Резолютивная часть постановления объявлена 06.09.2011.
Полный текст постановления изготовлен 09.09.2011
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Егорова Е.И.
Судей
Чаусова Е.Н.
Леоновой Л.В.
При участии в заседании:
от МУП "Рязанская автоколонна N 1310"
г. Рязань, ул. Радиозаводская, д. 35
ОГРН 1026200871641
Курбанова Р.С. - представителя (дов. б/н. от 24.12.2010),
от Министерства финансов РФ
Кондратьева И.А. - гл. спец.-эксперта юр. отдела УФК по Рязанской области (дов. б/н. в порядке передоверия от 13.07.2011),
от третьих лиц:
Министерство финансов Рязанской области
г. Рязань, ул. Почтовая, д. 51
УФК по Рязанской области
г. Рязань, ул. Петрова, д. 3
Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области
г. Рязань, ул. Радищева, д. 3
Министерство социальной защиты населения Рязанской области
г. Рязань, ул. Лен. Комсомола, д. 7
Управление Пенсионного фонда в г.Рязани
г. Рязань, Московское шоссе, д. 6
МУП "Управление Рязанским троллейбусом"
г. Рязань, ул. Дзержинского, д. 19-а
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
Глущенко П.А. - старшего ю/к (дов. б/н. от 31.12.2010),
Третяк Е.В. - гл. экономиста (дов. б/н. от 25.11.2010)
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ на решение Арбитражного суда Рязанской области от 07.02.2011 (судья Крылова И.И.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2011 (судьи Каструба М.В., Дайнеко М.М., Сентюрина И.Г.) по делу N А54-4544/2010,
УСТАНОВИЛ
Муниципальное унитарное предприятие "Рязанская автоколонна N 1310" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в размере 72 171 543,87 руб., образовавшихся в результате недополученной платы от перевозок льготной категории граждан за 2009 год (с учетом уточнения требований).
Определениями Арбитражного суда Рязанской области от 14.10.2010 и от 23.11.2010 к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство финансов Рязанской области, Министерство социальной защиты населения Рязанской области, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Рязани, Муниципальное унитарное предприятие города Рязани "Управление Рязанским троллейбусом".
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 07.02.2011 с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу МУП "Рязанская автоколонна N 1310" взысканы убытки в сумме 72 171 543,87 руб.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Министерство финансов РФ обратилось с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит их отменить, отказав в удовлетворении иска.
При этом податель жалобы указывает, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в спорный период федеральными законами или иными нормативными правовыми актами федерального уровня не была предусмотрена льгота в виде бесплатного проезда на общественном транспорте с обязанностью Российской Федерации по возмещению транспортным организациям выпадающих доходов от перевозки отдельных категорий граждан на льготных условиях.
В данном случае льготные перевозки граждан осуществлялись МУП "Рязанская автоколонна N 1310" во исполнение Постановления Правительства Рязанской области N 151 от 15.06.2006 "Об утверждении Порядка предоставления проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения гражданами, имеющими право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации".
В связи с этим возмещение убытков должно производиться за счет средств бюджета субъекта РФ, издавшего вышеуказанное постановлениею.
Кроме того, Министерство финансов РФ ссылается на необоснованность расчета МУП "Рязанская автоколонна N 1310" суммы исковых требований, как не соответствующего его расходам на перевозку льготной категории пассажиров.
Сумма исковых требований определена статистическим методом с использованием в качестве цифровых показателей для расчета количества проданных проездных билетов и разницы в стоимости обычного проездного билета для поездок пассажиров в общественном транспорте и социального льготного талона-билета.
Такой расчет, по мнению Министерства финансов РФ, противоречит правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении N 9621/10 от 25.01.2011, в соответствии с которой расходы транспортной организации должны определяться исходя из числа выданных единых социальных проездных билетов, тарифа на перевозку и количества поездок по таким билетам (согласно данным натурных обследований для соответствующего периода).
Согласно ч. 1 ст. 286 АПК РФ предметом оценки суда кассационной инстанции являются судебные акты исходя из доводов, изложенных в жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев доводы жалобы и отзыва на нее, кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.
Как следует из материалов дела, между Министерством транспорта, связи и информационных технологий Рязанской области (в настоящее время - Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области) (Заказчик) и МУП "Рязанская автоколонна N 1310" (Перевозчик) заключен договор N 29 от 06.11.2008 об организации транспортного обслуживания населения и о возмещении расходов, связанных с перевозкой граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации.
