянного (бессрочного) пользования, общей площадью 1 292 624 кв.м., кадастровый номер 57:10:0010201:0569, расположенный по адресу: Орловская область, Орловский район, Неполодское сельское поселение в связи с отказом от постоянного бессрочного пользования по причине отсутствия необходимости в его использовании (т. 1 л.д. 19).
19.01.2006 Президиумом Российской академии сельскохозяйственных наук было принято решение поддержать предложение ГНУ ВНИИСПК и дать согласие на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком общей площадью 129,25 га., закрепленного за ГНУ ВИИСПК, что подтверждается выпиской из протокола N 1 заседания Президиума Россельхозакадемии (т. 1 л.д. 18).
17.04.2006 Администрация Орловского района направила в адрес ТУ Росимущества по Орловской области уведомление N 1-315 (т. 1 л.д. 69), в котором сообщила об отказе ГНУ ВНИИСПК от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 57:10:0010201:0569, расположенным по адресу: Орловская область, Орловский район, Неполодское сельское поселение, общей площадью 1 292 624 кв.м.
20.04.2006 ТУ Росимущества в Орловской области направило в адрес Администрации Орловского района уведомление N 830 (т. 1 л.д. 71), в котором сообщило, что не возражает против отказа ГНУ ВНИИСПК от права постоянного пользования спорным земельным участком, а также указало, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.08.2002 N 576 дальнейшее предоставление земельного участка следует произвести в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ, принятыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
04.05.2006 главой Администрации Орловского района было издано постановление N 224 (т. 1 л.д. 17), в соответствии с которым прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ГНУ ВНИИСПК Россельхозакадемии на земельный участок общей площадью 1 292 624 кв.м., кадастровый номер 57:10:0010201:0569, расположенный по адресу: Орловская область, Орловский район, Неполодское сельское поселение, и данный земельный участок включен в земельный фонд перераспределения района.
В еженедельной областной газете Орловские земельные ведомости N 17 от 29.06.2006 Администрацией Орловского района была опубликована информация о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 57:10:0010201:0569 из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося по адресу: Орловская область, Орловский район, Неполодское сельское поселение(т. 1 л.д. 76-83).
26.06.2006 ОАО "Орелстрой" обратилось к главе Администрации Орловского района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 129 га. с кадастровым номером 57:10:0010201:0569 для ведения сельскохозяйственного производства (т. 1 л.д. 15).
31.07.2006 главой Администрации Орловского района было издано постановление N 418 "О предоставлении в аренду ОАО "Орелстрой" земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения" (т. 1 л.д. 16), в соответствии которым ОАО "Орелстрой" предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 1 292 624 кв.м. с кадастровым номером 57:10:0010201:0569 из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Орловская область, Орловский район, Неполодское сельское поселение, для сельскохозяйственного использования на срок 49 лет.
03.08.2006 между Администрацией Орловского района (арендодатель) и ОАО "Орелстрой" (арендатор) на основании указанного постановления главы Администрации Орловского района от 31.07.2006 N 418 был заключен договор аренды земли N 329 (т. 1 л.д. 10-14), согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 1 292 624 кв.м. (кадастровый номер 57:10:0010201:0569), расположенный по адресу: Орловская область, Орловский район, Неполодское сельское поселение, сроком с 31.07.2006 по 31.07.2055.
Ссылаясь на то, что постановление главы Администрации Орловской области N 418 от 31.07.2006, на основании которого заключен договор аренды земли N 329 от 03.08.2006, и договор аренды N 329 от 03.08.2006 противоречат Правилам распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничении государственной собственности на землю, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.08.2002 N576, нарушают законные права и интересы Российской Федерации как потенциального собственника вышеуказанного земельного участка, ТУ Росимущества в Орловской области обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что при заключении договора аренды земли N 329 от 03.08.2006 допущено нарушение п.5 и п. 6 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно п. 5, 6 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576, в случае прекращения прав органа государственной власти, органа местного самоуправления, граждан и юридических лиц на незастроенные земельные участки, а также в случае их отказа от права постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками, уполномоченные на распоряжение земельными участками органы уведомляют о таких случаях: Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) - в отношении земельных участков, которые были предоставлены органу государственной власти Российской Федерации (территориальному органу федерального органа исполнительной власти), а также государственному учреждению, государственному унитарному предприятию, другой некоммерческой организации, созданным органами государственной власти Российской Федерации; уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении земельных участков, которые были предоставлены органу государственной власти субъекта Российской Федерации, а также государственному учреждению, государственному унитарному предприятию, другой некоммерческой организации, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) на основании представленных федеральными органами исполнительной власти вариантов использования таких земельных участков формирует предложение о предоставлении указанных в абзаце втором настоящего пункта земельных участков для федеральных нужд, а уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации - о предоставлении указанных в абзаце третьем настоящего пункта земельных участков для нужд субъекта Российской Федерации. Уполномоченные на распоряжение земельными участками органы могут предоставлять незастроенные земельные участки исключительно в соответствии с решением Министерства имущественных отношений Российской Федерации (его территориальных органов).
Уполномоченные на распоряжение земельными участками органы направляют соответственно в Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) или в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации копии принятых ими решений о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование органу государственной власти, государственному учреждению и федеральному казенному предприятию.
