г. Калуга |
|
26 ноября 2014 г. |
Дело N А36-3806/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Егоровой С.Г. |
судей |
Козелкина И.И. Сладкопевцевой Н.Г. |
при участии в заседании: |
|
от истца ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра"-"Липецкэнерго": |
представитель Бурлакова Л.А., по доверенности от 05.05.2014 N 48 АА 0638502; |
от ответчика ОАО "НЛМК": |
представитель Горбунов Е.Ю., адвокат, по доверенности N 48 АА 0647268 от 27.06.2014; представитель Васильев М.А., по доверенности N 48 АА 0427850 от 29.08.2013; представитель Крамаров М.А., по доверенности от 27.08.2012 N 346; |
от третьего лица Управление энергетики и тарифов Липецкой области: |
представитель Ольхов А.П., зам.нач.отд., по доверенности N 8 от 30.08.2012; |
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 02.04.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2014 N А36-3806/2013,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго", ОГРН 1046900099498, (далее - ОАО "МРСК Центра", сетевая организация, истец) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с иском к открытому акционерному обществу "Новолипецкий металлургический комбинат", ОГРН 1024800823123, (далее - ОАО "НЛМК", ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги по передаче электрической энергии в феврале - июне 2012 г. по договору N 468/15 от 21.06.2005 в сумме 198 284 470,19 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечено Управление энергетики и тарифов Липецкой области (далее - Управление, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 02.04.2014 исковые требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскано 126 633 625 руб. 13 коп. В остальной части требований судом отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2014 решение Арбитражного суда Липецкой области от 02.04.2014 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ОАО "НЛМК" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Липецкой области от 02.04.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2014 в части взыскания с ОАО "НЛМК" 126 633 625, 13 руб. в качестве задолженности и судебных расходов в сумме 127 729, 24 руб. и отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
При этом заявитель ссылается на неправильное, по его мнению, истолкование судами нормы п. 81 Основ ценообразования, применение неустановленного законом метода расчета оплаты за услуги по передаче электроэнергии, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с правилами ст. 286 АПК РФ суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу, исходя из заявленных доводов, в связи с чем законность и обоснованность решения суда первой и постановления апелляционной инстанций проверяется только в обжалуемой части.
Представители ответчика в судебном заседании поддержали доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представители истца, третьего лица в судебном заседании возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения, ввиду следующего.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, 21.06.2005 между ОАО "Липецкэнерго" (исполнитель) и ОАО "НЛМК" (заказчик) был заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 468/15 (далее - договор N 468/15). Окончательную редакцию договора стороны согласовали путем подписания протокола согласования разногласий. Точки передачи электрической энергии отражены в приложении N 1, которое было изменено дополнительным соглашением от 24.01.2008.
31.03.2008 состоялась реорганизация ОАО "Липецкэнерго" в форме присоединения к ОАО "МРСК Центра", в результате которой в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности ОАО "Липецкэнерго", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации юридических лиц. Правопреемником прав и обязанностей ОАО "Липецкэнерго" стало ОАО "МРСК Центра", которое продолжает осуществлять деятельность сетевой организации. Факт полного правопреемства в результате реорганизации подтверждается имеющимися в деле документами и не оспаривался представителем ответчика в ходе рассмотрения дела. Таким образом, права и обязанности по вышеназванному договору между сторонами перешли к ОАО "МРСК Центра" по правилам статей 57, 58 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В связи с реорганизацией, стороны подписали дополнительное соглашение к договору N 468/15, где отразили соответствующее наименование и новые реквизиты истца.
Таким образом, исполнителем обязательств по договору N 468/15 являлось ОАО "МРСК Центра".
Согласно условиям договора N 468/15, ОАО "МРСК Центра" оказывает услуги по передаче электроэнергии, принадлежащей ОАО "НЛМК", путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих ОАО "МРСК Центра" на праве собственности или ином законном основании, а ОАО "НЛМК" обязуется оплачивать услуги по передаче электроэнергии в порядке, установленном договором.
Пунктом 2 дополнительного соглашения от 30.01.2009 к договору N 468/15 установлена цена и порядок расчетов, в соответствии с которым окончательный расчет производится ОАО "НЛМК" путем перечисления денежных средств на расчетный счет ОАО "МРСК Центра" до 15 числа месяца, следующего за расчетным, на основании фактических данных об объеме переданной электроэнергии с учетом ранее произведенных ОАО "НЛМК" текущих платежей и на основании выставленных ОАО "МРСК Центра" актов об оказании услуг по передаче электроэнергии. Расчетным периодом для оплаты услуг является календарный месяц.
Стоимость услуг исполнителя по передаче электроэнергии определяется как произведение объема переданной электрической энергии и утвержденного уполномоченным органом по Липецкой области тарифа на услуги по передаче электрической энергии (п. 6.5. договора).
Приказом Управления энергетики и тарифов по Липецкой области на 2012 год установлен двухставочный тариф, предусматривавший оплату услуг по передаче электроэнергии по ставке на содержание электрических сетей и по ставке на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу. При формировании указанного тарифа учитывалась мощность из Сводного прогнозного баланса электрической мощности на 2012 год.
