Резолютивная часть постановления объявлена 19.08.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.08.2011
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего
судей
при участии в заседании:
Толкачевой И.Ю.
Солодовой Л.В.
Нарусова М.М.
от истца:
Попова Н.Н. (дов. б/н от 01.09.2010);
Разживочкиной Н.Н., директора;
от ответчика:
Мироненко С.А. (дов. N 04.1пр-01-20/01 от 01.01.2011);
от третьего лица:
не явился, извещен надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Юность", г.Курск, на решение Арбитражного суда Курской области от 29.12.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2011 по делу N А35-7577/2010,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Юность" (далее - ООО "Юность"), ОГРН 1034637002839, ИНН 4629000637, г.Курск, обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к Комитету по управлению имуществом Курской области о признании исключительного права истца на приобретение в собственность земельного участка с кадастровым номером 46:29:102154:11, общей площадью 214 кв.м., расположенного по адресу: г.Курск, ул. Карла Маркса, 9 А, и возложении на ответчика обязанности предоставить истцу за плату (по цене, соответствующей 2,5% кадастровой стоимости указанного земельного участка) вышеназванный земельный участок (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет архитектуры и градостроительства города Курска.
Решением Арбитражного суда Курской области от 29.12.2010 (судья Курятина А.А., арбитражные заседатели Широконосов Р.В., Гончаров А.И.) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2011 (судьи Мокроусова Л.М., Сухова И.Б., Поротиков А.И.) указанное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с названными судебными актами, истец подал кассационную жалобу, в которой просит решение от 29.12.2010 и постановление апелляционной инстанции от 20.05.2011 отменить, исковые требования удовлетворить. При этом заявитель кассационной жалобы ссылается на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права.
В судебном заседании представители истца поддержали доводы кассационной жалобы, представитель ответчика просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Комитет архитектуры и градостроительства г.Курска, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд округа не направил. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва ответчика на нее, выслушав представителей сторон, судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения в связи с нижеизложенным.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, ООО "Юность" на праве собственности принадлежит объект недвижимости площадью 131,1 кв. м по адресу г.Курск, ул.К.Маркса, 9А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 46-АВ N 294009 от 04.02.2005 (т.1 л.д.139).
В отношении земельного участка площадью 214 кв. м с кадастровым номером 46:29:102154:11, на котором расположен вышеуказанный объект недвижимости, ООО "Юность" заключен с Комитетом по управлению имуществом Курской области договор аренды N 110-07ю от 30.01.2007 (т.1 л.д.116-119).
05.02.2007 ООО "Юность" направило в адрес Комитета по управлению имуществом Курской области заявку на приобретении названного земельного участка в собственность (т.1 л.д.8-10).
Письмом от 14.05.2008 за N 01-12/4567 Комитет по управлению имуществом Курской области сообщил ООО "Юность" об оставлении без исполнения заявления о выкупе земельного участка с кадастровым номером 46:29:1 02 154:0011 в связи с тем, что по информации администрации города Курска согласно Генеральному плану города Курска, утвержденному распоряжением исполнительного комитета Курского областного Совета народных депутатов от 30.04.1991 N 194р, а также проекту корректуры Генерального плана города Курска, земельный участок по ул. Карла Маркса, 9А расположен в зоне реконструкции Центральной части города (т.1 л.д.12).
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2009 по делу N А35-3103/08-С22 действия Комитета по управлению имуществом Курской области по отказу в предоставлении ООО "Юность" земельного участка в собственность, были признаны незаконными (т.1 л.д.13-19).
26.10.2009 ООО "Юность" вновь обратилось в Комитет по управлению имуществом Курской области с заявкой о выкупе земельного участка, которую общество считает дополнением к ранее поданной заявке от 05.02.2007 (т.1 л.д.94-95, 136-138).
Письмом от 25.11.2009 N 01-12/11815 Комитет по управлению имуществом Курской области отказал ООО "Юность" в предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 214 кв.м с кадастровым номером 46:29:102154:11, расположенного по адресу: г.Курск, ул.К.Маркса, д.9А.