Проекты договоров аренды земельных участков, которые предоставляются государственному унитарному предприятию или на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной собственности или находившиеся в государственной собственности до приватизации, а также земельных участков, арендная плата за которые поступает в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации, подлежат обязательному согласованию уполномоченными на распоряжение земельными участками органами соответственно с Министерством имущественных отношений Российской Федерации (его территориальными органами) или с уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Суды указали, что из содержания названных норм следует, что Министерство имущества России, его территориальные органы не наделялись функциями по распоряжению указанными земельными участками, а лишь на основании полученных уведомлений о прекращении прав в отношении земельных участков устанавливали порядок подготовки и принятия соответствующих решений о распоряжении земельными участками уполномоченными органами.
Суды пришли к выводу о том, что установленный порядок был соблюден Администрацией Орловского района. 17.04.2006 в адрес ТУ Росимущества по Орловской области направлялось уведомление N 1-315 (т. 1 л.д. 69), в котором сообщалось об отказе ГНУ ВНИИСПК от права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, на которое ТУ Росимущества в Орловской области ответило, что не имеет возражений против отказа ГНУ ВНИИСПК от права постоянного пользования земельным участком, а также указало, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.08.2002 N 576 дальнейшее предоставление земельного участка следует произвести в соответствии с действующим законодательством (т. 1 л.д. 71).
При этом ТУ Росимущества по Орловской области не сформировало предложение о предоставлении земельного участка общей площадью 1 292 624 кв.м. кадастровый номер 57:10:0010201:0569, расположенного по адресу: Орловская область, Орловский район, Неполодское сельское поселение, для федеральных нужд.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды N 329 от 03.08.2006, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В этой связи судебные инстанции указали, что Администрация Орловского района на момент издания постановления N 418 от 31.07.2006 "О предоставлении в аренду ОАО "Орелстрой" земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения" и заключения с ОАО "Орелстрой" договора аренды земли N 329 от 03.08.2006 являлась органом местного самоуправления, в полномочия которого входило распоряжение земельными участками и процедура его соблюдена. Истец не ссылается на нарушение его права как лица, осуществляющего права собственника в отношении спорного имущества, на распоряжение им.
Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, Постановление Правительства РФ от 07.08.2002 N 576, на нарушение требований которого ссылается истец в обоснование иска, утратило силу 21.07.2006 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 30.06.2006 N 404, то есть на момент заключения договора аренды земли N 329 от 03.08.2006 Правила распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.08.2002 N 576, не действовали.
Помимо этого, в ходе рассмотрения спора в суде первой инстанции ответчиками было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
В п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что требования о признании недействительной ничтожной сделки может быть предъявлены в суд в сроки, установленные пунктом 1 статьи 181 Гражданского кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 181 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
Из материалов дела следует, что регистрация договора аренды N 329 от 03.08.2006 была произведена 08.09.2006, в силу п. 2.9 договора он одновременно является актом приема-передачи земельного участка.
Учитывая, что совершение сторонами действий по регистрации договора аренды земли N 329 от 03.08.2006 и по передаче земельного участка свидетельствуют о том, что началось исполнение договора аренды, судебные инстанции указали, что с 08.09.2006 следует исчислять трехгодичный срок исковой давности.
ТУ Росимущества в Орловской области обратилось в арбитражный суд с настоящим иском 02.09.2010, то есть с пропуском срока исковой давности.
В силу п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса РФ истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В п. 26 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 15.11.2001 N 15/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности" также разъяснено, что если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требований именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что исковые требования ТУ Росимущества по Орловской области не подлежат удовлетворению.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что о существовании оспариваемого договора истец узнал лишь 22.07.2010, была известна судам, оценивалась ими и отклонена по мотивам, изложенным в обжалуемых судебных актах.
Суды сослались на то, что спорный земельный участок после отказа ГНУ ВНИИСПК от права постоянного (бессрочного) пользования на него был включен в фонд перераспределения земель, сведения о наличии земель в котором в силу п. 4 ст. 80 Земельного кодекса РФ являются общедоступными.
Кроме того, сведения о предстоящем предоставлении в аренду данного земельного участка были опубликованы Администрацией Орловского района в еженедельной областной газете Орловские земельные ведомости N 17 от 29.06.2006. Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Судебные инстанции обоснованно указали, что ТУ Росимущества по Орловской области в силу возложенных на него обязанностей должно было своевременно узнать о судьбе спорного земельного участка.
С учетом изложенного, а также, принимая во внимание, что нарушений норм материального права, допущенных судами при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, и доказательства, представленные сторонами, были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 13.12.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2011 по делу N А48-3567/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
И.Ю. Толкачева |
Судьи |
С.Г. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 1 ст. 181 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
...
В силу п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса РФ истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В п. 26 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 15.11.2001 N 15/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности" также разъяснено, что если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требований именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
...
Суды сослались на то, что спорный земельный участок после отказа ГНУ ВНИИСПК от права постоянного (бессрочного) пользования на него был включен в фонд перераспределения земель, сведения о наличии земель в котором в силу п. 4 ст. 80 Земельного кодекса РФ являются общедоступными."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 8 июля 2011 г. N Ф10-2268/11 по делу N А48-3567/2010