Как определяется база по ЕСН у крестьянских (фермерских) хозяйств - юридических лиц, созданных до вступления ГК РФ, если наемной силы в хозяйстве нет?
С введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) крестьянским (фермерским) хозяйствам (далее - КФХ) предоставлено право самостоятельно определять свой правовой статус.
Статьей 23 ГК РФ, введенного в действие с 1 января 1995 года, предусмотрено, что глава КФХ, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации (перерегистрации) КФХ.
Согласно указанной статье КФХ осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Согласно пункту 3 статьи 23 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон N 74-ФЗ) КФХ, которые созданы как юридические лица в соответствии с законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года.
На такие КФХ нормы указанного Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность КФХ, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации в целях главы 24 "Единый социальный налог" члены КФХ приравниваются к индивидуальным предпринимателям.
Пунктом 2 статьи 236 Кодекса предусмотрено, что объектом налогообложения для указанных налогоплательщиков признаются доходы от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Для налогоплательщиков - членов КФХ (включая главу КФХ) из дохода исключаются фактически произведенные указанным хозяйством расходы, связанные с развитием КФХ (абзац второй пункта 2 статьи 236 Кодекса).
Таким образом, в целях исчисления единого социального налога главы и члены КФХ, признанные в установленном порядке индивидуальными предпринимателями, а также главы и члены КФХ, осуществляющих деятельность в КФХ с правами юридического лица, статус которых не приведен в соответствие с нормой пункта 2 статьи 23 ГК РФ, признаются налогоплательщиками единого социального налога в порядке, определенном для индивидуальных предпринимателей.
Пунктом 3 статьи 237 Кодекса установлено, что налоговая база по единому социальному налогу налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 Кодекса, в том числе главы и членов КФХ, определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период, как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 Кодекса.
Обращаем Ваше внимание, что члены КФХ (включая главу) вправе перейти на упрощенную систему налогообложения. В этом случае они согласно статье 346.11 Кодекса не являются плательщиками единого социального налога, следовательно, в этом случае у них будет отсутствовать обязанность по определению налоговой базы и уплате единого социального налога, как в отношении своих доходов, так и в отношении выплат в пользу физических лиц.
В силу статьи 17 Федерального закона N 74-ФЗ КФХ не запрещено использование наемного труда, условия которого регламентируются трудовым или гражданско-правовым договором, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг.
В том случае, если индивидуальный предприниматель (в том числе главы и члены КФХ) производит выплаты в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, то он в соответствии с пунктом 1 статьи 236 Кодекса является налогоплательщиком единого социального налога с сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу таких физических лиц.
Правоотношения по уплате единого социального налога налогоплательщиками, осуществляющими выплаты в пользу физических лиц, определяются нормами, установленными пунктом 1 статьи 236 Кодекса, пунктами 1, 2, 4 статьи 237 Кодекса, статьей 238 Кодекса, пунктами 1 и 2 статьи 241 Кодекса, статьей 243 Кодекса.
Департамент единого социального налога
6 сентября 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация, размещенная в данном разделе сервера www.nalog.ru не подпадает под определение письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данным налоговым органом, выполнение которых налогоплательщиком или налоговым агентом является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ.
Данный материал размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом МНС РФ от 23 апреля 2002 г. N 27-0-10/73-П425.