Резолютивная часть постановления изготовлена 10.08.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.08.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего
Шильненковой М.В.
судей:
Козелкина И.И.
Сладкопевцевой Н.Г.
при участии в заседании:
от прокурора Тульской области
Антонова Ю.Т.-прокурор отдела по
обеспеч. участ. прокуроров в гр. и арб. процессе (дов. N 08/2011 от 01.06.11),
от ответчиков:
ОАО "Тульская сбытовая компания"
ОВД по Белевскому району Тульской
области
Арса Л.М.-зам. нач. отдела по юр. работе
(дов. N 02/д-22 от 27.01.11),
не явился, извещен надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Тульская сбытовая компания" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2011 (судьи Можеева Е.И., Заикина Н.В., Тимашкова Е.Н.) по делу N А68-9544/2010,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тульской области обратился в Арбитражный суд Тульской области с иском к Открытому акционерному обществу "Тульская сбытовая компания", г. Тула, ОГРН 1057100101046, (далее - ОАО "ТСК"), Отделу внутренних дел по Белевскому району Тульской области, г. Белев, Белевский р-н, Тульская обл., ОГРН 1027103271326, (далее - ОВД по Белевскому району) о признании недействительными пунктов 2.2.4, 7.2.1, 7.2.4, 7.2.5 государственного контракта на поставку электрической энергии N 1036 от 01.06.2010, заключенного между ОАО "ТСК" и ОВД по Белевскому району.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 02.02.2011 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительными п.п. 7.2.1, 7.2.4, 7.2.5 государственного контракта N 1036 от 01.06.2010; в остальной части иска отказал.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2011 решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительным п. 2.2.4 контракта отменено. Пункт 2.2.4 государственного контракта N 1036 от 01.06.2010 признан недействительным. В остальной части судебное решение оставлено без изменения.
Ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов арбитражного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, ОАО "Тульская сбытовая компания" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене принятого апелляционной инстанцией судебного акта.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ОАО "ТСК" поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам. Представитель прокурора Тульской области доводы кассационной жалобы отклонил, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.
Представитель ОВД по Белевскому району, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Федерального арбитражного суда Центрального округа и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в судебное заседание не явился, письменно заявив о рассмотрении настоящей жалобы без своего участия. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого постановления апелляционной инстанции.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, между ОВД по Белевскому району (заказчик) и ОАО "ТСК" (гарантирующий поставщик) заключен государственный контракт N 1036 от 01.06.2010, согласно условиям которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии в объемах, необходимых заказчику, обеспечивать оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению, а также иных услуг в интересах заказчика через привлеченных третьих лиц путем заключения соответствующих договоров оказания услуг, а заказчик - оплачивать поставленную электроэнергию и оказанные услуги.
В соответствии с п. 2.2.4 договора гарантирующий поставщик имеет право приостанавливать исполнение обязательств по договору путем введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления в порядке, предусмотренном п. 7 настоящего договора, в случаях, нарушения обязательств по оплате заказчиком приобретенной им электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией, предусмотренных п. 6.2 договора, в том числе авансовых платежей; прекращения обязательств сторон по настоящему договору; выявления неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) заказчика, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей; наличия обращения заказчика, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ.
Пунктом 7.2 договора сторонами согласован порядок ограничения режима потребления электрической энергии в случае неисполнения в полном объеме покупателем своих обязательств по оплате электрической энергии в сроки, установленные настоящим договором.
Согласно п. 7.2.1 при полном либо частичном нарушении покупателем одного из сроков оплаты, предусмотренных п. 6.2 договора, гарантирующий поставщик письменно предупреждает (уведомляет любым удобным способом для гарантирующего поставщика, в том числе телефонограммой и (или) факсимильной связью) покупателя о том, что в случае непогашения (неоплаты) задолженности за электроэнергию в установленный в уведомлении срок, покупателю будет введено частичное ограничение режима потребления энергии через 5 дней с даты получения уведомления. В случае непогашения задолженности в установленный в уведомлении срок - полное ограничение режима потребления энергии через 3 рабочих дня со дня введения частичного ограничения режима потребления энергии.
Пункт 7.2.4 предусматривает, что если покупателю допускается введение ограничения ниже уровня аварийной брони, то по истечении 10 дней с даты введения ограничения режима потребления до уровня аварийной брони вводится полное ограничение режима потребления при условии обязательного предварительного уведомления заказчика (в том числе телефонограммой и (или) факсимильной связью) не позднее 1 рабочего дня до даты введения такого ограничения.
В силу п. 7.2.5 при наличии у заказчика только технологической брони частичное ограничение режима потребления вводится гарантирующим поставщиком до уровня технологической брони через 5 дней с даты получения уведомления (в том числе телефонограммой и (или) факсимильной связью). Полное ограничение режима потребления электроэнергии вводится через три рабочих дня со дня введения частичного ограничения режима потребления электроэнергии до уровня технологической брони.
Полагая, что положения указанных пунктов контракта не соответствуют требованиям действующего законодательства, прокурор Тульской области в порядке ст. 52 АПК РФ обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции признал недействительными п.п. 7.2.1, 7.2.4, 7.2.5 государственного контракта N 1036 от 01.06.2010, указав при этом, что п. 2.2.4 контракта является отсылочным и не противоречит закону и иным нормативно-правовым актам.
