Резолютивная часть постановления объявлена 26.07.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.08.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего
Степиной Л.В.
судей:
Ключниковой Н.В.
Шуровой Л.Ф.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Плодоовощторг"
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области
от Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Курской области
от 3-их лиц:
Комитета по управлению имуществом Курской области
Курского городского Собрания
- Попов Н.Н. - представитель (доверенность от 01.03.2011 б/н, постоянная);
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени
слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Плодоовощторг" на решение Арбитражного суда Курской области от 30.12.2010 (судья Орешко С.Ю.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2011 (судьи Протасов А.И., Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А35-6587/2010,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Плодоовощторг" (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Курской области (далее - Управление) и Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" (далее - Учреждение) о признании незаконными действий по незаконному увеличению кадастровой стоимости земельных участков площадью 4183 кв.м с кадастровым номером 46:29:192235:25 и площадью 1878 кв.м с кадастровым номером 46:29:102235:27 и с требованием обязать Управление отменить решение об увеличении кадастровой стоимости названных земельных участков.
Решением Арбитражного суда Курской области от 30.12.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2011 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит указанные решение и постановление отменить как принятые с нарушением норм материального права и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, заслушав в судебном заседании объяснения представителя ОАО "Плодоовощторг", кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом, постановлением администрации города Курска от 22.06.1998 N 703 земельные участки площадью 4183 кв.м и 1878 кв.м, расположенные по адресу: г. Курск, ул. Пирогова, 3, предоставлены ОАО "Плодоовощторг" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости: нежилое здание литер А (свидетельство о государственной регистрации права серия АВ 0046813 от 25.01.2001), расположенное на земельном участке площадью 1878 кв.м, кадастровой стоимостью 5141419,38 руб.; нежилые здания литер A3 (свидетельство о государственной регистрации права собственности серия 46 АД 062497 от 19.08.2008), литер Б (свидетельство о государственной регистрации права серия АВ 0046814 от 25.01.2001) и литер Б1 (свидетельство о государственной регистрации права серия АВ N 0046815 от 25.01.2001), расположенные на земельном участке площадью 4183 кв. м, кадастровой стоимостью 11451840,93 руб.
ОАО "Плодоовощторг" обратилось в Комитет по управлению имуществом Курской области с заявками о выкупе вышеуказанных земельных участков. В кадастровых паспортах участков вид разрешенного использования указан как производственно-хозяйственная деятельность.
Письмом от 10.06.2009 исх. N ТО-976 территориальный отдел по г. Курску УФАКОН по Курской области проинформировал Комитет по управлению имуществом Курской области о том, что в кадастровых сведениях объектов недвижимости по городу Курску имеются записи, где указан вид разрешенного использования земельных участков - для производственно-хозяйственной деятельности, в то время как в утвержденном типовом перечне такой вид разрешенного использования земельных участков не значится. Несоответствие вида разрешенного использования земельного участка отражается на кадастровой стоимости одного квадратного метра земли, а также исчислении земельных платежей, поступаемых в бюджеты разных уровней.
4 февраля 2010 года заинтересованными лицами по заявлению Комитета по управлению имуществом Курской области произведены действия по изменению разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков: земельному участку площадью 4183 кв.м. определен вид разрешенного использования - для торговой деятельности с кадастровой стоимостью 38270936,28 руб.; земельному участку площадью 1878 кв.м. установлен вид разрешенного использования - для административной деятельности с кадастровой стоимостью 17933716,86 руб.
Полагая, что действия по изменению вида разрешенного использования земельных участков совершены на основании заявления неуполномоченного лица - Комитета по управлению имуществом Курской области и в результате увеличения кадастровой стоимости земельного участка увеличится размер земельного налога, ОАО "Плодоовощторг" оспорило вышеуказанные действия в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что в представленных ОАО "Плодоовощторг" кадастровых паспортах данных земельных участков вид разрешенного использования указан как производственно-хозяйственная деятельность.
Однако приказом Росземкадастра от 17 октября 2002 г. N П/337 "Об утверждении методики государственной кадастровой оценки земель поселений" и постановлением Правительства Курской области от 30 ноября 2006 г. N 234 установлен перечень целевого использования земель, в соответствии с которым определено четырнадцать видов разрешенного использования земель. При этом такой вид разрешенного использования как производственно-хозяйственная деятельность не установлен.
Кроме того, приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 г. N П/0152 "Об утверждении технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" установлено шестнадцать видов разрешенного использования, в котором также отсутствует такой вид разрешенного использования как производственно-хозяйственная деятельность.
В тоже время, на земельном участке с кадастровым номером 46:29:102235:25 площадью 4183 кв.м расположены нежилые строения (складские помещения), находящиеся в собственности ОАО "Плодоовощторг", которые сдаются в аренду для разного вида деятельности. А на земельном участке с кадастровым номером 46:29:102235:27 площадью 1878 кв.м расположено 2-х этажное нежилое здание, также находящееся в собственности ОАО "Плодоовощторг" и используемое под офис.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации ОАО "Плодоовощторг" от 10.10.1997 г. N 1112 и Уставом Общества его основным видом деятельности является торгово-закупочная, посредническая деятельность и др.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (п. 3).
