Резолютивная часть постановления объявлена 17.08.2011.
В полном объеме постановление изготовлено 19.08.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Шелудяева В.Н.,
судей
Степиной Л.В.,
Леоновой Л.В.,
при участии в заседании:
от Управления имущественных отношений Брянской области,
ОГРН 1053244057085
241002 г. Брянск, пр-т Ленина, 33
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области,
ОГРН 102320274689,
241000 г. Брянск, ул. Дуки, 80
от третьих лиц:
-индивидуального предпринимателя Ященкова Александра Николаевича,
ОГРН 306325529100046
241010 г. Брянск, ул. Минская,
д.60 "А"
-Закатовой О.В. - представителя по доверенности от 04.07.2011
N 01-7598
-не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
-Ященкова А.Н. - паспорт
1506 562949, ОВД Бежицкого р-на
г. Брянска 10.01.2007,
Токаревой Т.Н. - представителя по доверенности б/н от 27.08.2011,
Панченко Е.М. - представителя по доверенности от 27.11.2010;
-индивидуального предпринимателя Ященкова Николая Николаевича, 241010 г. Брянск,
ул. Ленинградская, д. 31, кв. 21
-не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления имущественных отношений Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 17.03.2011 (судья Черняков А.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2011 (судьи Стаханова В.Н., Игнашина Г.Д., Тучкова О.Г.) по делу N А09-9511/2010,
УСТАНОВИЛ:
Управление имущественных отношений Брянской области (далее -Управление) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (далее - УФАС по Брянской области) от 13.12.2010 N 219 (с учетом уточнений).
Решением суда от 17.03.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого Арбитражного апелляционного суда от 04.05.2011 указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе Управление имущественных отношений Брянской области просит отменить состоявшиеся по настоящему делу решение и постановление в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты по настоящему делу отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, для строительства профилактория был сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок площадью 4723 кв. м с присвоением кадастрового номера 32:28:022701:139, расположенный по адресу: г. Брянск, Володарский район, ул. Речная, 99.
На основании приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 28.05.2008 N 2027 и решения областной земельной комиссии от 16.05.2008 на аукцион выставлено право на заключение договора аренды вышеназванного земельного участка для строительства профилактория, о чем в газете "Брянский рабочий" от 20.06.2008 N 90-92 было опубликовано соответствующее объявление.
При этом начальный размер годовой арендной платы Управлением установлен в сумме 2000000 рублей.
Рыночный размер годовой арендной платы за указанный земельный участок согласно отчету независимого оценщика общества с ограниченной ответственностью "Ко-Инвест Брянск" N 32-22335729-08-080 на дату оценки составлял 227000 рублей.
Для участия в торгах были поданы заявки ООО "АН-Строй", Масловым С.В., Трошиным Р.Е., ООО "Комфорт-Сервис".
28.07.2008 между Управлением имущественных отношений Брянской области и победителем торгов - обществом с ограниченной ответственностью "АН-Строй" заключен договор N 42461 аренды земельного участка, в соответствии с которым размер годовой арендной платы составлял 2100000 рублей.
В связи с невозможностью освоения земельного участка с разрешенным использованием - для строительства профилактория, ООО "АН-Строй" обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Управлению имущественных отношений Брянской области о расторжении договора аренды земельного участка и взыскании неосновательного обогащения в размере 2100000 рублей.
Определением суда от 17.07.2009 по делу N А09-2894/2009 утверждено мировое соглашение, на основании которого ООО "АН-Строй" и Управление имущественных отношений Брянской области заключили соглашение о расторжении договора аренды земельного участка от 28.07.2008 N 43775.
Приказом Управления от 01.04.2010 N 614 право на заключение договора аренды спорного земельного участка для строительства профилактория повторно выставлено на аукцион с начальным размером годовой арендной платы - 1000000 рублей, о чем в "Земельной газете" от 09.04.2010 N 13 опубликовано соответствующее объявление.
Как следует из отчета независимого оценщика (ООО "Ко-Инвест Брянск") от 08.02.2010 N 32-22335729-10-025 начальный рыночный размер годовой арендной платы за объект оценки составлял 444000 рублей.