Частично отменяя решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительным п. 2.2.4 контракта, арбитражный апелляционный суд правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии в соответствии с положениями, предусмотренными п.п. 2, 3 ст. 546 ГК РФ, допускается только в случаях, установленных данными нормами Кодекса, в том числе в случае нарушения абонентом обязательств по оплате в порядке, установленном законом или иными правовыми актами.
Материалы дела свидетельствуют о том, что рассматриваемый спор возник из правоотношений сторон, сложившихся в рамках исполнения государственного контракта N 1036 от 01.06.2010.
Согласно ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Из буквального толкования положений п. 2.2.4 следует, что указанным пунктом определены случаи, при которых гарантирующий поставщик вправе приостанавливать исполнение обязательств по договору путем введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электроэнергии и услуг, в частности при нарушении обязательств по оплате заказчиком приобретенной электроэнергии.
В силу ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Государственный контракт N 1036 от 01.06.2010 по своей правовой природе является договором энергоснабжения и в силу п. 1 ст. 426 ГК РФ относится к публичным договорам.
Согласно п. 4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
В соответствии с п. 3 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 530 от 31.08.2006 утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики.
Согласно п. 161 Правил N 530 неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии является основанием для ограничения режима ее потребления в установленном порядке.
В соответствии с п. 168 Правил N 530 в отношении потребителей (отдельных объектов), частичное или полное ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления. Перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведен в Приложении N 6.
Пунктом 3 Приложения N 6 Правил N 530 воинские части Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы охраны Российской Федерации отнесены к числу объектов, ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается.
Вышеназванным требованиям корреспондируют положения Указа Президента Российской Федерации N 1173 от 23.11.1995 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства", в силу которых ограничение или прекращение оказания услуг связи воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, признаются действиями, нарушающими безопасность государства.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ N 364 от 29.05.2002 "Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства" установлены особые условия поставки газа, подачи электрической и тепловой энергии и их оплаты, которые в обязательном порядке включаются в договоры энергоснабжения согласно приложению N 3, заключаемые газо- и энергоснабжающими организациями независимо от организационно-правовой формы с финансируемыми за счет средств федерального бюджета организациями - потребителями топливно-энергетических ресурсов, обеспечивающими безопасность государства (в том числе, и учреждениями и организациями уголовно-исполнительной системы).
Согласно Приложению N 3 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.05.2002 N 364 обязательному включению в договор энергоснабжения, заключаемому с финансируемыми за счет средств федерального бюджета организациями, обеспечивающими безопасность государства, подлежит особое условие, предусматривающее, что энергоснабжающая организация не вправе производить ограничение подачи электрической и тепловой энергии потребителю в пределах установленных ему главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств в случае несвоевременного поступления платежей на его счета.
Согласно Положению об Отделе внутренних дел по муниципальному образованию Белевский район Отдел осуществляет полномочия органов внутренних дел Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, защиты собственности от противоправных посягательств, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и безопасности дорожного движения, борьбы с преступностью на территории муниципального образования Белевский район.
ОВД по МО Белевский район входит в систему органов внутренних дел Российской Федерации, подчиняется Управлению внутренних дел по Тульской области и по своей организационной форме является федеральным бюджетным учреждением.
Исходя из изложенного, учитывая, что ОВД по Белевскому району относится к числу потребителей, для которых установлен специальный порядок введения частичного ограничения режима энергопотребления и не допускается ограничение такого режима ниже уровня аварийной брони, вывод суда апелляционной инстанции о наличии достаточных оснований для признания пункта 2.2.4 государственного контракта N 1036, заключенного между ОАО "Тульская сбытовая компания" и ОВД по Белевскому району, не соответствующим требованиям действующего законодательства, и недействительным в силу ст. 168 Гражданского кодекса РФ, правомерен и обоснован.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта не установлено.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2011 по делу N А68-9544/10 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
М.В. Шильненкова |
Судьи |
И.И. Козелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно Приложению N 3 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.05.2002 N 364 обязательному включению в договор энергоснабжения, заключаемому с финансируемыми за счет средств федерального бюджета организациями, обеспечивающими безопасность государства, подлежит особое условие, предусматривающее, что энергоснабжающая организация не вправе производить ограничение подачи электрической и тепловой энергии потребителю в пределах установленных ему главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств в случае несвоевременного поступления платежей на его счета.
...
ОВД по МО Белевский район входит в систему органов внутренних дел Российской Федерации, подчиняется Управлению внутренних дел по Тульской области и по своей организационной форме является федеральным бюджетным учреждением.
Исходя из изложенного, учитывая, что ОВД по Белевскому району относится к числу потребителей, для которых установлен специальный порядок введения частичного ограничения режима энергопотребления и не допускается ограничение такого режима ниже уровня аварийной брони, вывод суда апелляционной инстанции о наличии достаточных оснований для признания пункта 2.2.4 государственного контракта N 1036, заключенного между ОАО "Тульская сбытовая компания" и ОВД по Белевскому району, не соответствующим требованиям действующего законодательства, и недействительным в силу ст. 168 Гражданского кодекса РФ, правомерен и обоснован."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 августа 2011 г. N Ф10-2680/11 по делу N А68-9544/2010