Согласно ст. 3 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Статьей 4 названного Закона предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В государственный кадастр недвижимости в силу пп. 11 п. 2 ст. 7 Закона N 221-ФЗ вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Вопросы определения кадастровой стоимости земельных участков регламентированы Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10-17 части 2 статьи 7 данного Закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Согласно пункту 3 статьи 20 Закона N 221-ФЗ с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
При кадастровом учете земельного участка в связи с изменением его разрешенного использования в силу ст. 22 Закона к заявлению о кадастровом учете должна быть приложена копия документа, подтверждающего установленное разрешенное использование земельного участка.
Согласно пункту 70 главы IV Приказа Минюста РФ от 20.02.2008 N 35 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости", действовавшего в рассматриваемый период, в Реестре могут содержаться сведения обо всех основных, вспомогательных или условно разрешенных видах использования земельного участка с указанием индивидуального обозначения (вида, типа, номера, индекса и тому подобное) соответствующей территориальной зоны. При этом обязательным условием является наличие выбранного вида разрешенного использования земельного участка.
Сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
В соответствии с Законом Курской области от 06.10.2006 N 65-ЗКО "О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Курской области", вступившим в силу 29.10.2006, и постановлением Губернатора Курской области от 17.10.2006 N 447, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Курска, площадь которых составляет 200 м и более, перешли к администрации Курской области (Комитет по управлению имуществом Курской области).
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Комитет по управлению имуществом Курской области принял решения от 25.05.2009 N 01-18/1017 и N 01-18/1018 о предоставлении ОАО "Плодоовощторг" указанных выше земельных участков в собственность за плату для торговой и административной деятельности с выкупной стоимостью 956773,40 руб. и 448342,92 руб., направив для подписания в адрес Общества проекты договоров купли-продажи.
В целях приведения вида разрешенного использования земельных участков, в соответствие с их фактическим использованием, в порядке, установленном статьями 20, 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, по запросу Комитета по управлению имуществом Курской области выданы кадастровые паспорта земельных участков от 04.02.2010 N 4629/201/10-1436 и N 4629/201/10-1428 с измененными видами разрешенного использования - для торговой деятельности и для административной деятельности.
Сведения в Реестр государственного кадастра по г. Курску по изменению вида разрешенного использования земельного участка внесены на основании заявления от заинтересованных лиц, в данном случае, собственника земельного участка - администрации Курской области в лице Комитета по управлению имуществом Курской области, с приложением документов, содержащих решение о предоставлении земельного участка на определенном праве, с указанием вида разрешенного использования конкретному лицу, изданного уполномоченным органом.
В строке 12 кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 46:29:102235:25 указана его кадастровая стоимость - 38270936,28 руб.; земельного участка с кадастровым номером 46:29:102235:27 кадастровая стоимость -17933716,86 руб.
Судом установлено, что кадастровая стоимость данных участков определена в соответствии с приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", согласно которому кадастровая стоимость земельного участка определяется путем умножения площади указанного участка на удельный показатель кадастровой стоимости земли соответствующего вида (разрешенного) функционального использования.
Удельный показатель кадастровой стоимости земли (далее - УПКСЗ) определяется как кадастровая стоимость единицы площади 1 кв.м. земель кадастрового квартала по виду разрешенного (функционального) использования земель и установлен постановлением Правительства Курской области от 30.11.2006 N 234 "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель поселений Курской области", согласно которому УПКСЗ земельного участка с кадастровым номером 46:29:102235:25 с видом разрешенного использования для торговой деятельности равен 9149,16 руб./кв.м; УПКСЗ земельного участка с кадастровым номером 46:29:102235:27 с видом разрешенного использования для административной деятельности равен 9549,37 руб./кв.м.
Доказательств наличия законодательно закрепленных оснований невозможности увеличения кадастровой стоимости земельных участков на основании вида разрешенного использования данных участков, материалы дела не содержат.
На основании изложенного, оценив и исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что оспариваемые действия Управления и Учреждения соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности.
Изложенные в кассационной жалобе доводы явились предметом рассмотрения судов обеих инстанций, они не опровергают правильность выводов судов, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению.
Кассационная коллегия полагает, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 30.12.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2011 по делу N А35-6587/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В целях приведения вида разрешенного использования земельных участков, в соответствие с их фактическим использованием, в порядке, установленном статьями 20, 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, по запросу Комитета по управлению имуществом Курской области выданы кадастровые паспорта земельных участков от 04.02.2010 N 4629/201/10-1436 и N 4629/201/10-1428 с измененными видами разрешенного использования - для торговой деятельности и для административной деятельности.
...
Судом установлено, что кадастровая стоимость данных участков определена в соответствии с приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", согласно которому кадастровая стоимость земельного участка определяется путем умножения площади указанного участка на удельный показатель кадастровой стоимости земли соответствующего вида (разрешенного) функционального использования.
Удельный показатель кадастровой стоимости земли (далее - УПКСЗ) определяется как кадастровая стоимость единицы площади 1 кв.м. земель кадастрового квартала по виду разрешенного (функционального) использования земель и установлен постановлением Правительства Курской области от 30.11.2006 N 234 "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель поселений Курской области", согласно которому УПКСЗ земельного участка с кадастровым номером 46:29:102235:25 с видом разрешенного использования для торговой деятельности равен 9149,16 руб./кв.м; УПКСЗ земельного участка с кадастровым номером 46:29:102235:27 с видом разрешенного использования для административной деятельности равен 9549,37 руб./кв.м."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 1 августа 2011 г. N Ф10-2342/11 по делу N А35-6587/2010