В соответствии с данными о количестве переданной электрической энергии в интегральных актах учета электрической энергии истец составил и направил ответчику акты об оказании услуги по передаче электрической энергии по сети исполнителя: за февраль 2012 г. - на сумму 355195044,92 руб., за март 2012 г. - 333854075,06 руб., за апрель 2012 г. - 390642421,48 руб., за май 2012 г. - 390429104,67 руб., за июнь 2012 г. - 295942261,36 руб.
Материалами дела подтверждается, что акты об оказании услуги по передаче электрической энергии ответчик подписал с возражениями, оспаривая параметры заявленной мощности, а также применение двухставочного тарифа.
26.10.2011 между ОАО "МРСК Центра" (арендатор) и ОАО "ФСК ЕЭС" (арендодатель) был заключен договор аренды объектов электросетевого хозяйства N ЭСХ-2011/25/7700/00187/11 (далее - договор аренды N ЭСХ-2011), который распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.07.2008.
Согласно дополнительному соглашению N 1 от 31.10.2011 к названному договору аренды ОАО "МРСК Центра" с 01.01.2011 являлось арендатором разъединителя электросетевого оборудования, установленного на подстанциях ответчика и участков высоковольтных линий, отходящих от них.
К электросетевому имуществу единой энергетической системы фактически присоединено электросетевое оборудование ОАО "НЛМК", что не оспаривалось в ходе рассмотрения дела.
01.04.2011 между ОАО "ФСК ЕЭС" и ОАО "НЛМК" был подписан договор оказания услуг по передаче электрической энергии на основании решения Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-60340/11 от 10.02.2012.
Ссылаясь на то, что ответчиком до настоящего времени не оплачена полная стоимость услуг по передаче электроэнергии, истец обратился с иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные исковые требования частично, арбитражные суды обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ "Об электроэнергетике"), единая национальная (общероссийская) электрическая сеть представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств.
Согласно п. 5 ст. 8 ФЗ "Об электроэнергетике", организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью вправе передавать в аренду территориальным сетевым организациям объекты электросетевого хозяйства по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии (пункт 4 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг).
На основании п/п "б" п. 14 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг при исполнении договора потребитель услуг обязан оплачивать услуги сетевой организации по передаче электрической энергии в размере и сроки, установленные договором.
Договором N 486/15 с учетом дополнительного соглашения был предусмотрен расчетный период для оплаты оказываемых услуг - один календарный месяц, окончательный расчет за оказанные услуги должен производиться до 15 числа месяца, следующего за расчетным, исходя из объемов переданной электроэнергии, указанных в акте об оказании услуг по передаче.
В соответствии со ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях исполнение договора оплачивается по ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно ст. 23 ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов)в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен.
В силу п. 4 ст. 23.1 ФЗ "Об электроэнергетике" государственному регулированию на оптовом и (или) розничных рынках подлежат, в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Как верно указали суды в обжалуемых судебных актах, в спорный период действовало постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (вместе с "Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", "Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике") (далее - Основы ценообразования).
Редакция п. 81 Основ ценообразования начала действовать с 31.01.2012 и охватила весь спорный период, с учетом изменений, внесенных постановлениями Правительства Российской Федерации от 27.03.2012 N 239, от 04.05.2012 N 437.
Из абз. 15 п. 81 Основ ценообразования следует, что для целей расчетов за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, потребители (за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей, потребителей, энергопринимающие устройства которых непосредственно присоединены к переданным по согласованию в установленном порядке с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в аренду территориальным сетевым организациям объектам электросетевого хозяйства, входящим в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, или гарантирующих поставщиков (энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций), действующих в интересах указанных потребителей), гарантирующие поставщики (энергосбытовые организации, энергоснабжающие организациями) самостоятельно выбирают вариант тарифа на период регулирования путем направления письменного уведомления в сетевую организацию в течение одного месяца со дня официального опубликования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении соответствующих цен (тарифов). При этом выбранный вариант тарифа применяется для целей расчетов за услуги по передаче электрической энергии со дня введения в действие указанных тарифов.
Расчеты за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, с потребителями, энергопринимающие устройства которых непосредственно присоединены к переданным по согласованию в установленном порядке с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в аренду территориальным сетевым организациям объектам электросетевого хозяйства, входящим в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, или гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями, энергоснабжающими организациями), действующими в интересах указанных потребителей, производятся по двухставочному тарифу на услуги по передаче электрической энергии (абзац 16 пункта 81 Основ ценообразования).
На основании абз. 13 ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике", следует, что утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.
Из материалов дела усматривается, что ответчик относится к категории субъектов, на которых распространяется действие правила абзаца 16 пункта 81 Основ ценообразования, поскольку энергопринимающие устройства ответчика непосредственно присоединены к переданным по согласованию в установленном порядке с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в аренду территориальным сетевым организациям объектам электросетевого хозяйства, входящим в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
С учетом изложенного арбитражные суды правомерно указали на то, что у ответчика не возникло право на самостоятельный выбор тарифа, в связи с чем расчет между сторонами должен производится в соответствии с нормами абзаца 16 пункта 81 Основ ценообразования - по двухставочному тарифу.
