Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Радюгиной Е.А.
Судей:
Стрегелевой Г.А.
Ермакова М.Н.
При участии в заседании:
от компании с ограниченной ответственностью "Рязань шоппинг молл лимитед" республика Кипр, г. Никосия, в лице Рязанского филиала
Митрофанова И.А. - представителя (дов. от 26.03.2010 б/н пост.),
Куликовой П.В. - представителя (дов. от 26.03.2010 б/н пост.),
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.11.2010 (судья Грачев В.И.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2011 (судьи Тимашкова Е.Н., Тиминская О.А., Еремичева Н.В.) по делу N А54-4813/2010-С2,
УСТАНОВИЛ:
Компания с ограниченной ответственностью "Рязань шоппинг молл лимитед" республика Кипр, г. Никосия, в лице Рязанского филиала обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области от 31.05.2010 N 1064 и N 3417 и обязании инспекции возвратить из бюджета НДС в сумме 4 045 946 руб.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 18.11.2010 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2011 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе межрайонная инспекция ФНС России N 2 по Рязанской области просит решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального права.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей компании, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной камеральной проверки представленной 07.12.2009 Рязанским филиалом компании корректирующей налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2009 межрайонной инспекцией ФНС России N 2 по Рязанской области составлен акт от 22.03.2010 N 13079 и 31.05.2010 приняты решения N 3417 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и N 1064 об отказе в возмещении из бюджета НДС в сумме 4 045 946 руб.
Основанием для отказа в возмещении НДС послужил вывод инспекции о нарушении налогоплательщиком положений п. 3 ст. 144 НК РФ, а именно: отсутствие у иностранной компании уведомления в адрес налогового органа о самостоятельном выборе подразделения компании, обеспечивающего централизованный порядок предоставления налоговых деклараций и уплаты налога.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области от 28.07.2010 N 15-12/2548дсп апелляционная жалоба на решения инспекции оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решениями налогового органа, компания обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующего.
На основании пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению отступного и новации, а также передача имущественных прав.
Согласно ст. 143 НК РФ налогоплательщиками НДС являются, в том числе организации.
В силу п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ организации - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ.
В пункте 2 статьи 144 НК РФ (в редакции, действующей на момент принятия решений) предусмотрено, что иностранные организации вправе встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков НДС по месту нахождения своих постоянных представительств в РФ. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.
На основании п. 3 ст. 144 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) иностранные организации, имеющие на территории РФ несколько подразделений (представительств, отделений), самостоятельно выбирают подразделение, по месту налоговой регистрации которого они будут представлять налоговые декларации и уплачивать налог в целом по операциям всех находящихся на территории РФ ее подразделений. О своем выборе иностранные организации обязаны письменно уведомить налоговые органы по месту нахождения своих подразделений, зарегистрированных на территории РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судами, компания состоит на налоговом учете в инспекции, то есть по месту нахождения своего обособленного подразделения, а именно, за период хозяйственной деятельности с 02.04.2008 по 15.04.2010 иностранная компания с ограниченной ответственностью "Рязань шоппинг молл лимитед" республика Кипр, г. Никосия, имела два обособленных подразделения (филиала) на территории Российской Федерации: Московский филиал, постановленный на налоговый учет в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 47 по г. Москве 17.08.2007, Рязанский филиал, поставленный на налоговый учет в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области 02.04.2008.
По состоянию на дату подачи второй корректирующей декларации (07.12.2009) налогоплательщиком не было представлено налоговому органу по месту нахождения Московского и Рязанского филиалов компании уведомление о выборе обособленного структурного подразделения, на которое возлагается обязанность предоставления налоговой отчетности и уплаты налогов.
Между тем данное обстоятельство само по себе не может служить основанием для отказа в возмещении из бюджета НДС по конкретным хозяйственным операциям.
В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик, имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные указанной статьей налоговые вычеты.
Согласно ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Положениями статьи 176 НК РФ установлен строго регламентированный порядок возмещения из бюджета сумм налога на добавленную стоимость.
В данном случае порядок применения налоговых вычетов, предусмотренный ст.ст. 171, 172 НК РФ, налогоплательщиком соблюден, доказательств каких-либо противоречий и недостоверных сведений, а также неполноты отражения данных в документах заявителя в обоснование своего права, равно как и свидетельствующих о наличии у него недоимки и пени по другим налогам, подлежащим уплате в доход федерального бюджета, инспекцией не представлено.
Таким образом, несоблюдение налогоплательщиком требований пункта 3 статьи 144 Налогового кодекса РФ (действовавшей в спорный период) не влечет правовые последствия, связанные с отказом в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость по фактически понесенным затратам, учитывая также, что налоговый орган принял спорную налоговую декларацию и провел камеральную проверку.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций, установив, что основания для отказа заявителю в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 4 045 946 руб. отсутствуют, правомерно удовлетворили заявленные требования, признали недействительными решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области от 31.05.2010 N 1064 и N 3417 и обязали инспекцию возвратить из бюджета НДС в сумме 4 045 946 руб.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.11.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2011 по делу N А54-4813/2010-С2 оставить без изменения, а кассационную жалобу межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Рязанской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Радюгина |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Положениями статьи 176 НК РФ установлен строго регламентированный порядок возмещения из бюджета сумм налога на добавленную стоимость.
В данном случае порядок применения налоговых вычетов, предусмотренный ст.ст. 171, 172 НК РФ, налогоплательщиком соблюден, доказательств каких-либо противоречий и недостоверных сведений, а также неполноты отражения данных в документах заявителя в обоснование своего права, равно как и свидетельствующих о наличии у него недоимки и пени по другим налогам, подлежащим уплате в доход федерального бюджета, инспекцией не представлено.
Таким образом, несоблюдение налогоплательщиком требований пункта 3 статьи 144 Налогового кодекса РФ (действовавшей в спорный период) не влечет правовые последствия, связанные с отказом в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость по фактически понесенным затратам, учитывая также, что налоговый орган принял спорную налоговую декларацию и провел камеральную проверку."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25 июля 2011 г. N Ф10-1970/11 по делу N А54-4813/2010-С2