Согласно п. 1.1. заключенного договора Перевозчик принял на себя обязательства осуществлять в пределах Рязанской области на маршрутах городского и пригородного сообщения перевозку граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации.
Заказчик, в свою очередь, в силу п. 1.2 договора обязался возместить за счет средств федерального бюджета Перевозчику расходы от проезда на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации, по именным социальным талонам-билетам.
Договором определен порядок и условия проезда на транспорте общего пользования граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, порядок взаимодействия сторон договора, порядок осуществления документооборота по возмещению расходов перевозчика, порядок и основания расчетов с перевозчиком по компенсации его расходов по перевозке указанной категории граждан.
В частности пунктами 2.10, 3.2.2, 5.1, 5.2, 8.1, 8.2 договора установлено, что целевые финансовые средства федерального бюджета, предназначенные для компенсации расходов Перевозчика от проезда льготной категории граждан, поступают заказчику - Министерству транспорта Рязанской области через Министерство финансов Рязанской области для расчетов с перевозчиками. Полученная от Министерства финансов Рязанской области сумма финансовых средств распределяется пропорционально долевому участию МУП "Рязанская автоколонна N 1310" в общем объеме транспортной работы. Платежи перевозчику осуществляются Министерством транспорта Рязанской области безналичным путем на расчетный счет перевозчика пропорционально проданным талонам-билетам в городском и пригородном сообщении на основании акта выполненных работ. Оплата производится в течение десяти рабочих дней по окончании расчетного периода (месяца). Обязательства по расчетам за перевозку пассажиров должны быть завершены до 20.12.2009. Срок действия договора установлен с 01.01.2009 по 01.01.2010.
МУП "Рязанская автоколонна N 1310" во исполнение условий заключенного договора, постановления Правительства Рязанской области N 151 от 15.06.2006 "Об утверждении Порядка предоставления проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области" осуществляло в 2009 году перевозку инвалидов, ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеющих в силу закона право на меры социальной поддержки, по льготным ценам на месячные именные социальные талоны - билеты, установленным названным постановлением Правительства Рязанской области.
Согласно ведомостям продажи именных социальных талонов-билетов и отчетов о продаже данных талонов-билетов, в 2009 году от реализации льготных проездных билетов МУП "Рязанская автоколонна N 1310" было получено 19 286 869 руб.
В тоже время, в случае реализации этого же объема льготных проездных билетов по обычной цене, сумма дохода, которую мог бы получить перевозчик, составила 101 717 137,28 руб. Сумма неполученного дохода от реализации проездных билетов составила 82 430 268,28 руб.
В счет компенсации расходов по перевозке льготной категории граждан МУП "Рязанская автоколонна N 1310" от Министерства транспорта Рязанской области было получено 10 258 724,41 руб. средств федерального бюджета, в том числе 8 365 441,56 руб. по городским перевозкам и 1 893 282,85 руб. по пригородным перевозкам.
Ссылаясь на то, что денежные средства, перечисленные ему из бюджета в рамках договора N 29 от 06.11.2008, не компенсировали всей суммы причиненных ему убытков в связи с оказанием услуг льготным категориям граждан, МУП "Рязанская автоколонна N 1310" обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском о взыскании 72 171 543,87 руб. убытков.
Разрешая спор по существу заявленных требований, суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, и, правильно применив нормы материального права, обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 790 ГК РФ за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
Согласно п. 5 ст. 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно статьям 3, 44 и 63 названного Закона меры социальной защиты инвалидов, социальной поддержки ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ в Определении N 353-0 от 11.07.2006 указал, что положения преамбулы и ч. 2 ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 по своему конституционно - правовому смыслу предполагают обязанность Российской Федерации участвовать в финансовом обеспечении реализации полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению мер социальной поддержки на уровне не ниже сложившейся в соответствии с федеральным законодательством, действовавшим до 01.01.2005.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона N 198-ФЗ от 24.07.2007 "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" и приложением N 37 к нему Российская Федерация выделила бюджетам субъектов Российской Федерации субвенции на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации.
Однако, как установлено судом и не оспаривается Министерством Финансов РФ, переданных из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации денежных средств на реализацию льгот по перевозке пассажиров оказалось недостаточно.
Предъявленные МУП "Рязанская автоколонна N 1310" расходы в соответствии со ст.ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ являются реальным ущербом.
Конституция Российской Федерации в ст. 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан. Поэтому Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.
Право льготного проезда на городском транспорте общего пользования для определенной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан.
Исключив Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004 соответствующие нормы из Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.1995 "О ветеранах", законодатель не предусмотрел при этом соразмерной компенсации, связанной с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства.
Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.
Перевозка граждан произведена МУП "Рязанская автоколонна N 1310" в интересах Российской Федерации как публично-правового образования, поскольку осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
Исходя из того, что обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения, суд пришел к правильному выводу о наличии обязанности Российской Федерации по возмещению транспортной организаци выпадающих доходов в связи с перевозкой отдельных категорий граждан на льготных условиях.
При этом судом правильно указано, что Постановлением Правительства Рязанской области N 151 от 15.06.2006 "Об утверждении Порядка предоставления проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области", во исполнение которого был заключен договор N 29 от 06.11.2008, орган государственной власти субъекта Российской Федерации - Правительство Рязанской области в пределах предоставленных ему полномочий лишь установило порядок реализации на своей территории социальных гарантий гражданам, финансирование которых является расходным обязательством Российской Федерации, а не обязательство по финансированию указанного вопроса за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В рамках указанного Порядка МУП "Рязанская автоколонна N 1310" ежемесячно представляло ведомости и отчеты о проданных социальных талонах-билетах в Министерство транспорта Рязанской области.
Счета, счета-фактуры, акты выполненных работ на возмещение расходов, связанных с перевозкой льготных категорий граждан, перевозчик выставлял Министерству транспорта Рязанской области на основании сводных ведомостей с расчетами размеров компенсации исходя из выделяемых бюджетных средств в соответствующий период.
Компенсация расходов МУП "Рязанская автоколонна N 1310" осуществлялась в пределах выделенных области федеральным бюджетом средств, распределенных между всеми перевозчиками пропорционально доле их участия в объеме услуг по перевозке пассажиров. При этом сумма фактически недополученной платы от продажи льготных проездных билетов по цене меньшей, чем обычная стоимость проездного билета, не учитывалась при расчете и выплате компенсации.
Поскольку методика расчета компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготных категорий граждан не разработана, МУП "Рязанская автоколонна N 1310" рассчитывало сумму неполученных доходов самостоятельно.
Определяя размер понесенных убытков, оно исходило из количества проданных социальных талонов-билетов; разницы в стоимости между обычными проездными билетами и социальными талонами-билетами; суммы поступлений из федерального бюджета на компенсацию расходов; суммы доходов, причитающихся ему от продажи социальных талонов-билетов от МУП "Управление Рязанским троллейбусом" пропорционально его доли в соответствии с протоколами распределения доходов между данными организациями, в пунктах продажи которых осуществлялась реализация социальных талонов-билетов на проезд в автобусах, троллейбусах и трамваях, в соответствии с пунктами 1, 5 постановления Правительства Рязанской области N 151 от 15.06.2006.
Проверив данный расчет, суд признал его обоснованным, как соответствующим обстоятельствам дела, требованиям п. 2 ст. 15 ГК РФ, а также практике, установленной постановлениями Президиума ВАС РФ N 12479/07 от 05.02.2008, N 2992/09 от 23.06.2009 .
Приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют не о нарушении применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Поскольку, все фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, то кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых решения и постановления.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, также не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Рязанской области от 07.02.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2011 по делу N А54-4544/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов РФ - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Егоров |
Судьи |
Е.Н. Чаусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из того, что обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения, суд пришел к правильному выводу о наличии обязанности Российской Федерации по возмещению транспортной организаци выпадающих доходов в связи с перевозкой отдельных категорий граждан на льготных условиях.
При этом судом правильно указано, что Постановлением Правительства Рязанской области N 151 от 15.06.2006 "Об утверждении Порядка предоставления проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области", во исполнение которого был заключен договор N 29 от 06.11.2008, орган государственной власти субъекта Российской Федерации - Правительство Рязанской области в пределах предоставленных ему полномочий лишь установило порядок реализации на своей территории социальных гарантий гражданам, финансирование которых является расходным обязательством Российской Федерации, а не обязательство по финансированию указанного вопроса за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
...
Проверив данный расчет, суд признал его обоснованным, как соответствующим обстоятельствам дела, требованиям п. 2 ст. 15 ГК РФ, а также практике, установленной постановлениями Президиума ВАС РФ N 12479/07 от 05.02.2008, N 2992/09 от 23.06.2009 ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 9 сентября 2011 г. N Ф10-3019/11 по делу N А54-4544/2010
Хронология рассмотрения дела:
11.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17210/11
15.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17210/11
14.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17210/2011
09.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3019/11
28.04.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1483/11
07.02.2011 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-4544/10