Резолютивная часть постановления объявлена 06.07.2011.
В полном объеме постановление изготовлено 11.07.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Панченко С.Ю.
Судей
Степиной Л.В.
Егорова Е.И.
При участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Бурляевка"
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области
от третьего лица:
Общества с ограниченной ответственностью "Землемер-Агро"
- Юдина С.А. - представителя (дов. от 01.02.2011 N 177-05);
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бурляевка" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.12.2010 (судья Максимович Т.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2011 (судьи Семенюта Е.А., Сергуткина В.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А14-9967/2010/302/23,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Бурляевка" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным постановления Администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области (далее - Администрация) от 19.04.2010 N 202 "О предоставлении земельных участков в аренду из фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения".
Решением суда от 09.12.2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 05.03.2011 решение суда от 09.12.2010 оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение, постановление суда в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также неправильным применением норм материального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя Администрации, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, 10.09.2009 Администрацией района в газете "Молодой коммунар" N 98 было опубликовано сообщение о наличии земельных участков фонда перераспределения из земель сельскохозяйственного назначения для предоставления в аренду сроком на пять лет при условии наличия и надлежащего исполнения соглашения с Администрацией о сотрудничестве в сфере развития агропромышленного комплекса на территории Новохоперского муниципального района и отсутствия задолженности по арендной плате.
Общество обратилось к главе Новохоперского муниципального района Воронежской области Петрову В.Т. с заявлением от 29.09.2009 N 188 о предоставлении в аренду сроком на пять лет земельного участка фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 19317521 кв.м, расположенного по адресу: Воронежская область, Новохоперский район, с. Полежаевка, для производства сельхозпродукции.
Уведомлением от 22.10.2009 N 308 отдел по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области отказал в предоставлении такого участка, поскольку представленное соглашение о сотрудничестве в сфере агропромышленного комплекса Новохоперского района по результатам 2009 года не выполнено; имеется задолженность по арендной плате по до говору аренды от 16.01.2009 N 11 на сумму 345953,70 руб.
Уведомлениями Отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области от 27.10.2009 главе КФХ Юдину А.В. и Главе КФХ Шурыгину Н.Н. по заявлениям от 09.10.2009 и 12.10.2009, соответственно, также было отказано в заключении долгосрочных договоров аренды.
Решением Совета народных депутатов Новохоперского муниципального района Воронежской области от 15.12.2009 N 16/10 было установлено преимущественное право на получение в аренду земель сельскохозяйственного назначения из земель, собственность на которые не разграничена, лиц, заключивших с администрацией Новохоперского муниципального района Соглашение о сотрудничестве в сфере агропромышленного комплекса.
2 марта 2010 года Администрация опубликовала в газете "Молодой коммунар" N 22 информационное сообщение о наличии земельных участков фонда перераспределения из земель сельскохозяйственного назначения для предоставления в аренду сроком на пять лет для сельскохозяйственного производства, а именно: трех земельных участков, расположенных по адресу: Воронежская область, Новохоперский район, Полежаевское сельское поселение, общей площадью соответственно: 11338068 кв.м, 1388964 кв.м, 3677455 кв.м.
Постановлением Администрации от 19.04.2010 N 202 названные земельные участки на основании протокола о поданных заявках от 05.04.2010 были предоставлены в аренду ООО "Землемер-Агро", и между Администрацией района и ООО "Землемер-Агро" заключен договор аренды земельных участков общей площадью 16404487 кв.м. на срок пять лет.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.09.2010 право аренды указанных земельных участков зарегистрировано в установленном законом порядке.
Полагая, что постановлением от 19.04.2010 N 202 нарушаются права и охраняемые законом интересы в сфере экономической и предпринимательской деятельности, Общество оспорило его в суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными, при одновременном их несоответствии закону и нарушении их изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В п. 3 ст. 80 Земельного кодекса РФ указано, что использование земель фонда перераспределения осуществляется в соответствии со статьей 78 Земельного кодекса РФ в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными (п. 4 ст. 80 Земельного кодекса РФ).
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В силу пунктов 1, 2 ст. 34 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока.
Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Основанием заключения договора аренды земельного участка является решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка с приложением проекта его границ (п. 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, после опубликования Администрацией сообщения в газете "Молодой Коммунар" от 10.09.2009 с заявлениями о предоставлении земельных участков обратились ООО "Бурляевка", глава КФХ Шурыгин Н.Н. и глава КФХ Юдин А.В., которым уведомлениями от 22.10.2009 и 27.10.2009 было отказано в предоставлении земельных участков и такой отказ не был ими оспорен в установленном законом порядке.
При указанных обстоятельствах является обоснованным вывод суда об отсутствии необходимости проведения торгов на право заключения договора аренды земельных участков.
С заявлением о предоставлении земельных участков после опубликования Администрацией в газете "Молодой коммунар" N 22 информационного сообщения от 02.03.2010 о наличии тех же земельных участков фонда перераспределения из земель сельскохозяйственного назначения для предоставления в аренду, Общество не обращалось.
Учитывая, что после опубликования сообщения от 02.03.2010 поступило только одно заявление о предоставлении земельного участка от ООО "Землемер-Агро", Администрация законно и обоснованно приняла постановление от 19.04.2010 N 202 о предоставлении ООО "Землемер-Агро" земельных участков в аренду из фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, судом учтено, что в силу п. 4 ст. 198 АПК РФ, заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Указанный срок подачи заявления может быть восстановлен судом в случае его пропуска по уважительной причине.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что генеральный директор ООО "Бурляевака" Красноштанов С.Г. узнал о нарушении прав и законных интересов общества оспариваемым постановлением 24.05.2010, а с заявлением о признании оспариваемого акта недействительным Общество обратилось 01.10.2010, в связи с чем является верным вывод суда об истечении срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Поскольку ходатайства о восстановлении пропущенного срока с указанием на наличие уважительных причин несвоевременности обращения в суд Общество не заявляло, суд правомерно пришел к выводу, что указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования заявителя.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы Общества, явившиеся обоснованием его позиции, они исследованы судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора, им дана надлежащая оценка и оснований для переоценки установленных судом обстоятельств в силу статьи 286 АПК РФ у кассационной коллегии не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.12.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2011 по делу N А14-9967/2010/302/23 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.Ю. Панченко |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В силу пунктов 1, 2 ст. 34 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока.
...
Основанием заключения договора аренды земельного участка является решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка с приложением проекта его границ (п. 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11 июля 2011 г. N Ф10-2173/11 по делу N А14-9967/2010