Данная правовая позиция поддержана и Управлением энергетики и тарифов по Липецкой области.
Кроме того, суды двух инстанций на основании материалов дела установили, что ОАО "НЛМК" выражало согласие производить расчет по двухставочному тарифу в спорный период. Так, в письмах N 190/00309 от 21.06.2012, N 190/00344 от 16.07.2012 ОАО "НЛМК" подтверждало свою готовность производить расчет по двухставочному тарифу с февраля 2012 г. по точкам поставки, относящимся к объектам ЕНЭС.
Ответчик в ходе рассмотрения дела не опроверг того обстоятельства, что фактически оплачивал оказанные ему услуги по передаче электрической энергии по двухставочному тарифу. Как видно из особого мнения ОАО "НЛМК", оформленного к актам оказания услуг по передаче электрической энергии за май - июнь 2012 г., ответчик не возражал против применения в расчетах двухставочного тарифа, оспаривал только величину заявленной мощности, примененную истцом в расчете.
Разрешая спор сторон по величине заявленной мощности, примененной истцом в расчете, арбитражные суды правомерно учли следующее.
Пунктом 47 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг установлена обязанность потребителя услуг по передаче электрической энергии уведомить сетевую организацию о величине заявленной мощности на предстоящий календарный год не менее чем за 8 месяцев до наступления очередного периода регулирования тарифов.
В п. 50 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (в редакции Приказа ФСТ России от 21.10.2008 N 209-э/1) предусматривается, что при установлении двухставочных единых (котловых) тарифов единая ставка на содержание сетей определяется из расчета за мегаватт заявленной мощности потребителя.
Вместе с тем, ответчик, как потребитель услуг по передаче электрической энергии, свою обязанность уведомить сетевую организацию о величине заявленной мощности на предстоящий календарный год не исполнил.
Как следует из пояснений Управления энергетики и тарифов по Липецкой области, при формировании двухставочного тарифа на услуги филиала ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" по передаче электрической энергии для ОАО "НЛМК" учитывалась средняя мощность на 2012 год из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической мощности в рамках единой энергетической системы России по Липецкой области, утвержденного приказом ФСТ России от 29.11.2011 N 301-э/2, составила 409,857 МВт. При этом, в феврале 2012 г. мощность определена в размере 422,53 МВт, в марте 2012 г. - 457,05 МВт, в апреле 2012 г. - 409,32 МВт, в мае 2012 г. - 381,99 МВт, в июне 2012 г. - 398,75 МВт., что не противоречит действовавшим в спорный период нормам права и сложившейся судебной практике.
Правомерность применения величины мощности, учтенной при формировании тарифов на основании сводного прогнозного плана, в случае уклонения потребителя услуг по передаче электрической энергии от надлежащего уведомления сетевой организации о величине заявленной мощности при расчетах за указанные услуги в части ставки на содержание сетей, подтверждена в Постановление Президиума ВАС РФ от 01.11.2011 N 3327/11.
Исходя из вышеизложенного, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о том, что требование истца о взыскании с ответчика задолженности за услуги по передаче электроэнергии за февраль - июнь 2012 г. основано на законе, подтверждено материалами дела и правомерно удовлетворено в сумме 126 633 625,13 руб.
Доводы кассационной жалобы были известны суду апелляционной инстанции, оценены им и правомерно отклонены по основаниям, изложенным в обжалуемом постановлении.
В силу положения части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет обоснованность обжалуемых судебных актов лишь в той мере, в какой это необходимо для проверки соответствия проверяемых актов нормам материального и процессуального права, исходя из установленных статьей 286 названного Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой, представленных в дело доказательств, данных судами двух инстанций, в силу ст. 286 АПК РФ не может служить основанием к отмене оспариваемых судебных актов.
Поскольку иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, кассационная коллегия отказывает в ее удовлетворении.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 02.04.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2014 N А36-3806/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Г. Егорова |
Судьи |
И.И. Козелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из пояснений Управления энергетики и тарифов по Липецкой области, при формировании двухставочного тарифа на услуги филиала ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" по передаче электрической энергии для ОАО "НЛМК" учитывалась средняя мощность на 2012 год из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической мощности в рамках единой энергетической системы России по Липецкой области, утвержденного приказом ФСТ России от 29.11.2011 N 301-э/2, составила 409,857 МВт. При этом, в феврале 2012 г. мощность определена в размере 422,53 МВт, в марте 2012 г. - 457,05 МВт, в апреле 2012 г. - 409,32 МВт, в мае 2012 г. - 381,99 МВт, в июне 2012 г. - 398,75 МВт., что не противоречит действовавшим в спорный период нормам права и сложившейся судебной практике.
Правомерность применения величины мощности, учтенной при формировании тарифов на основании сводного прогнозного плана, в случае уклонения потребителя услуг по передаче электрической энергии от надлежащего уведомления сетевой организации о величине заявленной мощности при расчетах за указанные услуги в части ставки на содержание сетей, подтверждена в Постановление Президиума ВАС РФ от 01.11.2011 N 3327/11."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26 ноября 2014 г. N Ф10-4167/14 по делу N А36-3806/2013