г.Калуга |
|
27 ноября 2014 г. |
Дело N А23-3074/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.11.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.11.2014.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Ключниковой Н.В. |
|
Стрегелевой Г.А. |
при участии в заседании: |
|
от заявителя - ИП Кубатченко А.М., г.Обнинск Калужской области, ОГРНИП 311402501900036 |
Кубатченко А.М.- предпринимателя Кабаева П.С. - дов. от 01.02.2014 |
от заинтересованного лица - Администрации городского округа "Город Обнинск", г.Обнинск Калужской области, ОГРН 1024000937927 |
Клименко А.Г. - дов. от 27.12.2013 N 01-23/1772
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кубатченко А.М. на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014 (судьи Тимашкова Е.Н., Волкова Ю.А., Капустина Л.А.) по делу N А23-3074/2013,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Кубатченко Артем Михайлович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным решения Администрации (исполнительно-распорядительный орган) городского округа "Город Обнинск" (далее - Администрация) от 28.06.2013 N 01-19/2002 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 200 кв.м с кадастровым номером 40:27:030703:81, расположенного по адресу: Калужская область, г. Обнинск, район ГСК "Луч", и об обязании Администрации принять решение о предоставлении в аренду названного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 30.05.2014 (судья Сидорычева Л.П.) требование предпринимателя удовлетворено в полном объеме.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014 решение суда отменено, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Кубатченко А.М. просит постановление суда второй инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов суда второй инстанции фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на жалобу Администрация просит оставить обжалуемое постановление без изменения как законное и обоснованное, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании предприниматель и его представитель поддержали доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам, представитель Администрации - доводы отзыва на жалобу.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого постановления.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, в ноябре 2011 года предприниматель Кубатченко А.М. обратился в управление архитектуры и градостроительства Администрации по вопросу о возможности выделения земельного участка для строительства здания автосервиса по ул.Кабицынская (район ГСК "Луч" и ГСК "Лада"). (До этого Кубатченко А.М. дважды обращался в Администрацию с аналогичными заявлениями и письмами Администрации от 20.05.2010 и 30.05.2011 ему было отказано в предоставлении спорного земельного участка под строительство здания автосервиса - т.1, л.д.69, 70)
Согласно протоколу от 06.12.2011 заседания комиссии по градостроительным и земельным вопросам комиссия посчитала возможным выделение земельного участка для строительства автосервиса по ул. Кабицынская.
В официальном источнике "Обнинский вестник" от 24.04.2012 N 30 (604) была опубликована информация о предстоящем предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
19 июня 2012 г. Администрация вынесла постановление N 1165-п "О предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора земельного участка ориентировочной площадью 200 кв. м, расположенного в кадастровом квартале 40:27:03 07 03, по адресу ориентира: Калужская область, г.Обнинск, район ГСК "Луч", для строительства мастерской автосервиса".
Земельный участок площадью 200 кв.м был сформирован и поставлен на кадастровый учет.
29 апреля 2013 г. предприниматель обратился в Администрацию с заявлением о принятии решения о предоставлении ему в аренду на срок три года спорного земельного участка площадью 200 кв.м с кадастровым номером 40:27:030703:81 для строительства мастерской автосервиса.
Письмом от 28.06.2013 за N 01-19/2002 Администрация отказала Кубатченко А.М. в предоставлении в аренду земельного участка со ссылкой на то, что площадь испрашиваемого земельного участка не соответствует нормативной; земельный участок сформирован без учета красных линий существующих проездов к гаражным обществам; 25% земельного участка попадает в "треугольник видимости", в котором не допускается строительство зданий, сооружений; планируемое одноэтажное здание с размерами 6,0 м х 10,5 м не масштабно существующей застройке улицы Кабиныцкая.
Полагая, что отказ Администрации является незаконным и нарушает его права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, Кубатченко А.М. обратился в арбитражный суд с названным заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что предпринимателем в полной мере соблюден порядок получения земельного участка в аренду для строительства, установленный статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ); предпринимателем представлены все необходимые документы, предусмотренные законом; по заключению проведенной экспертизы расположение спорного земельного участка соответствует градостроительным нормам и нормам землеустройства, площадь земельного участка соответствует нормативной площади для строительства мастерской автосервиса на два поста, при размещении здания мастерской на этом земельном участке градостроительные и строительные нормы и правила в части соблюдения треугольника видимости, организации строительной площадки, масштабности и соразмерности здания условиям существующей застройки не нарушены.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявления предпринимателя, суд апелляционной инстанции свой вывод мотивировал тем, что согласно генпланам 1971 и 2007 гг. испрашиваемый земельный участок не входит в состав земель, которые предназначены для строительства; материалами дела подтверждено расположение земельного участка в границах красных линий; территория, на которой сформирован земельный участок, относится к территории общего пользования.
Суд кассационной инстанции согласен с выводами апелляционного суда.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 8, 10, 11 статьи 1 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, природными, социальными, экономическими и иными факторами; при этом использование земель должно обеспечивать сочетание интересов общества и законных интересов граждан.
Образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные Земельным кодексом, другими федеральными законами (пункт 6 статьи 11.9 ЗК РФ).
В силу ч.5, ч.10 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки. Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Как установлено судами, территория, на которой формируется спорный земельный участок, относится к существующей застройке.
Согласно генплану 1971 года и генплану 2007 года испрашиваемый земельный участок не входит в состав земель, которые предназначены для строительства. На данную территорию не разрабатывался проект планировки или межевания.
Согласно представленным в дело фрагменту генплана 2007 года и схеме существующей застройки в масштабе 1:500 спорный земельный участок с севера и юга граничит с существующими двухполосными проездами от улицы Кабицынская к существующим гаражным обществам: ГСК "Строитель" и ГСК "Луч".
Из карты-плана к акту выбора земельного участка, выполненной на топографической основе в масштабе 1:500, усматривается, что с севера земельный участок граничит с проездом шириной 6 метров, а с юга - с проездом шириной 5 метров. Граница земельного участка проходит по краю дорожного полотна в обоих случаях.
В соответствии с пунктом 3.5.56 Региональных нормативов "Градостроительство. Планировка и застройка населенных пунктов Калужской области" (далее - Региональные нормативы), утвержденных постановлением правительства Калужской области от 07.08.2009 N 318, для обеспечения подъездов к группам жилых зданий и иных объектов, а также к отдельным зданиям в кварталах следует предусматривать проезды. Ширину проезжих частей проездов следует принимать не менее 5,5 м; ширину тротуаров следует принимать 1,5 м.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
Спорный земельный участок сформирован без учета красных линий существующих проездов к гаражным обществам, что не позволяет его предоставить в аренду для строительства мастерской автосервиса.
Из схемы посадки автомастерской усматривается, что территория, на которой формируется земельный участок, относится к территории общего пользования - является газоном на разделительной полосе между двумя проездами и объектом благоустройства.
В соответствии с пунктом 1.2.18 Региональных нормативов и пунктом 12 статьи 4 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Обнинск", утвержденных решением Обнинского городского Собрания от 12.03.2007 N 01-40, на территориях общего пользования не допускается строительство станций технического обслуживания.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о доказанности факта частичного расположения испрашиваемого земельного участка в границах красных линий и об обоснованном отказе Администрации в предоставлении предпринимателю в аренду спорного земельного участка для строительства.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования суда второй инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для отмены постановления апелляционного суда от 16.09.2014 не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.ст.289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014 по делу N А23-3074/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного суда Российской Федерации в течение двух месяцев.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ч.5, ч.10 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки. Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
...
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27 ноября 2014 г. N Ф10-4090/14 по делу N А23-3074/2013