Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 1 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Шуровой Л.Ф.
судей:
Егорова Е.И.
Ермакова М.Н.
При участии в заседании:
от ОАО "Транссервис"
Блинова В.П. - генерального директора, выписка из протокола общего собрания акционеров от 18.06.2011 N 1;
Цыганковой М.И. - представителя, дов. от 17.01.2011 N 20
от УПФ РФ в г. Калуге Калужской области
Голышевой Г.Н.- представителя, дов. от 22.02.2011 N 39;
Белой С.Н. - представителя, дов. от 11.01.2011 N 1
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу УПФ РФ в г. Калуге Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 16.12.2010 (судья Аникина Е.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2011 (судьи Тиминская О.А., Тимашкова Е.Н., Еремичева Н.В.) по делу N А23-3607/10А-21-163
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Транссервис" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калуге Калужской области (далее - Управление, ответчик) о признании недействительными решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 21.07.2010 N 1074, решения о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (дополнения) уточнения индивидуальных лицевых счетов от 11.08.2010 N 36.
Решением арбитражного суда Калужской области от 16.12.2010 заявление удовлетворено.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Управление обратилось с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления.
Как усматривается из материалов дела, Управлением 16.04.2010 в адрес Общества направлено письмо, согласно которому пенсионный фонд просил в двухнедельный срок с момента получения письма представить индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на всех сотрудников с типом формы "исходная" и годовую форму АДВ за 2002 год. Основанием истребования документов явилось обращение Блинова В.П. за назначением пенсии.
Обществом 18.05.2010 были представлены в Управление индивидуальные сведения за 2002 год. В представленной ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (форма АДВ-11) за 2002 год задолженность по уплате страховых взносов на конец расчетного периода составляла 453 228 руб. на страховую часть пенсии и 49 442 руб. на накопительную часть пенсии, а всего 502 670 руб. Данная сумма в бюджет Пенсионного фонда РФ не поступила.
В связи с тем, что в ранее представленных ОАО "Транссервис" (до 01.01.2010) формах АДВ-11 за периоды 2003-2009 г.г. задолженность по уплате страховых взносов за 2002 год не отражена, Управление направило в адрес страхователя уведомление об ошибках и расхождениях от 04.06.2010 N 1458-1462 с предложением представить уточненные формы АДВ-11 за 2003-2009 г.г. с учетом задолженности по уплате страховых взносов за 2002 год.
По мнению Общества, им ошибочно в представленной ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхования (форма АДВ-11) за 2002 год указана задолженность по уплате страховых взносов. Данное обстоятельство явилось основанием для направления Обществом 17.06.2010 в адрес органа пенсионного фонда уточненной формы АДВ-11 за 2002 год, которая ответчиком возвращена.
Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР в городе Калуге, руководствуясь разделом 5 пункта 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития от 14.12.2009 N 987н, приняла решение от 21.07.2010 N 1074 о корректировке форм АДВ-11 за 2003- 009 г.г.
Управлением принято решение от 11.08.2010 N 36 о приеме скорректированных форм АДВ-11 за периоды 2003-2009 г.г. по ОАО "Транссервис".
Полагая, что решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 21.07.2010 N 1074, решение о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (дополнения) уточнения индивидуальных лицевых счетов от 11.08.2010 N 36 противоречат действующему законодательству и нарушают права ОАО "Транссервис", последнее обратилось арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ), пришел к выводу о нарушении Управлением порядка проведения камеральной проверки.
Апелляционная коллегия признала названный вывод суда ошибочным, указав, что Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ не регулирует правоотношения в сфере организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах в системе обязательного пенсионного страхования.
Суд кассационной инстанции считает названный вывод необоснованным ввиду следующего.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует, в числе прочего, отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов.
В силу п.п. "а" ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ ОАО "Транссервис" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, как лицо, производящее выплаты физическим лицам.
На основании п.п. 1, 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее - Закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) страхователи представляют в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения обо всех лицах, работающих у них по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, за которые они уплачивают страховые взносы.
В силу п. 1 ст. 11 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Пунктом 2 данной статьи установлено, что сведения о каждом работающем у него застрахованном лице представляются страхователем один раз в год, но не позднее 1 марта.
Статьей 19 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрено, что Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании п. 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утв. приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция), территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями, путем проведения проверок, запроса дополнительных сведений, а также путем сверки сведений о начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах с данными налоговых органов и органов Федерального казначейства.
По запросу территориального органа страхователь представляет дополнительные сведения, в том числе подтверждающие начисление и уплату страховых взносов, трудовой (страховой) стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, за периоды до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования работающих у него застрахованных лиц.
Согласно п. 41 Инструкции при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки территориальный орган уведомляет страхователя об имеющихся расхождениях и необходимости их устранения.
Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Таким образом, Инструкция прямо предусматривает необходимость проведения органом пенсионного фонда проверки представленных индивидуальных сведений о застрахованных лицах, на основании которых страхователями производится исчисление и уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Частью 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы являются органами, осуществляющими контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право проводить проверки в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ (п.п. 2 ч. 1 ст. 29 названного Закона).
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 33 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ названные органы проводят, в частности, камеральные проверки плательщиков страховых взносов.
В ст. 34 названного Закона определен порядок проведения органами контроля за уплатой страховых взносов - территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации камеральных проверок плательщиков страховых взносов.
В случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного ч. 2 ст. 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем). Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
Из материалов дела усматривается, что по факту представления Обществом недостоверных индивидуальных сведений о застрахованных лицах Управлением в установленном порядке проверка не проводилась, акт не составлялся, в связи с чем кассационная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о нарушении ответчиком процедуры проведения камеральной проверки плательщика страховых взносов, что является самостоятельным основанием для признания недействительными решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 21.07.2010 N 1074, решения о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (дополнения) уточнения индивидуальных лицевых счетов от 11.08.2010 N 36.
С учетом изложенного, вывод апелляционной коллегии о нарушении ответчиком положений п. 2 ст. 11 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ не имеет правового значения для разрешения настоящего спора по существу.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку они повторяют позицию Управления по делу, не опровергают выводов суда, а по существу направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела, что недопустимо в суде кассационной инстанции.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 16.12.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2011 по делу N А23-3607/10А-21-163 оставить без изменения, а кассационную жалобу УПФ в г. Калуге - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.Ф. Шурова |
Судьи |
Е.И. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем). Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
Из материалов дела усматривается, что по факту представления Обществом недостоверных индивидуальных сведений о застрахованных лицах Управлением в установленном порядке проверка не проводилась, акт не составлялся, в связи с чем кассационная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о нарушении ответчиком процедуры проведения камеральной проверки плательщика страховых взносов, что является самостоятельным основанием для признания недействительными решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 21.07.2010 N 1074, решения о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (дополнения) уточнения индивидуальных лицевых счетов от 11.08.2010 N 36.
С учетом изложенного, вывод апелляционной коллегии о нарушении ответчиком положений п. 2 ст. 11 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ не имеет правового значения для разрешения настоящего спора по существу."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 1 августа 2011 г. N Ф10-2368/11 по делу N А36-3607/10А-21-163
Хронология рассмотрения дела:
01.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2368/11