Объявленный аукцион признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок, о чем 18.05.2010 составлен протокол N 21А/10.
Приказом Управления от 12.07.2010 N 1859 право на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Брянск, Володарский район, ул. Речная, 99, для строительства профилактория выставлено на аукцион в третий раз с начальным размером годовой арендной платы - 1500000 рублей.
14.09.2010 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Брянской области обратились индивидуальные предприниматели Ященков А.Н. и Ященков Н.Н. с жалобой на действия Управления имущественных отношений Брянской области, связанные с созданием условий, препятствующих предоставлению заинтересованным лицам земельного участка, расположенного по адресу: г. Брянск, Володарский район, ул. Речная, 99, для строительства профилактория.
Решением от 13.12.2010 N 7493 по делу N 219 УФАС по Брянской области обжалуемые действия Управления имущественных отношений Брянской области признаны совершенными с нарушением части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), выразившееся в несоблюдении требований земельного законодательства при установлении начального размера годовой арендной платы при проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды спорного земельного участка для строительства профилактория.
На основании указанного решения Управлению было выдано соответствующее предписание от 13.12.2010 N 7494 о прекращении выявленных нарушений.
Не согласившись с решением УФАС по Брянской области, Управление имущественных отношений Брянской области обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований Управления, арбитражный суд обоснованно руководствовался следующим.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом разъяснений, данных в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Указанной нормой закона предусмотрена также и возможность предоставления уполномоченными органами земельных участков для строительства путем проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В соответствии со статьей 38 ЗК РФ предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация.
Собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка.
Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
В соответствии с пп. "в" п. 2 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 (далее - Правила), орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти, уполномоченные на предоставление соответствующих земельных участков, определяют на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, величину их повышения ("шаг аукциона") при проведении торгов в форме аукциона, а также размер задатка.
Согласно пункту 7 статьи 38.1 ЗК РФ продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора, в том числе срок аренды. Начальная цена предмета аукциона (начальная цена земельного участка или начальный размер арендной платы) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии со статьей 3 и статьей 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично муниципальным образованиям, субъектам Российской Федерации, Российской Федерации, в том числе при определении стоимости объектов оценки в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, по данным отчетов независимого оценщика ООО "Ко-Инвест Брянск" от 08.04.2008 N 32-22335729-08-080, от 08.02.2010 N 32-22335729-10-025 начальный рыночный размер годовой арендной платы за спорный земельный участок составлял 227000 и 444000 рублей соответственно.
Однако, при продаже на аукционе права на заключение договора аренды земельного участка начальный размер годовой арендной платы согласно приказам Управления от 28.05.2008 N 2027, от 01.04.2010 N 614, от 12.07.2010 N 1859 составил 2000000, 1000000 и 1500000 рублей соответственно.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно статье 17 указанного закона при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
При таких обстоятельствах спора действия Управления имущественных отношений Брянской области, связанные с установлением размера арендной платы на земельный участок значительно превышающей её рыночный размер, УФАС по Брянской области правомерно признаны не соответствующими ч. 1 ст. 15 и ч. 2 ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции".
В связи с отсутствием правовых оснований для признания недействительными оспариваемого решения антимонопольного органа суд обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на ином понимании вышеперечисленных норм действующего законодательства, а поэтому отклоняются судом кассационной инстанции.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что судом первой и апелляционной инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а поэтому оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 17.03.2011 и постановление Двадцатого Арбитражного апелляционного суда от 04.05.2011 по делу N А09-9511/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 3 и статьей 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
...
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно статье 17 указанного закона при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
При таких обстоятельствах спора действия Управления имущественных отношений Брянской области, связанные с установлением размера арендной платы на земельный участок значительно превышающей её рыночный размер, УФАС по Брянской области правомерно признаны не соответствующими ч. 1 ст. 15 и ч. 2 ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции"."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19 августа 2011 г. N Ф10-2847/11 по делу N А09-9511/2010