Данное обстоятельство послужило поводом для обращения ООО "Юность в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
В силу п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков из оборота;
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
В п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта. Названные обстоятельства должны приниматься судами во внимание также при разрешении споров по искам собственников недвижимости о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка. При этом следует учитывать, что ответчиком по такому иску является собственник земельного участка (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) в лице его уполномоченного органа.
Согласно п. 2 ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий. Документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы поселений (в редакции Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ).
Как установлено судами, при рассмотрении заявки ООО "Юность" от 26.10.2009 о выкупе земельного участка площадью 214 кв. м с кадастровым номером 46:29:102154:11, расположенного по адресу: г. Курск, ул. К.Маркса, д. 9А, Комитет по управлению имуществом Курской области направил в адрес Комитета архитектуры и градостроительства города Курска запрос о возможности отчуждения данного земельного участка.
Из ответа Комитета архитектуры и градостроительства г.Курска 11.12.2009 N 8343/0602.1 следует, что в соответствии с корректурой Генерального плана г. Курска, утвержденной решением Курского городского Собрания от 15.05.2008 N 43-4-ОС, на территории вышеуказанного земельного участка предусмотрено размещение здания познавательно-развлекательного назначения (музей, театр, кинотеатр, центр досуга) (т.1 л.д. 99-101).
Из материалов дела усматривается, что публичные слушания по проекту названной корректуры Генерального плана города Курска проводились 26.09.2007, о чем свидетельствует публикация в газете "Городские известия" от 16.08.2007 N 98.
Заключение о результатах публичных слушаний по проекту корректуры Генерального плана города Курска опубликовано в газете "Городские известия" от 18.10.2008 N 125.
Постановлением Администрации г.Курска от 22.09.2008 N 1831 (т.1 л.д.107-110) утвержден план реализации корректуры генерального плана города Курска, в соответствии с которым предусмотрена в 2009-2010 разработка проекта планировки Центральной части города Курска.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Курск", утвержденными решением Курского городского Собрания от 23.10.2007 N 388-3-РС, спорный земельный участок по ул.К.Маркса с кадастровым номером 46:29:102154:11 относится к жилой зоне многоэтажной жилой застройки.
Планируемое размещение на данном земельном участке объекта познавательно-развлекательного назначения подтверждается экспликацией общественных зданий и сооружений, картой градостроительного зонирования с указанием границ территориальных зон, выкопировкой из корректуры Генерального плана города Курска (т.1 л.д. 111, 140-141).
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что исковые требования ООО "Юность" не поделжат удовлетворению.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2009 по делу N А35-3108/08-С22, которым были признаны незаконными действия Комитета по управлению имуществом Курской области по отказу в предоставлении в собственность ООО "Юность" спорного земельного участка, была известна судам, оценивалась ими и обоснованно отклонена по мотивам, указанным в обжалуемых судебных актах. В частности, как верно отмечено судом апелляционной инстанции, в рамках арбитражного дела N А35-3108/08-С22 действия Комитета были признаны незаконными в связи с отсутствием в материалах дела доказательств резервирования земельного участка для муниципальных или государственных нужд. При рассмотрении же настоящего дела судами были приняты во внимание иные обстоятельства, а также учтены и оценены представленные доказательства, подтверждающие планируемое размещение конкретного объекта на спорном земельном участке и осуществление действий по подготовке такого размещения.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального права или процессуального права, допущенных судами при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 29.12.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2011 по делу N А35-7577/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Председательствующий |
И.Ю. Толкачева |
Судьи |
Л.В. Солодова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта. Названные обстоятельства должны приниматься судами во внимание также при разрешении споров по искам собственников недвижимости о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка. При этом следует учитывать, что ответчиком по такому иску является собственник земельного участка (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) в лице его уполномоченного органа.
Согласно п. 2 ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий. Документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы поселений (в редакции Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23 августа 2011 г. N Ф10-3167/11 по делу N А35-7577/2010